Ниже плинтуса
Среди молодежи модно понижать свои автомобили (как правило, недорогие). Непосвященному наблюдателю может показаться, что подвеска тюнингованной машины вконец развалилась.
- Мы опускаем машины, обрезая стойки амортизатора и соответственно укорачивая пружины, при этом кузов опускается на заказанное клиентом расстояние, - рассказал автомастер Шота Кахабадзе. - Стоит это восемь тысяч, но, честно говоря, я не понимаю, зачем люди так делают. С одной стороны, центр тяжести автомобиля понижается и она становится устойчивее на дороге, это плюс. С другой, перед любой выбоиной или "лежачим полицейским" водителю и пассажирам такой машины приходится выходить, подкладывать дощечки, а то и просто поднимать машину на руках.
Известны случаи, когда опущенный по желанию клиента автомобиль вообще не мог тронуться с места, потому что лежал на днище.
- Некоторые считают, что опущенный кузов придает машине спортивный вид. Но какая-нибудь убитая "Лада", цепляющая вдобавок днищем за асфальт, выглядит по меньшей мере странно, - добавил сын и помощник автомастера Борис. - По нашим дорогам не опускать машину надо, а поднимать.
Делают и это, добавляя вставки нужного размера под пружины.
- "Опели" поднимаем по-другому. Разрезаем стойку, вставляем четырехсантиметровую втулку и провариваем с обеих сторон. Кузов при этом поднимается на семь сантиметров, - рассказал Шота.
Можно в гаражных условиях увеличить и мощность двигателя. Расточкой блока увеличивается рабочий объем, фрезеровкой головки цилиндров поднимается степень сжатия, подбираются нужные поршни и вперед.
Скакать и плавать
В связи с российской спецификой самый востребованный вид транспорта в стране - внедорожники. И чем они проходимее, тем лучше, поскольку бездорожью у нас нет предела. В специализированных мастерских обычные джипы превращают в настоящие вездеходы.
- На этот Jeep Wrangler установлена тюнинговая подвеска для мягкости, устойчивости в поворотах и хорошей проходимости по бездорожью. Высокие пружины - чтобы днищем за пни не задевать. Надежные энергоемкие амортизаторы переменной жесткости: можно настроить как диван, а можно как табуретку, в зависимости от дороги, - рассказал специалист по трофи-тюнингу Дмитрий Орешкин. - В мосты встроены пневматические блокировки, днище прикрыто металлической защитой, на рулевые тяги установлены демпферы, чтобы машина не вихлялась на огромных колесах, а редуктор не развалился от прыжков в колее.
Стоит такая переделка четыреста тысяч рублей. В соседнем боксе стоял автомобиль за 10 миллионов , собранный вручную за три года гоночный вездеход с турбодизелем от Audi A6, КПП от Suzuki, сделанными на заказ за границей редукторами и помпой для откачки воды из салона - оно еще и плавает.
Чип и готово
Самый интеллигентный вид тюнинга - компьютерный. Не надо ничего отпиливать и приваривать - чисто одетый специалист с ноутбуком подключается через диагностический разъем к бортовому компьютеру автомобиля и меняет настройки управления двигателем.
- Изменив 30-50 параметров в автомобильном мозгу, можно процентов на 10 улучшить экономичность, заметно поднять мощность и ликвидировать провалы на низах, которыми грешат современные, задушенные экологическими нормами моторы, - рассказал Евгений "Моцарт" Захаров. Прозвище он получил за любовь к игре на фортепиано. - Подход индивидуальный: первым делом я выясняю, что именно нужно клиенту и действую, исходя из этого.
У хорошего специалиста есть база данных с готовыми настройками для популярных моделей - в таком случае перепрограммирование занимает минут 20. В других приходится скачивать программу и, разобрав на компоненты, менять прошивку вручную. Встречаются и сложные ситуации.
- Сейчас в работе находится дизельный Ford Mondeo IV с задачей отключить сажевый фильтр и систему EGR. Все это было успешно отключено, существенно увеличилась мощность двигателя, но перестал работать кондиционер, - признался Евгений. - Ищем сбой в программном коде. Я всегда предупреждаю клиентов, что настройка их авто может занять больше времени, чем планировалось, а владельцев эксклюзивных и редких в нашем регионе машин иногда удобнее направить к коллегам - например, в Москву.
Авторская настройка двигателя обходится примерно в один процент от стоимости машины. Конечная цена зависит от сложности работы, необходимого оборудования и возможного риска.
ГИБДД предупреждает
С точки зрения законодательства любое вмешательство в конструкцию автомобиля: будь то переделка мотора или наклейка пластиковой надписи Ferrari на лобовое стекло "Жигулей", - требует одобрения уполномоченного органа, НАМИ. Дело это хлопотное, затратное и небыстрое. А без сертификации любой автоинспектор имеет право снять с модифицированной машины номера и отправить ее на штрафстоянку (пункт 7.18 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Ну или как минимум возникнут проблемы при прохождении техосмотра.
P.S. Пока писался текст, Моцарт починил Mondeo.