04.09.2014 00:07
Культура

Гоголь-центр открыл сезон премьерой "Девять" по фильму Михаила Ромма

О некоторых ожидаемых премьерах в театрах столицы
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №201 (6473)
Почти все московские театры открыли двери зрителям нового сезона. Некоторые подготовили к этому дню новенькие премьеры, некоторые только объявили об их стартовой готовности.
Читать на сайте RG.RU
Московские театры объявили о своих премьерах

Поразившая всех новость о том, что великий Петер Штайн будет ставить в Московском театре Et cetera "Бориса Годунова" с самим Калягиным в заглавной роли, еще в конце прошлого сезона вызвала бурю самых разнообразных реакций - от восторженных до скептичных. На сборе труппы худрук и премьер театра сказал, что не сыграет Бориса. Эта роль достанется Владимиру Симонову. Но это уже премьера января 2015 года.

Первой же премьерой нового сезона, которая состоится 30 сентября, станет "Сердце - не камень" Островского в постановке замечательного петербургского режиссера Григория Дитятковского. Режиссер, чья популярность многократно возросла после того, как он сыграл Иосифа Бродского в фильме Андрея Хржановского "Полторы комнаты", редко ставит в Москве, но каждая его новая работа привлекает к себе внимание ценителей и знатоков. Его прочтение Островского отличается особой глубиной и психологической тонкостью.

Еще одна важная новость сезона: выдающуюся и во многом так и не прочитанную театром пьесу Александра Вампилова "Утиная охота" осуществит режиссер Владимир Панков.

Открыл новый сезон РАМТ - российский академический молодежный театр. Самая главная премьера сезона выйдет из-под "пера" Алексея Бородина. Это грандиозный проект по сценарию Эбби Манна "Нюрнберг", история о самом главном процессе ХХ века, о том, как наступал фашизм в одной отдельно взятой стране. Сам Бородин говорит, что "это сильное и крайне актуальное сегодня, на фоне всеобщего соглашательства, высказывание о справедливости и ответственности". Его премьера назначена на 10 октября.

Еще летом все с нетерпением ждали ленкомовский дебют режиссера Константина Богомолова. Великая пушкинская "Комедия о настоящей беде Московского государства", названная в подцензурном печатном варианте "Борис Годунов", с ее сюжетом о власти и совести, о "народном мнении", которым так легко манипулировать, о цинизме высших чинов государства и церкви, готовых, как Шуйский, "подкладывать" новых убиенных деток в старые гробы, о западном или азиатском выборе России, о границах свободы и железном занавесе предрассудков - "Борис Годунов" со всем своим громокипящим содержанием, которое уже не один раз подвергалось в России цензурным запретам, отличный выбор для самого скандального режиссера последних сезонов. Между тем сам "скандалист" утверждает, что ничего "скандально-актуального" в его "Борисе" не будет. Якобы не интересно делать то, чего все ожидают.

В том, как распределены роли, есть, впрочем, некоторые подсказки для театральных гурманов. Бориса сыграет Александр Збруев, а любимца Пушкина Григория Отрепьева - Игорь Миркурбанов. Марину Мнишек, а также Царицу сыграет Мария Миронова. Будет в спектакле и два Пушкина - эмигрант и не эмигрант - оба в исполнении Виктора Вержбицкого. Патриарха и поляка Вишневецкого тоже сыграет один артист - Иван Агапов. Ксения Годунова в исполнении Елены Есениной превратится в ведущую ТВ. Еще один "талисман" Богомолова Павел Чинарев сыграет в спектакле солдата удачи заодно с отцом Мисаилом и Королевичем.

Премьера состоится уже 8 и 9 сентября.

10 сентября новый сезон открывает и московский Театр имени Вахтангова. И тоже громкой премьерой - "Безумный день, или Женитьба Фигаро" по пьесе Бомарше в постановке Владимира Мирзоева со сценографией Анастасии Бугаевой и костюмами Аллы Коженковой. Спектакль наполнит помимо Фаустаса Латенаса музыка Моцарта, Россини, Боккерини и Баха. И, конечно же, артисты - Максим Суханов, Марина Есипенко, Анна Антонова, Дмитрий Соломыкин, Леонид Бичевин, Мария Бердинских и др.

Владимир Мирзоев так говорит о своем новом сочинении: "Стоишь, бывало, перед океаном классической драматургии и пытаешься почувствовать нечто, пытаешься поймать свою волну. Но это не мода, нет, не вопрос, куда дует ветер. При выборе материала для меня главное - тема. В "Безумном дне" я увидел возможность очень важного разговора. О том, как современный человек вынужден подчиняться архаическим практикам, как элита ментально не поспевает за обществом, которое стремительно обновляется. Ведь вектор времени все равно направлен в будущее. Но антропология Бомарше не дидактична - это веселый витамин, спрятанный среди сладких ягод эротики, переодеваний, театральной игры. Мы, как дети, глотаем сочный, умный текст, не замечая его сложных смыслов".

Открыл свой новый сезон и Гоголь-центр, тоже премьерой по сценарию фильма Михаила Ромма "9 дней одного года" - "Девять". Драматург Валерий Печейкин деликатно коснулся его, превратив в ультрасовременный и вечный сюжет о страдании и долге, о смысле жертвы. Собственный проект по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" готовит и Кирилл Серебренников, он выйдет под конец сезона, но станет, безусловно, его главной интригой. Уже сейчас актеры Гоголь-центра и Ярославского театра им. Волкова проехали по местам Некрасова и его героев - по селам и городкам Ярославской области - и были потрясены, как трудно живется и сегодня на Руси. Об этом и других спектаклях нового сезона нам рассказал худрук Гоголь-центра Кирилл Серебренников:

В Пермской опере реконструируют "Князя Игоря" образца 1890 года

- Будет ремонт, в театре сделают, наконец, вентиляцию. Но мы все равно продолжим играть спектакли на разных площадках - в ЦИМе, в Театре Пушкина. 12 мая премьера "Кому на Руси жить хорошо". Это огромный проект, несколько часов многожанрового театрального бытия. Максим Диденко из Санкт-Петербурга ставит сейчас спектакль по Хармсу. Премьера - в марте после ремонта.

В самом начале сезона - две важные премьеры в малом пространстве. Упомянутый уже спектакль "Девять" - работа, продолжающая наш проект по советским фильмам. И в рамках этого же кинотеатрального проекта - "Сталкер", по первому варианту сценария это будет такая бродилка по театру. Модный жанр. А еще Денис Азаров будет репетировать спектакль по роману Федора Сологуба "Мелкий бес", Андрий Жолдак начнет работу по "Преступлению и наказанию". У меня лежит и ждет своего часа давно сделанная адаптация "Обыкновенной истории" Гончарова. Так что в Гоголь-центре - сезон классики.

Кстати

Три новых спектакля выносит на зрительский суд и МХТ им. Чехова. Один из них - "Трамвай "Желание" по Теннесси Уильямсу. Автор постановки - молодой, но уже зарекомендовавший себя спектаклями в театрах России и не только режиссер Роман Феодори. В главных ролях на сцену выйдут звезды МХТ - Михаил Пореченков, играющий Стэнли Ковальски, Марина Зудина (Бланш Дюбуа), Ирина Пегова (Стела, сестра Бланш). Митча играет Михаил Трухин.

Драматический театр Москва Столица