- Что поделаешь... Это профессиональный спорт. Здесь все зависит не только от тех, кто выходит на площадку и играет, но и от тех, кто дает деньги.
Однако давайте для начала вспомним итоги прошлого сезона. Уже сам выход новичка лиги "Льва" в финальную стадию все расценивали как сенсацию. А потом была захватывающая серия из семи матчей...
Рашид Хабибулин: ...Три из которых выиграли мы и четыре - наши соперники. В недолгой истории КХЛ это, безусловно, был самый интересный финал. Такой накал борьбы! Такой ажиотаж среди болельщиков! Те игры собирали рекордную аудиторию - более 17 тысяч человек. Я думаю, в обозримом будущем никто этот рекорд не побьет. У нас появилось множество своих фанатов, причем не только из числа местных. На матчи приезжали наши поклонники из Австрии, Германии, Словакии, других стран. Целый ряд наших игроков был отмечен разными призами.
И вы говорили мне в апреле, что уже думаете о контурах команды сезона 2014-2015, что не должно быть проблем с бюджетом...
Рашид Хабибулин: Их и не было тогда. Но ситуация изменилась. Вы же видите, что происходит в мире. Все это отражается и на крупном бизнесе. У наших акционеров появились трудности, и в итоге они приняли непростое для себя решение: сократить издержки за счет разного рода непроизводственных затрат. В том числе и за счет хоккея. Официальное решение об этом было принято в самом конце июня. Мы, кстати, до самого последнего надеялись, что ситуацию как-то удастся разрулить. Допустим, подключатся официальные структуры Чехии, заинтересованные в развитии спорта, помогут акционерам с контрактами, поддержат...
А кто они - ваши акционеры?
Рашид Хабибулин: Это, во-первых, ЧКД-Групп, крупная машиностроительная компания, хорошо и давно известная в Чехии. Многие направления ее деятельности тесно связаны с нефте- и газодобывающими отраслями. Второй владелец - тоже крупная международная корпорация А-Energy. К ним, повторюсь, претензий нет. И тот, и другой до конца искали варианты, чтобы спасти команду.
Но не спасли. И как это было воспринято в Чехии?
Рашид Хабибулин: Шок, конечно. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что мы не одни оказались в трудной ситуации. Многие клубы до сих пор в подвешенном состоянии.
Но ведь финансовые гарантии ими были даны? Без этого, как я понимаю, КХЛ не допустит команду к участию в играх?
Рашид Хабибулин: А что такое финансовая гарантия? Просто бумажка. На деле же будут искать деньги по ходу чемпионата, ходить с протянутой рукой по спонсорам. Более или менее устойчиво чувствуют себя шесть-семь клубов.
Мы с вами этой темы касались в предыдущем интервью. Тогда вы говорили, что нечего даже и сравнивать финансовое положение европейских клубов и команд НХЛ, которые сами зарабатывают себе на жизнь. Правильно ли я понимаю, что о рентабельности КХЛ по-прежнему говорить рано?
Рашид Хабибулин: Абсолютно точно. У нас нет ни одной команды, которая существовала бы за свой счет. Все зависят от спонсоров, акционеров, от поддержки извне. Но в той же Чехии ситуация, связанная с такими благодетелями, несколько иная. Тот, кто помогает профессиональному спорту, имеет какие-то преференции - налоговые, другие. У нас такое было в 90-е годы. Потом сказали: вы должны сами себя окупать. Задача, вроде бы, хорошая, правильная, но совершенно нереальная в наших условиях. И уровень жизни ниже, и отношения с телекомпаниями другие, и меньше иных способов заработать.
Какова судьба ваших игроков?
Рашид Хабибулин: Практически все уже трудоустроены. Основная масса осталась в КХЛ. Кто-то будет играть в чемпионатах европейских стран, кто-то уехал за океан. Нападающему Патрику Закриссону предлагали хорошие условия во Владивостоке, но он отказался, вернулся в Швецию. Канадца Марка-Андре Граньяни тоже приглашали в Россию, однако он предпочел швейцарский клуб. Сильных парней из Чехии взяла местная "Спарта". У тренера Петри Веханена контракт со сборной Финляндии.
И все-таки что дальше? Есть хоть малая надежда на то, что в следующем сезоне "Лев" вернется на радость своим болельщикам?
Рашид Хабибулин: Есть такая надежда. В официальном заявлении, обнародованном клубом, говорится, что КХЛ по-прежнему "остается нашим главным приоритетом", что в том случае, если удастся найти средства для достойного представительства в лиге, то клуб с удовольствием продолжит выступления в последующие сезоны. То есть дверь для нас остается открытой. "Лев" не ликвидирован полностью, а, я бы сказал, находится в состоянии некой консервации.