24.09.2014 00:56
Власть

Василий Лихачев: Международные вопросы - в центре внимания парламента

Парламентская дипломатия России действует в режиме онлайн
Текст:  Василий Лихачев (депутат Государственной Думы, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук, профессор)
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (6489)
Совет Федерации и Государственная Дума как составные части Федерального Собрания России вступили в новый политический сезон. Он, естественно, имеет свои законотворческие, информационные, политико-юридические, социально-экономические особенности. Все они напрямую связаны с современной идентификацией России, ее эффективным позиционированием в миросообществе и, конечно, многоаспектным процессом реформирования страны в соответствии с вызовами геополитики и геоэкономики.
Читать на сайте RG.RU

В центре внимания будет и международная составляющая. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, подписанной Президентом РФ В.В.Путиным в 2013 году, Федеральное Собрание, его компоненты – Совет Федерации и Госдума – полноценные и эффективные игроки в международном пространстве. За ними закреплены существенные функции, которые входят в международные практики России. Их реализация, накопленный многолетний прагматичный опыт привели к возникновению и действию парламентской дипломатии РФ. Ее отличительные черты – опора на Конституцию, основные принципы международного права и Устава ООН, широкая география партнерских и деловых связей, согласование с внешнеполитическим курсом, проводимым Президентом, Правительством, МИДом России, другими министерствами и ведомствами, наличие договоренностей (двусторонних и многосторонних) с парламентскими контрагентами из более чем 100 стран мира.

"РГ" называет 10 самых важных законопроектов осенней сессии Госдумы

Несомненный позитив этой дипломатии – многопрофильное участие российских парламентариев в деятельности международных организаций: как всемирного (ООН, ЮНЕСКО, Межпарламентский Союз), так и регионального (ПАСЕ, ПА СНГ, ПА ЕврАзЭС, ПА ОБСЕ, АТПФ) масштаба. Упоминание этих фактов носит не механический характер. Взятые в единстве, они демонстрируют потенциал парламента России действовать креативно, позитивно, работать на результат, конкретно обеспечивать национальные интересы своего государства и всеобщие (легитимные) интересы международного сообщества. Можно сказать, что в целом внешняя политика РФ, ее составляющая в лице парламентской дипломатии, несли и несут особую ответственность за устойчивое развитие миропорядка в очень сложных, противоречивых условиях истории XXI века. Действительно, если посмотреть на сегодняшнюю картину международных отношений, то увидим, что палитра красок в ней сдвинулась в сторону темного, мрачного и даже черного. В этих реалиях, порой, трудно оставаться на позициях оптимизма, убежденности в эволюции взаимообщения государств по формуле трех "Д" (доверие, диалог, действие) с исключительной опорой на императивы международного права. Но надо. Хотя одна линейка негативов, создающих критическую массу, которая, заметим, подтверждает недавний вывод Ф.Фукуямы, о движении мира от порядка к упадку, говорит предельно четко о тревожных тенденциях международных отношений. Как следствие – наличие угроз и вызовов для цивилизованного, справедливого и правового движения миропорядка вперед.

Набор охватывает различные явления. Среди них – сужение и отход от политики стратегического партнерства (Евросоюз); деление стран на входящих в НАТО и ЕС и остающихся за пределами этих объединений (очень напоминает раздел мира в начале XX века на "цивилизованные" и "не цивилизованные", "христианские" и "не христианские" народы); жесткая идеологизация международных отношений; политика "цветных революций", являющая собой пример вмешательства в дела суверенных государств; национальный эгоизм (декларация Б.Обамы об исключительности США); международно-правовой нигилизм; злоупотребление правом (практика западных стран – постоянных членов Совета Безопасности); растущая пассивность международных организаций при решении различных конфликтов и коллизий; возрождение неонацистских и неофашистских воззрений (партии на Украине, в Прибалтике, Нидерландах, других европейских субъектах); продолжающиеся нарушения прав человека (Латвия, Эстония); русофобские подходы и риторики (Конгресс США, Верховная Рада Украины, Европарламент, ПАСЕ, ПА ОБСЕ); возрождение призывов к гонке вооружений, постулатам "холодной войны" … На этом фоне очевиден объективный запрос на мобилизацию дипломатического ресурса России в целом и его отдельных видов (публичная, парламентская, регионов, бизнес-сообщества). Важны интенсификация внешнеполитической работы, более активный и продуктивный процесс материализации Концепции внешней политики РФ 2013 г., обсуждение возможных корректив ее содержания (например, с точки зрения углубления кризиса региональных систем безопасности, роста нарушений общепризнанных принципов международного прав, подрыва гуманитарного правопорядка).

США через НАТО навязывают всему миру культ насилия

Задача совершенствования (организованного, нормативного, структурного) потенциала актуальна и для парламентской дипломатии России. Закономерно она демонстрирует свою деятельность практически в режиме онлайн, невзирая на официальные каникулы. Поэтому весьма позитивно, например, воспринимаются проведенные в этот период встречи Председателя Государственной Думы С.Е.Нарышкина с Генеральным секретарем Совета Европы Г.Ягландом, Председателем Парламентской Ассамблеи СЕ А.Брассёр, лидерами политических группа ПАСЕ, депутатом Бундестага ФРГ П.Гаувайлером, бывшим премьер-министром Японии Ё.Мори. Руководитель нижней палаты принял от имени Российской Федерации участие в церемонии инаугурации президентов Египта и Турции.

