Идея, безусловно, заслуживает внимания, если учесть, что рынок самостоятельных бронирований путешествий растет пропорционально туристическому рынку в целом. Как уже писала "РГ", этим вопросом озаботились в министерстве культуры, в ведении которого находится сфера туризма. Правда, ранее там поясняли, что речь идет об электронных путевках. То есть туристы, выезжающие за границу через туроператоров, будут получать на руки не ваучер, как в 90-х, во время финансовых пирамид, а электронное подтверждение покупки тура. Оно должно включать документы на авиаперелет и проживание в гостинице. В министерстве культуры отметили, что электронные путевки вводятся для защиты и удобства туристов, а также в целях повышения прозрачности работы туристического рынка.
Тем временем история с электронными путевками получила продолжение. В СМИ появилась информация, что Ростуризм и Минкомсвязь должны в следующем году представить правительству предложения по созданию национальной системы бронирования гостиничных и туристических услуг. По функционалу она может напоминать один из популярных в мире интернет-ресурсов бронирования отелей - Booking.com. Главная цель национальной системы - продвижение российских средств размещения, в том числе здравниц на отечественных курортах.
Пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова в беседе с "РГ" отметила, что говорить о конкретных проектах преждевременно. "В России утверждена стратегия развития туризма до 2020 года. В рамках этой стратегии предусмотрена реализация плана мероприятий. Один из пунктов касается создания национальной системы. Но говорить о том, как это будет выглядеть и сколько на это понадобится средств пока рано", - пояснила она.
Эксперты российского рынка онлайн-бронирований полагают, что в период активного развития технологий само по себе создание такой системы не составляет труда. Тем более, что сейчас подобных ресурсов - десятки. Люди активно бронируют билеты на поезда и самолеты, подбирают для отдыха за рубежом квартиры, отели и даже виллы. Однако главное в этом процессе применительно к России - заключенный в нем смысл, отметил в беседе с "РГ" основатель отечественной системы поиска туров "sletat.ru" Андрей Вершинин. "Из новостей я понял, что идея заключается в создании некого единого реестра мест размещения с актуальными описаниями, остатками и ценами. Сразу возникает вопрос - кто будет заниматься наполнением этой системы? Государственные структуры? Весьма сомнительно. Значит, сами отели должны вносить информацию о наличии номеров и ценах. При этом данные должны практически ежеминутно актуализироваться", - полагает Вершинин.
По его мнению, российские отельеры согласятся на подобные условия только в случае получения постоянного потока бронирований. В свою очередь, данный поток не возьмется из ниоткуда, необходимо активное продвижение системы среди туристов. "Тогда непонятно, что первично - курица или яйцо, то есть наполнение или продвижение системы? Сейчас подавляющее большинство отелей и других мест размещения не имеют автоматизированной системы, позволяющей в режиме реального времени транслировать цены и наличие свободных номеров. Это приведет к тому, что актуальность данных в национальной системе будет низкая, и, как следствие, ее ценность в глазах туристов сразу сведется к нулю", - отметил Андрей Вершинин.
Что касается опыта Booking.com, то будучи практически монополистом рынка, компания заключает жесткие контракты с отелями, обязывающие их предоставить номер туристу при любых обстоятельствах - даже, если все номера заняты. "Национальная система бронирования вряд ли сможет пойти таким путем. Для этого она должна ежемесячно тратить на рекламу огромные бюджеты, а главное - сохранять и развивать потрясающую клиентоориентированность. В качестве примера: при овербукинге, то есть, когда все номера в отеле заняты, а он продолжает их продавать, популярные зарубежные системы сначала решают проблему туриста, предоставляя, как правило, улучшенный вариант размещения, и только потом начинают разбираться с отелем и предоставленными неверными данными, - пояснил Андрей Вершинин.
При этом сравнение с другими российскими системами бронирования несколько некорректно. Для них, как для локальных коммерческих предприятий, первичным является извлечение прибыли, тогда как основная задача национальной системы - популяризация российских отелей и санаториев, полагает Вершинин.
Если учитывать то, что в систему хотят вносить данные о санаториях, то это дело, безусловно, благое, отмечают эксперты. Известно, что многие здравницы на отечественных курортах стоят недозагруженными в низкий сезон. Но для того, чтобы люди поехали массово отдыхать, например, в санатории КавМинВод, а не в Турцию, им надо предложить качественную инфраструктуру, хороший сервис и доступные цены. На первое и второе - у большинства российских здравниц нет денег. Третье невозможно, потому что нет большого потока туристов. Получается замкнутый круг.
В свое время Ростуризм лоббировал программу стимулирования внутреннего социального туризма. По ней предлагалось работодателям покупать у здравниц оптом путевки, затем продавать их с 50-процентной скидкой своим сотрудникам. Для того, чтобы это было выгодно самим предприятиям, финансовые средства, направляемые на оплату отдыха сотрудников и членов их семей, предлагалось относить не к прибыли, а к затратам предприятия. А во-вторых, предлагалось не взимать с сотрудников налог на доходы физических лиц с той суммы, которая будет направлена на отдых. По оценке экспертов, такая путевка могла бы обходиться сотруднику предприятия не дороже 1,5 тысячи рублей в сутки, включая проживание, трехразовое питание и лечение. Кстати, подобные схемы успешно работают десятилетиями во Франции и Швейцарии. В России пока эту идею не согласовал Минфин.
Так что вопросов пока остается много. Если говорить о цене создания системы бронирования отелей, то, по оценкам экспертов, создание сайта с личным кабинетом отельера и поиском для туриста может уложиться в 1 миллион долларов США. Если же говорить о разработке системы электронных путевок, то как сообщила журналистам замминистра культуры Алла Манилова, курирующая в министерстве туристический блок, финансовые источники можно найти в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма", рассчитанной до 2018 года. В ФЦП уже предусмотрены существенные средства на крупный информационный ресурс. "Это не значит, что вся эта глобальная информационная система, которую Ростуризм может создать в рамках ФЦП, будет посвящена исключительно электронным билетам, но поскольку суть этой системы заключается в создании электронной базы данных, то часть ее может быть отведена под электронные путевки", - уточнила замминистра.
Тем временем
В СМИ сообщалось, что в тендере на развитие системы бронирования отечественных средств размещения должны поучаствовать несколько госкорпораций, в том числе "Ростелеком" и "Ростех". В "Ростехе" информацию о подготовке проекта по бронированию отелей не подтвердили, но уточнили, что сейчас прорабатывается вопрос о реализации национальной системы бронирования авиаперевозок.
Занимается этим "Росэлектроника" в рамках соответствующего распоряжения правительства и соглашения между "Ростехом" и Минтрансом, пояснили в пресс-службе. "Сегодня бронирование авиабилетов происходит через зарубежные компании, которые формируют соответствующие базы с персональными данными российских граждан. Данная ситуация неприемлема с точки зрения современного законодательства Российской Федерации и не способствует обеспечению национальной безопасности", - отметили в пресс-службе "Росэлектроники". И добавили, что система бронирования будет создаваться на базе компаний, имеющих техническую базу и уполномоченных Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) на проведение клиринговых расчетов на территории России.
Сейчас ведется поиск потенциальных партнеров и инвесторов для реализации проекта, а также разработки необходимого технического задания для создания программных средств и технической инфраструктуры.