07.08.2014 00:47
Авто

Автосалоны Крыма вынужденно стали субдилерами российских фирм

Текст:  Юлия Браилова
Российская газета - Экономика Крыма: №0 (6448)
Крымский авторынок замер в ожидании: поставки машин из Украины прекращены, а из России - только налаживаются.
Читать на сайте RG.RU

Местные автодилеры характеризуют ситуацию на внутреннем автомобильном рынке Крыма как крайне сложную: с одной стороны, они испытывают трудности с доставкой новых авто и запчастей, а с другой - снижение покупательского спроса. Автолюбители, минуя крымские салоны, отправляются за машинами прямиком в Краснодарский край. Особенности переходного периода для крымских автоцентров и причины снижения спроса на авто выяснила корреспондент "РГ".

Не у руля

Правительство РФ подготовит меры для стимулирования авторынка

После вхождения Крыма в состав России в автобизнесе республики практически исчезло понятие "официальный дилер" и происходит переформатирование рынка. Так, например, автосалон "Черномор", который представлял Fiat, теперь стал представителем Hyundai, договорившись о поставках авто из России. А монобрендовый салон Skoda в Симферополе стал завозить Volkswagen, чего раньше не имел права делать, так как в городе существовал концептуальный салон этого бренда. Крупнейший автомобильный ритейлер "Автодель", представлявший марки BMW, Peugeot, Honda, Nissan, Mitsubishi, Renault, теперь возит на заказ любые автомобили, подстраиваясь под конечного покупателя.

- Ничего хорошего такая ситуация не несет. В проигрыше как автосалоны, чье позиционирование теперь оказалось размытым, так и потребители, потому что выстроенная система официального дилерства давала покупателю гарантии, в том числе и послепродажного сервиса, - говорит эксперт автомобильного рынка Александр Ткаченко.

Что касается структуры предложения, то полным ассортиментом и новинками 2014 года могут похвастаться далеко не все крымские автоцентры. Большинство из них сегодня реализуют еще украинские авто, а российские машины везут, в основном, на заказ и по предоплате.
- Салон распродает автомобили, завезенные еще с Украины, новых поставок из этой страны по понятным причинам нет, а с российскими импортерами контакты только налаживаем, - рассказали "РГ" в "Крым-Автохолдинге" (официальный дилер Volkswagen в Крыму). Однако, несмотря на временные сложности, в планах у автосалона не закрытие, а расширение. На официальном сайте сообщается о скором открытии в Севастополе нового автоцентра Volkswagen.

Менеджер по продажам "Автоцентр-М" также сообщил о наличии нераспроданных машин с Украины, но привезти выбранную модель из России по заказу клиента и по предоплате, размер которой зависит от стоимости модели, не проблема.

- Сегодня автодилеры переживают так называемый переходный период: мы переходим от одних поставок к другим. В основном все участники рынка либо продают старые запасы, завезенные из Украины, либо покупают в Краснодаре машину у официальных дилеров, привозят в Крым и продают ее по документам Краснодара. С Россией трудно налаживать отношения, потому что у большинства крымских автоцентров нет российской регистрации, - рассказывает руководитель отдела продаж ООО "Трансшина-Авто" Андрей Тараненко.

Автотур

Российский авторынок продолжит падать в этом году

Для крымских автодилеров лето - традиционно неактивный сезон. Пик спроса обычно приходится на осень. Важным фактором, влияющим на количество продаж, является успешность курортного сезона.

По наблюдениям сотрудников местных автоцентров, в первом квартале 2014 года в Крыму был ажиотажный спрос на автомобили, обусловленный политической нестабильностью и девальвацией гривны. Затем продажи подкосила приостановка регистрации машин в МРЭО и правовая неопределенность.

- Начиная с марта и буквально до середины июля не было возможности ставить на учет новые автомобили. Водители пользовались временными украинскими красными номерами, которые остались в автосалонах. В Симферополе попадались новые машины без номеров. Каких-то проблем у владельцев в связи с этим не было, но на спрос это также повлияло негативно - многие отказались в этот период от покупки нового авто, - рассказывает Александр Ткаченко.

Негативно сказалось на продажах и отсутствие автокредитования. В прежние годы в Крыму доля кредитных автомобилей в разных сегментах доходила до 50 процентов.

- На Украине салонам давали машины с отсрочкой платежа, а в России их надо выкупать, но как выкупать, если кредитов нет, и кому их продавать, если банки не дают кредиты, - говорит Андрей Тараненко.

Однако предприимчивые крымчане нашли выход из ситуации - в Краснодарском крае цены на некоторые модели новых авто и подержанные машины ниже, чем на полуострове, и выбор намного больше.

- Машину б/у решил покупать в Краснодаре, потому что там дешевле на 10-15 процентов, чем в Крыму, даже с учетом перевоза через Керченскую переправу, - делится историей своей покупки крымчанин Дмитрий Федоров. - Например, подержанная Daewoo Lanos 2000-х годов в Крыму стоит 5,5-6 тысяч долларов, а в Краснодаре можно найти за 4,5-5 тысяч долларов. Прибыв на место, с хозяином машины составили договор купли-продажи, а уже на следующий день зарегистрировал авто в местном МРЭО, затем в краснодарской страховой компании оформил страховку. Стоимость переправы за авто длиной более 4,3 метра - 1 700 рублей. Правда, чтобы попасть на паром, пришлось постоять в очереди.

Пока крымский автомобильный рынок стагнирует, занять свою нишу пытаются краснодарские автоцентры, которые предлагают крымчанам бесплатную доставку новых авто.

Туманные перспективы

Lada Granta стала самым продаваемым автомобилем в России

По прогнозам экспертов, оживления на автомобильном рынке Крыма стоит ожидать не ранее 2015 года, когда в республике восстановится банковское кредитование и закончится переходный период.

- Автодилеры не смогут быстро перестроиться. Предприятия, которые занимаются реализацией автомобилей, раньше брали в банках кредиты и выкупали у импортеров авто, а затем продавали их людям. Но сейчас у автоцентров нет возможности привлечь кредитные средства, - говорит Андрей Тараненко.

- Автомобильный рынок пока в полной неопределенности. Из официальных дилеров автосалоны превратились в полуофициальных. Европейские и американские бренды будут представлены в Крыму, но продажи, скорее всего, станут оформлять как конечные на территории России, а крымские автосалоны будут неофициальными субдилерами. Китайские и корейские машины, возможно, будут представлены официально. Через Севастополь, например, осуществляет доставку китайских автомобилей марки FAW их дистрибьютор на территории России компания "КВИНГРУП", - отмечает Александр Ткаченко.

Осложняет работу автодилеров и транспортная логистика. Те из автоцентров, которые смогли договориться с российскими коллегами, несут дополнительные расходы при доставке авто с материковой России в Крым.

- Перевезти автовоз через Феодосийский порт стоит 35 тысяч рублей (если это легковые автомобили класса А, то их помещается 8 штук). Но за четыре-пять машин внедорожной группы надо заплатить тоже 35 тысяч рублей. Крымчане ездят за машинами в Краснодар как частники через Керченский пролив, у них на дорогу уходит пару часов, а юрлица плывут через Феодосию - около 12-13 часов, - говорит Андрей Тараненко.

Вместе с тем, крымские автодилеры надеются, что их звездный час не за горами. Когда завершится переходный период, а вместе с ним и вся законодательная неопределенность, наладятся контакты с российскими импортерами, и они смогут наверстать упущенное. Ведь Крым всегда был в лидерах по объему продаж автомобилей.

Легковые авто ЮФО