Политически содержательно проявила себя в это время и Председатель Совета Федерации В.Н.Матвиенко. Она имела плодотворные встречи с Председателем Национального Собрания Республики Армения Г.Саакяном, с Председателем Парламентской Ассамблеи ОБСЕ К.Канервой, другими официальными лицами. 1 августа 2014 г. руководитель СФ выступила с Обращением по случаю 100-летней годовщины начала Первой мировой войны 1914-1918 гг.

Делегация Федерального Собрания принимала участие в международном наблюдении за выборами президента Республики Абхазия (август), в мероприятих у "Русской часовни" (Словения), посвященных 100-летию Первой мировой войны, на других международных площадках, демонстрируя внешнеполитические принципы РФ, ориентированные на эффективное межпарламентское взаимодействие. Координация работы двух палат в международном пространстве также существенная деталь парламентской дипломатии. В новом сезоне она должна получить дополнительные стимулы, исходя из содержания запросов на энергетику внешней политики Российской Федерации, срочности и эффективности стоящих перед ней задач, обладающих существенной инновационностью и геополитическим значением.

Новый председатель Еврокомиссии не любит, когда ему навязывают решения

Концептуально и практически более совершенной координации требует и взаимодействие Федерального Собрания с Министерством иностранных дел, другими структурами. К сегодняшнему дню сложился интересный опыт, требующий развития. Так, весьма позитивны выступления министра иностранных дел С.В.Лаврова в рамках "правительственного часа" в Госдуме и СФ (очередное запланировано на ноябрь). Налажены связи Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и делам соотечественников, Комитета по международным делам Государственной Думы, Комитета Совета Федерации по международным делам с большинством из 36 департаментов МИД. В постоянном диалоге с Парламентом России по вопросам мира и безопасности находятся и такие профессионалы, как министр обороны С.К.Шойгу, руководитель Агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству К.И.Косачев, глава Федеральной миграционной службы К.О.Ромодановский и другие официальные лица. Работа в информационном поле по принципу "из первых рук" повышает уровень конкурентности российских парламентариев перед их зарубежными коллегами.

В целях повышения согласованности действий органов законодательной и исполнительной власти России в международном, дипломатическом пространстве целесообразно проведение научно-практической конференции с выработкой рекомендаций по оптимизации (в широком смысле) управления внешней политикой РФ. Среди неотложных задач, стоящих в оперативном смысле перед парламентской дипломатией, определение среди множества проблем наиболее значимых, существенных для политико-экономического, государственно-правового реформирования страны.

Правительство РФ подготовит ответ Ассоциации ЕС и Киева

Что можно включить в число приоритетов? Назовем некоторые. По двустороннему направлению – углубление отношений стратегического партнерства с ВСНП Китайской Народной Республики, расширение сотрудничества с парламентами стран постсоветского пространства, ШОС, БРИКС, СНГ, ЕврАзЭС, АТПФ,

Меркосур; содействие государственному строительству Южной Осетии и Абхазии; реконструкция прагматичных связей с Конгрессом США; мониторинг действующих договоров и соглашений; разработка международных политических и юридических инициатив, связанных, например, с борьбой с идеями неонацизма, милитаризма. Часть из них должна быть ориентирована на памятные даты 2015 г. – 70-летие Великой Победы и 70-летие ООН. Особое место должна занимать принципиальные, основанные на принципах международного права, работа с парламентским сообществом Украины. Она предполагает формулирование четких и ясных оценок событий внутри этой страны (ущербность власти в Киеве, сложившейся в результате государственного переворота; совершение её представителями триады преступлений на Юго-Востоке: против человечности, мира, и военные преступления, приведшие к гуманитарной катастрофе, угрозе реальной потере Украиной собственного суверенитета), а также инициативы по установлению контактов с новым составом Верховной Рады после выборов в октябре 2014 г. Мы должны содействовать гуманитарно-цивилизованному, справедливому и правовому развитию Украины и её многонационального народа, сохранению исторических связей двух стран.

В ЕС 26 сентября обсудят смягчение санкций против России

Значительный объем работы ожидает российских парламентариев в многостороннем сотрудничества. Историческим событием станет ратификация (октябрь) Договора о Евразийском экономическом Союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 г. По завершении соответствующих процедур в России, Белоруссии и Казахстане ЕАЭС начнет действовать с 1 января 2015 г. в качестве одного из ведущих центров мировой интеграции. Много усилий, причем в тесном контакте с МИД РФ, придется приложить для создания нормальной атмосферы взаимопонимания и делового настроя в тех международных парламентских организациях, в которых Россия является членом или с которыми она сотрудничает в качестве контрагента. Так, применительно к ПА ОБСЕ (соберется на пленарное заседание в Женеве в начале октября) представляется важным добиться практического запуска идеи С.Нарышкина о группе связи парламентариев по Украине. Такое решение было принято на июньском сборе организации в Баку, поддержано большинством делегаций. Группа имеет все возможности войти в процедуры миротворчества, которые настоятельно и срочно требует ситуация на Юго-Востоке.

