Но даже если не брать во внимание проблемы со стоимостью перелетов, изношенностью гостиниц, откровенно плохим сервисом (в конце концов, все это можно исправить), камнем преткновения становится отсутствие у муниципалитетов полномочий развивать туризм. Ну какие после этого гостиницы и привлекательные маршруты?
Об этой проблеме "РГ" рассказывали во многих регионах России. "Ни в одном муниципалитете по закону нельзя сформировать отделы по развитию туризма. Мы сейчас формируем туристические кластеры, чтобы их включать в Федеральную целевую программу, но муниципалитеты, в отличие от регионов, не имеют полномочий даже по закреплению специалистов на эту работу. Нет источников, чтобы платить им зарплату, - говорил начальник отдела Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Владимир Щур. - В свою программу развития туризма мы включили подготовку гидов-переводчиков, нам не хватает их в Приморье для обслуживания иностранных туристов. Но этот проект не согласовали органы исполнительной власти лишь потому, что у нас нет таких полномочий".
Дело в том, что муниципалитеты работают по 131-му Федеральному закону. В нем есть только "голая" формулировка, что они имеют право развивать туризм. "Но это право не дает ничего, - рассказала "Российской газете" директор Угличского туристско-информационного центра (ТИЦ) Юлия Воронова. - Мы не закреплены в отраслевых перечнях муниципальных услуг, нет описаний квалификационных требований к сотрудникам ТИЦев, нет системы расчета заработной платы". Основная проблема, по мнению экспертов, связана с тем, что законы не успевают за жизненными реалиями.
Туризм в России развивается динамично, энтузиасты стараются копировать зарубежный опыт, который на десятилетия опережает то, что прописано в отечественных нормативных актах. В случае с туризмом есть противоречия со 131-м законом об организации местного самоуправления и Бюджетным кодексом. В кодексе сказано, что дотационные муниципалитеты должны выполнять свои основные обязательства. По закону к ним относится сфера ЖКХ, транспорта, здравоохранения. А развивать туризм, на который согласно формулировке, прописанной в законе, муниципалитеты "имеют право", можно только донорам. "Получается, если ты донор, имеешь деньги, то, значит, имеешь право развивать туризм. То есть эта отрасль законодательно до сих пор воспринимается, как развлечение, а не сектор экономики, - рассказывает "РГ" директор Ассоциации малых туристских городов Елена Канева. - Но у нас в стране почти все малые города дотационные. А туризм - как раз позволяет их спасти".
Угличский ТИЦ появился первым в Ярославской области, 5 лет он работает на имидж и экономику малого города. И теперь примерно 10-15 процентов в общей сумме налоговых отчислений в бюджет дает сфера туризма. В минувшие выходные в городе на Волге прошел международный фотопарад. В нем приняли участие именитые мастера со всего мира, фотокорреспонденты ведущих СМИ и информационных агентств. Для города с населением в 40 тысяч человек - это огромное событие. Еще бы: снимки, сделанные здесь, потом разлетятся по городам и странам, там узнают, что есть в России и красивая река Волга, и милый город Углич. Так что, как видим, "туристические полномочия" нужны малым городам не только для того, чтобы зарабатывать деньги. Но и для имиджа страны.
Хотя деньги, понятно, тоже жизненно необходимы. Тем более скоро могут открыться новые возможности. Недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести так называемый туристический налог. "Вопрос назрел, его надо решать. Я думаю, любой турист, который приезжает в исторические, культурные центры, не пожалеет 3-5 долларов, или 100-150 рублей, для того, чтобы они пошли на восстановление исторических памятников", - заявила глава Совфеда. ТИЦы и муниципальные власти обеими руками "за". Правда, признают, что наши туристы еще к таким взносам не готовы. "Если платить налог при въезде в город даже по 100 рублей с человека для семьи из 4 человек, это будет накладно. Хотя такая практика существует за границей. В некоторых странах Европы муниципальный налог, который идет на развитие туризма, взимают отели", - поясняет Елена Канева. "Опыт есть разный. Например, в Инсбруке небольшие отчисления на содержание туристско-информационных центров делают магазины по продаже сувениров. Это логично, потому что ТИЦы занимаются раскруткой тех же магазинов, ресторанов, гостиниц", - приводит пример Юлия Воронова.
В Угличе то и дело слышна иностранная речь. Сюда ежедневно приходят круизные лайнеры, которые возят интуристов по городам Золотого кольца. В Угличе очень много молодых лиц, это удивляет, потому что мы, к сожалению, уже привыкли к тому, что город на несколько десятков тысяч жителей - это в перспективе умирающая деревня. В Угличе есть выбор ресторанов и гостиниц. Ценовой диапазон на размещение - от 300 руб. до 3,5 тысячи рублей. Сейчас надо только дорабатывать законы и в идеале решать извечную проблему с дорогами. "Если к городу плохая дорога, ехать туда не хочется", - делится мнением Канева.
Владивосток и остров Русский с вертолета