Здесь что ни имя, то легенда - "Победа", "Москвичи", "Запорожцы", "эмки". Всеобщее умиление вызвал крошечный СМЗ С-1Д производства Серпуховского автозавода (многие только здесь узнали, что, оказывается, такой был), 1968 года выпуска. Он похож на детскую машинку. Мужская часть посетителей выставки пробовали усесться за руль и так, и эдак, но не могли понять, как влезть в столь маленькую дверцу. А если это и получалось, то колени упирались в подбородок, а ведь надо было еще и руль крутить.
- Зато парковать замечательно! Руками поднял и закатил в подъезд, - изощрялись в острословии посетители.
Самый старший из экспонатов на пермской выставке - ГАЗ-А 1932 года выпуска, одна из первых советских машин представительского класса. Самый младший - приличного вида "Москвич", выехавший из ворот автозавода в 1989-м. Все экспонаты из частных коллекций, практически все приехали своим ходом.
Открывает обзор легендарная военная "полуторка" - грузовичок ГАЗ-АА. Несколько лет назад ее вытащили из болота в Ленинградской области. А нынче зимой она уже вновь побывала в Санкт-Петербурге на торжествах по случаю 70-летия снятия блокады Ленинграда.
- Но красил, красил, а ржавчина все равно нет-нет да проступит, - рассказывает хозяин машины Дмитрий Еремин. - Настоящий ветеран!
Есть и настоящий советский джип, ГАЗ-69, есть и легкий броневичок БА-64.
Автособирательством душа Еремина заразилась, он считает, сорок лет назад, когда семилетним мальчиком спросил у своего отца: "Папа, а когда у нас будет машина?!" "Никогда", - ответил папа, и ребенку стало обидно.
Сейчас у взрослого Еремина пятнадцать старых автомобилей различных моделей, все производства Горьковского автозавода, - он собирает только эту марку. Кстати, ее история очень актуальна - являет один из характерных примеров успешного импортозамещения. Автозавод был куплен у Генри Форда, и на первых порах был, выражаясь современным языком, сборочным производством. Но постепенно, в результате решений партии и правительства, одни импортные детали замещались другими, отечественного изготовления, и полностью на родные "рельсы" оно перешло лет за шесть.
Сегодня, чтобы достать нужную деталь, владельцы ретроавтомобилей, как и все, ищут ее в интернете. Автоколлекционирование, конечно, - занятие затратное, но жить не мешает.
Насчет прежних знаменитых владельцев тех или иных машин хозяин утверждать воздерживается.
- Конечно, когда продают, еще и не то расскажут, - усмехается Дмитрий Еремин. - Однако в ПТС известных фамилий нет. Но машины сами по себе история. Почти все они здесь старше нас, некоторые - вдвое.
Экспозиция неокончательная - многие владельцы старинных авто, услышав, что музей формирует такую выставку, начали предлагать свои раритеты. Со дня на день на стоянку у музея должны прибыть еще "Жигули"-"копейка".
Выставка у Диорамы проработает до 9 октября.