"Это будут консультации по взаимным озабоченностям", - дипломатично объяснил цель встречи источник в российском министерстве иностранных дел. Пока неизвестен количественный состав экспертов, однако на Смоленской площади утверждают, что консультации пройдут "на весьма солидном уровне" с участием внешнеполитических и оборонных ведомств двух государств.
Напомним, что американцы в ежегодном докладе госдепартамента о соблюдении соглашений по контролю над вооружением обвинили Москву в нарушении Договора о РСМД, подписанном более четверти века назад. В докладе, в частности, говорится, что Россия якобы "нарушила принятые по договору обязательства не испытывать, не производить и не развертывать крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 километров до 5,5 тысячи километров, а также не производить пусковые установки таких ракет". В Москве предъявленные обвинения назвали голословными, "из разряда вашингтонских претензий по другим поводам".
В специальном послании российскому президенту Владимиру Путину глава Белого дома Барак Обама выразил готовность к организации встречи между представителями России и США по условиям соблюдения договора.
В том числе речь идет о диалоге на самом высоком уровне.
Какие запреты и ограничения, заложенные в договоре более четверти века назад, и сегодня так волнуют политиков? Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности вступил в силу 1 июня 1988 года. В соответствии с ним стороны в течение трех лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты, расположенные на европейской и азиатской территории СССР. США также гарантировали вывод своих "Першингов" с территории Западной Европы. Это были первые в истории договоренности о реальном сокращении вооружений. Для контроля за уничтожением ракет предусматривались инспекторские проверки.
Согласно 3-й статье договора, уничтожению подлежали:
Ракеты средней дальности: Со стороны СССР - РСД-10 "Пионер", "Р-12", "Р-14" (по классификации НАТО "SS-20", "SS-4" и "SS-5" соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 "Slingshot");
Со стороны США - "Першинг-2" и "BGM-109G" (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
Ракеты меньшей дальности: СССР - "ОТР-22 "Темп-С" и ОТР-23 "Ока" ("SS-12" и "SS-23");
США - "Першинг-1А".
К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов и 825 пусковых установок (из них около половины - произведенные ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов и 318 установок.
Стороны также обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности.
При этом, по мнению многих российских экспертов, Вашингтон, толкуя это соглашение исключительно в свою пользу, вынудил Москву пойти на уничтожение оперативно-тактических ракет "Ока", имевших дальность полета 450 километров и никак не подпадавших под запрет. Одновременно мы потеряли самые мощные в мире мобильные ракеты с дальностью полета 5500 километров, державшие под прицелом все важнейшие объекты НАТО в Европе.
Под нож пошли ракеты средней дальности РСД-10 "Пионер", по натовской классификации SS-20 Saber.
В интервью "РГ" претензии США по поводу договора о РСМД недавно прокомментировал замминистра обороны, отвечающий за международное направление, Анатолий Антонов. По его словам, этот договор носит бессрочный характер, и в нем предусмотрены инструменты разрешения спорных вопросов. Но американские коллеги не пожелали воспользоваться ими, а просто "вывалили" безосновательные обвинения в прессу. Более того, зачем-то вовлекли в эту историю генсека НАТО, притом что альянс не имеет никакого отношения к договору.
Немаловажно, что у российской стороны также есть аналогичные претензии в адрес США о несоблюдении ими договора. В частности, американцы использовали при испытании средств ПРО ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами, запрещенными договором о РСМД. Есть вопросы и к оружейным беспилотникам, а также к пусковым установкам "МК-41", которые собираются разместить в Польше и Румынии. Ответы на ряд из этих вопросов США так и не дали. При этом Россия готова подождать аргументированные ответы и не прибегает к помощи прессы в озвучивании своих претензий.
Анатолий Антонов также напомнил, что в прошлом году на встрече с представителями ВПК президент Путин заметил, что решение Горбачева подписать договор - "по меньшей мере спорное", хотя и добавил, что Россия будет соблюдать этот документ.
В то же время нельзя не признать, что за три десятилетия военно-политическая ситуация в Европе и мире кардинально изменилась. Прекратил существование Варшавский договор, обеспечивавший количественный паритет в вооружениях между СССР и НАТО. В 1987 году ракетными вооружениями средней и меньшей дальности, помимо СССР и США, обладали лишь Франция и КНР. Сегодня число стран, имеющих на вооружении такие ракеты, приближается к трем десяткам. Большинство из них находится в непосредственной близости от России.
В начале августа Москва дала понять Вашингтону, что "неблагополучная ситуация с соблюдением договора РСМД вызывает особую тревогу на фоне продолжающегося планомерного и методичного расшатывания Вашингтоном системы глобальной стратегической стабильности".
В частности, пусковые установки "МК-41", которые США собираются разместить в Польше и Румынии в рамках системы глобальной ПРО, способны запускать крылатые ракеты средней дальности, и их наземный вариант может рассматриваться как прямое нарушение заключенных ранее соглашений.
На этом фоне решение о встрече экспертов двух стран может расцениваться как определенный прорыв. "Слышать нас в Вашингтоне не хотят. В этом, как и в других спорных с нами вопросах, США слушают только себя", - отметили на Смоленской площади, добавив, что "проблемы, связанные с выполнением Договора по РСМД, хорошо известны обеим сторонам". "Ими нужно заниматься в рабочем режиме, не прибегая к мегафонной дипломатии", - подчеркнули в МИД РФ.