Сегодня существует некая иллюзия, что нотариат - это очереди, и что он нам и не нужен, кроме как когда мы оформляем наследство или делаем доверенность на выезд ребенка за границу. А на самом деле, какова роль нотариата в правовом государстве, и как вы его намерены развивать?
Константин Корсик: Наверное, действительно, у многих о нотариате такое представление двадцатилетней давности. Когда были очереди, когда это было сложно и приносило дискомфорт. Существовал такой негативный элемент отношения общества к нашей профессии. Но в целом, я считаю, что за эти 20 лет, а в прошлом году мы как раз отметили 20-летие небюджетного нотариата России, очень многое изменилось в нашей работе. Изменилось коренным образом и в положительную сторону. Сейчас, думаю, нотариусы могут смело сказать, что и очередей практически нет, и что нотариусы готовы оказывать квалифицированные услуги и совершать нотариальные действия на совершенно новом уровне комфорта для граждан, создавая для них дополнительные преимущества. При этом выполняя свою главную задачу - защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Но при этом, к сожалению, сама сфера деятельности нотариусов за последние 20 лет сократилась.
Возможно, сегодня наметилась тенденция в обратном направлении, работы нотариусам добавляется. Например, недавно они стали вести реестр уведомлений о залогах движимого имущества. Каковы первые результаты?
Константин Корсик: Да, этот реестр Единой информационной системы нотариата начал у нас функционировать с 1 июля 2014 года. В настоящий момент в реестр ежедневно поступает около 1500 уведомлений о залогах, что пока составляет всего 10 процентов от расчетной среднесуточной нагрузки, и мы ожидаем масштабного наполнения реестра ближе к 1 февраля 2015 года, когда вступят в силу положения закона о приоритете залога.
Расскажите, зачем понадобился этот реестр?
Константин Корсик: Возникла острая социальная проблема: выросло число мошеннических действий, когда гражданам продавались машины, находящиеся в залоге у банков. В органы власти приходило большое число обращений от пострадавших с просьбой помочь. И нотариату было поручено, в качестве системного решения проблемы, создать и вести такой реестр, и мы надеемся, что уже с 1 февраля 2015 года он заработает в полную силу. При этом создаваемая система имеет высокую важность не только для граждан и автовладельцев, но и для бизнеса, так как она позволит более эффективно регулировать залоговые отношения. Мы уже сейчас видим, как в реестр поступает большое количество уведомлений о залогах движимого имущества юридических лиц, будь то станки и оборудование или даже товары в обороте.
Также с 1 июля в России официально заработала Единая информационная система нотариата. Как идет внедрение информационных технологий, возникли ли какие-нибудь технические проблемы?
Константин Корсик: Да, наша Единая информационная система нотариата заработала в комплексе, где существуют и другие реестры, например, нотариальных действий, завещаний, и в них за 2 с половиной месяца уже поступило около 2,5 млн записей. И уже сейчас, на основе полученной статистики, мы готовимся развивать наши электронные реестры, нам нужно говорить о необходимых дальнейших шагах по совершенствованию регламентов, решению возникающих вопросов правового и технического характера.
На 1 сентября Реестр нотариальных действий ЕИС содержал 1 782 384 записи о нотариальных действиях, 1850 записей об отмененных доверенностях, 196 984 наследственных дел. Работает горячая линия ФНП по вопросам функционирования реестра, и если в первый месяц работы службы поддержки на нее поступило более 30 000 звонков, то уже в августе этот показатель сократился до 12 000. На текущий момент специфика обращений на службу поддержки говорит об отсутствии технических ошибок системного характера. Поэтому можно уверенно констатировать, что работоспособность электронных реестров вопросов и опасений вызывать не может.
Какие современные информационные технологии вы будете внедрять после электронных реестров?
Константин Корсик: Мы находимся в постоянном взаимодействии с органами государственной власти и вносим предложения по созданию систем обмена данными, подключения нотариата к государственным информационным ресурсам, и должны к 2018 году полностью перейти на реестр нотариальных действий в электронной форме. Также среди приоритетов - обеспечение для нотариусов доступа в режиме онлайн к Государственному кадастру недвижимости и Единому государственному реестру прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также мы видим важность в установлении онлайн-взаимодействия с базами данных ЗАГС и ФМС.
Нотариусы должны подавать на регистрацию документы в электронном виде, и помогать гражданам это делать через электронно-цифровую подпись. И вообще, я считаю, что будущее - только за электронным нотариатом и теми сервисами, которые будут в дальнейшем появляться в связи с развитием информационных технологий, как это получилось с тем же реестром уведомлений о залогах движимого имущества. Когда наш деловой оборот, и даже обычные, повседневные житейские дела уходят в сферу цифровых технологий, нотариат должен там быть, чтобы соответствовать запросам общества.
В свое время много говорилось о том, что нужен новый закон о нотариате. Были даже проекты, которые выносились на общественное обсуждение. Как считаете, надо ли такой закон принимать? На каком этапе идет работа?
Константин Корсик: Основам законодательства о нотариате в прошлом году исполнилось 20 лет. Я считаю, что это был своевременный и довольно-таки продуманный нормативно-правовой акт с большим потенциалом, который практически ежегодно в последние 10 лет обновляется. У нас были приняты в прошлом году серьезные изменения в Основах, мы поправили некоторые правила совершения нотариальных действий, была в какой-то мере расширена компетенция у нотариуса, введены нормы, в частности, о единой информационной системе нотариата.
Сейчас, полагаю, мы должны идти по пути такого оперативного совершенствования Основ законодательства о нотариате в соответствии с текущими задачами нашего развития, когда возникают какие-то сформулированные и обоснованные потребности. Сейчас возникла потребность урегулировать новые действия, связанные с участием нотариуса в собраниях участников непубличных акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Вот это нам нужно будет дописать уже сейчас. И такие задачи появляются постоянно, и я уверен в необходимости дальнейшего расширения компетенции нотариуса таким эволюционным путем, повышая привлекательность решения задач защиты своих прав и интересов с помощью обращения к нотариусу. Наш институт нотариата обладает огромным потенциалом, уже не раз доказал свою способность на практике защищать права граждан и юрлиц.
"Деловой завтрак" с Константином Корсиком