Другой вектор – наш, национальный, мониторинг деятельности ПАСЕ, которая весной 2014 г. лишила российскую делегацию права голоса, участия в наблюдательных миссиях. Возвращение российских парламентариев в январе 2015 г. в Страсбург не должно быть механическим. Имеет смысл к этому шагу подготовить собственные предложения по искоренению из организации подходов необъективных, русофобских, национально-эгоистических, заангажированных подчас из Вашингтона. Большую ценность получат ожидаемые идеи Москвы по совершенствованию организационной, материальной и нормативной базы Парламентской Ассамблеи Совета Европы. В том, что она требует реформирования, сомнений нет. И в этот проект РФ должна внести существенный вклад. Для решения задачи следует более активно задействовать потенциал двусторонних контактов России с членами Совета Европы, а также наращивать строительство межпартийного общения. По крайней мере, думские партии – Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия имеют широкие к тому возможности, в том числе и партии – их зарубежные визави, которые готовы к такому взаимодействию. Думается, подобная методология будет полезной и при восстановлении отношений, прагматичных и равноправных, в соответствие с постулатами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами 1994 г. – с представителями Европейского парламента. Это предельно важно. И не потому, что Европарламент образца 2014 г. – новая, после выборов, структура. Дело в том, что в осложнение международной обстановки в Европе, привнесение в нее нестабильности, различного рода санкционных лихорадок, потворства политическому и правовому нигилизму, посеву зерен русофобства, предыдущие составы

Европарламента внесли заметный и, к сожалению, отрицательный вклад. Один факт принятия им в последнее время более 10 резолюций, которые полны субъективизма в отношении оценок внутренней и внешней политики России, говорит о многом. Европейский парламент часто становился местом старта антироссийских компаний, которые как по заказу подхватывали Европейский Совет и Еврокомиссия. Такая "гармония" поведения органов ЕС имеет своим следствием антистратегическое состояние отношений с Российской Федерацией, неэффективное решение многих международных проблем и ослабленную перспективу их регулирования в случае отсутствия России. Нет сомнения, что в такой ситуации подрывается принцип неделимости международной безопасности и универсальности геополитики в её позитивном выражении.

Песков: Вопрос с неправильной трактовкой цитаты Путина закрыт

Названные императивы стимулируют и прогрессивное влияние российского парламентаризма на функции других региональных организаций, которые входят в поле интереса нашей страны. Сегодня, например, актуальна задача сравнительного мониторинга работы парламентских структур многостороннего характера на пространстве СНГ, их вклада по решению политических, экономических, научно-технических вопросов. Её следует рассматривать в числе приоритетов парламентской дипломатии. К ним же надо отнести и поиск оптимальной практики координации этих структур в деятельности парламентских организаций более широкого плана, например, Межпарламентского союза. О МПС надо сказать особо, поскольку он в каком-то смысле единственный такого рода. Вряд ли иная международная организация даст более широкие возможности для коммуникаций, изложения своих позиций, имиджевых достижений.

Использование его потенциала потребует разработки и соответствующих инициатив с опорой на прогнозы развития международных отношений МИД РФ. Интерес к МПС усиливается и продолжающимися дискуссиями о парламентском измерении ООН, его вкладе в полноценное обеспечение Устава ООН, строительство международного порядка, адекватного вызовам и угрозам XXI века. Решаемое на международном уровне, предполагает и участие парламентского сообщества, в том числе и в лице Межпарламентского Союза, государств его членов. Следует использовать эту площадку для декларации российской доктрины эволюции Организации Объединенных Наций в современных условиях. В свою очередь этот продукт, имеющий, конечно, интернациональное значение, мог бы быть результатом работы российского Оргкомитета по 70-летию ООН. Неотложность создания подобной структуры очевидна. Естественно, в нее должны войти и профессионально подготовленные законодатели, специалисты по международной проблематике из Государственной Думы и Совета Федерации. Ими могут быть позиционированы важные прагматичные идеи, которые, например, касаются прогрессивного развития современного международного права, императивного применения его основных принципов, взаимосогласования с национальными юридическими системами, укрепления судебных, арбитражных, третейских процедур при решении международных споров и конфликтов.

Таким образом, перед парламентской дипломатией России стоят актуальные и прикладные задачи. Многие из них носят долгосрочный характер, привязаны к мировым трендам, запросам геополитики и геоэкономики. Этот сектор внешней политики России не только идентифицирован, но и генетически связан со всем инструментарием, который обеспечивает, содействует международной деятельности России. В этом единстве – существенная концептуальная, практическая, методологическая предпосылка эффективного функционирования российского государства как мощного, творческого и авторитетного полюса действующего миропорядка и миростроительства.

Внешняя политика Госдума