Об этом сообщил журналистам зампремьер-министра Беларуси Анатолий Калинин. Уже дано поручение соответствующим государственным структурам проработать вопрос и подготовить проекты необходимых решений.
Белорусы, впрочем, намерены пойти еще дальше: не только упростить порядок пересечения владельцами автодомов границы, но и установить налоговые льготы хозяевам кемпингов, занятых обслуживанием таких путешественников.
Людей, которые любят знакомиться с миром с привычным домашним комфортом, называют караванерами. Сегодня это многочисленная каста путешественников, которых встретишь в любой точке земного шара. Для большинства граждан Союзного государства караванинг пока остается экзотикой, хотя, как говорят бывалые, тот, кто хоть однажды попробовал этот вид отдыха, с ним уже не расстанется.
Первых отечественных караванеров мы увидели в знаменитом фильме "Три плюс два": на берегу моря встречаются две компании, оснащенные самой экономичной разновидностью караванинга - автомобилем с обычной палаткой в багажнике.
В наше время нет необходимости разбивать на ночлег палатку и настраивать на одну ночь прочие бытовые приспособления - все это встроено либо в специальный прицеп, либо сама ваша машина уже сконструирована так, чтобы в ней можно было жить со всеми удобствами.
И эта "экзотика" завоевывает в России сердца все большего числа непосед. В продаже появились самые современные автодома, рассчитанные на самые разные кошельки, и дома-прицепы. Все чаще на междугородних шоссе попадаются характерные караваны единомышленников. Стали создаваться всевозможные "лиги караванеров", объединяющие сотни членов. И вот логичный шаг белорусов - поставить это дело на серьезную государственную основу.
Прокомментировать заявление вице-премьера Беларуси Анатолия Калинина мы попросили человека, который стоял в России у самых истоков караванинга, а сегодня связал с ним и свою профессию. Это Ирина Вовк, директор одной из крупнейших московских фирм, занимающейся обслуживанием караванеров, и которая знает о караванинге все, или почти все.
- Это замечательная инициатива белорусских властей, - говорит Ирина. - Если все, что наши коллеги задумали, действительно будет воплощено на практике, то остается им только завидовать. Думаю, как следствие, резко возрастет поток автотуристов в Беларусь и прежде всего из России. Да, границы между нашими государствами прозрачны, но вот платить россиянам за проезд автодома по платным дорогам Беларуси сейчас приходится, как за самосвал. Но главное не в этом, а в том, что белорусы, как я поняла, намерены простимулировать рост количества автокемпингов в стране. И это настоящий подарок всем автотуристам.
Ирина Вовк объясняет, что главная проблема развития караванинга как в Беларуси, так и в России заключается в ограниченном количестве специально оборудованных мест, где можно комфортно "припарковаться" на день-другой. Эта проблема ограничивает рост популяции таких путешественников. Государство должно способствовать созданию обширной сети специализированных кемпингов, где можно отдохнуть, полюбоваться живописными окрестностями, подремонтировать автомобиль, пополнить запасы воды, избавиться от отходов, а на время стоянки подключить домик к электричеству.
Для сравнения: в Европе сегодня функционирует около десяти тысяч оборудованных кемпингов, в России счет идет на десятки (штук). Хотя на бумаге их гораздо больше, но часто в разряд кемпингов включают даже небольшой огороженный участок земли без инфраструктуры. В основном кемпинги расположены в северо-западной части России и вдоль Золотого кольца. Можно, конечно, путешествовать с прицепом и по девственным уголкам, страна-то большая, но, как правило, вы столкнетесь с очень плохими дорогами, которые потребуют в качестве буксировщика мощный внедорожник.
- Развитие сети кемпингов, - подчеркивает Ирина Вовк, - непременно повлечет за собой и рост малого бизнеса, представители которого будут заняты обслуживанием туристов, улучшение качества дорог, а также рост рынка техники. Это в конце концов немалая экономическая составляющая, ведь привлечение в страну иностранных туристов равносильно прямому привлечению инвестиций...
По мнению нашего эксперта, существуют принципиальные различия между любителями караванинга в России и на Западе. Там это солидные люди, чаще всего пенсионеры, которые не ограничены во времени, они в собственное удовольствие колесят по миру, останавливаясь там, где понравится, и напитываясь на закате жизни новыми впечатлениями. Дешево и сердито! А вот в России это совсем иной контингент. В основном это люди в расцвете сил, преимущественно семейные, имеющие детей и возможность "вырываться" из дома на недельку-другую лишь два-три раза в год.
Дорого ли путешествовать в собственном автодоме?
Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать, что выпуском автодомов занимаются самые известные фирмы Германии, Италии, США. Они оборудованы спальными местами, туалетами, душевыми, кухнями, холодильниками и даже отоплением на тот случай, если путешествовать приходится зимой. Для управления автодомом подходят права с обычной категорией B, поскольку ПДД допускают водителей с этой категорией к управлению транспортным средством весом до трех с половиной тонн и восемью сидячими местами.
- Да, новый автодом недешев, - говорит Ирина, - его стоимость начинается от трех с половиной миллионов российских рублей. Дело в том, что высоки ввозные таможенные пошлины - порядка 50 процентов от начальной цены. Но можно приобрести бэушный дом или жилой прицеп. Новый прицеп стоит от 500 тысяч рублей, а подержанный -от 200 тысяч. Если говорить об аренде, то она обойдется в среднем в семь-восемь тысяч в сутки.
Добавим, что в России за дом на колесах придется еще заплатить довольно серьезный дорожный налог. Если вас все это не пугает, то в путь!
Первым караванером был Емеля из сказки "По щучьему велению". Фото: ИТАР-ТАСС