К такому выводу пришли участники Сибирского международного форума по оздоровительному и медицинскому туризму, который прошел в Алтайском крае. Обозреватель "РГ" на своем опыте убедился, что вопросы, которые кажутся уже решенными на региональном уровне, с федеральной точки зрения далеки от благополучного финала.
Простым примером стала реакция заместителя министра здравоохранения Татьяны Яковлевой на выступление одного из докладчиков. В регионе замечательная база для лечения, но в итоге все в разных местах, и мы слышим отчеты, а не предложения, сделала она вывод. "Почему мы едем в Баден-Баден? Потому что знаем, что все рядом - и профессор-светило, который проконсультирует, и анализы примут и обработают, и лечение выпишут, и я пойду водичку пить. Здесь - светило в одном месте, а консультации известных в России специалистов, зачастую, в другом. Во многих случаях у нас получается, что "полечили и забыли", не привязали к конкретному курорту и конкретному врачу. Так нельзя", - сделала она вывод.
Если не будет комплекса технологий, сервиса, нормальных условий проживания, то люди в российские санатории не поедут, уверена чиновник. "Оздоровление при этом надо обязательно сочетать с туризмом. Сейчас есть концепция - чтобы делать медицинский и оздоровительный туризм кластерного типа. Дальний Восток - кластер по курортологии и реабилитации. В Сибири - медицинско-лечебный кластер, Крым - другой кластер. Это правильный путь", - резюмировала она.
Санаторно-курортное дело в том виде, в котором оно пришло к нам из СССР, сегодня ниже всякой критики, поделилась она чуть позже с обозревателем "РГ". "Поэтому сейчас идет работа над концепцией развития этого сегмента, нужно понять, кто конкретно и за что будет платить. Понять - как развивать эти кластеры, как стыковать запросы и реальность. Кроме этого, есть серьезная необходимость обновления так называемого понятийного аппарата, чтобы ввести новые виды медицинского и оздоровительного туризма в правовое поле", - резюмировала она.
С ней согласился первый зампред комитета госдумы по охране здоровья, академик РАН Николай Герасименко. "Важно, чтобы лечение сочеталось с туризмом, новыми и современными или уже забытыми традиционными методиками. И в целом - законодательно поработать над мотивацией человека к здоровому образу жизни", - поделился он планами с "РГ".
Сегодня же связь между туризмом и лечением практически отсутствует, сетует Татьяна Яковлева. И делится своими взглядами на то, как это должно быть.
"На основе результатов диспансеризации турфирмы должны предлагать виды отдыха. Например, если выясняется, что в регионе увеличилось число больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, следствием должен стать рост турпутевок с пешими прогулками. Если рост по бронхо-легочным заболеваниям - число турпутевок в сосновые леса должно расти, предложения в комплексе с дыхательной гимнастикой увеличиваться. Сейчас этого вообще нет", - оценивает она ситуацию.
Реальность подчеркивают и данные статистики, которые были приведены на форуме. Так, например, сегодня 50 процентов опрошенных говорят, что их не устраивает сервис и уровень качества обслуживания на курортах России.
Именно поэтому, 50 процентов тех, кто в целом готов платить за лечение, предпочитают зарубежные курорты, и лишь 26 процентов - отечественные. А иностранцев среди посетителей российских здравниц и того меньше - всего 8 процентов.
Но во всем этом есть один позитивный момент. 49 процентов участников соцопросов говорят, что их на курортах привлекают именно уникальные методики лечения. Чтобы было что-то, чего нет у других. Для Алтая в этом смысле самый настоящий клад - пантолечение. Да и есть уверенность, считают участники форума, что каждом регионе найдется своя изюминка, на которой и надо строить медицинский и оздоровительный туризм.