Жители Латвии стали куда прагматичнее, чем прежде, смотреть на вещи, в том числе на отношения с большим соседом. В предвыборной программе Нил Ушаков не призывал соотечественников в одночасье полюбить Россию, отказаться от непростых моментов своей истории и начать все с чистого листа. Но вместе с тем мэр Риги предложил латышам иной, менее конфронтационный взгляд на диалог с Москвой. В интервью "РГ" 3 октября 2014 года знаменитый латышский композитор Раймонд Паулс говорил не только о культуре, но и о жизни в сегодняшней Латвии. "Мы потеряли треть населения. Пенсии вообще копейки", - с горечью констатировал Паулс.
В Латвии, продолжал Паулс, едят рыбу, которая идет по квотам ЕС из Норвегии, Дании, Швеции. Еврочиновники потребовали от латвийских рыбаков сжечь лодки, чтобы не мешать такой "кооперации". "Раньше в каждом домике была лодка и копченая рыба. Но нам доказали, что копченое - это плохо, нельзя кушать", - делился композитор наболевшим в интервью "РГ".
В то время как для проигравших на выборах в Латвии партий ЕС остается главным защитником и кормильцем, "Согласие" Ушакова призывало своих сторонников опираться на собственные силы. И не сжигать бездумно "лодки" в будущем, если даже к этому призывают сидящие в Брюсселе европейские плановики.
В целом на парламентских выборах в Латвии повторился тревожный для евроинтеграторов тренд, который отчетливо был заметен на выборах в европейский парламент. Тогда на них во многих ключевых странах Старого Света победили кандидаты от партий, выступавших против запредельных полномочий Брюсселя, в пользу перераспределения власти непосредственно национальным правительствам.
В своих предвыборных интервью Ушаков не призывал избирателей отказаться от европейского курса. Но при этом демонстрировал на примерах, как можно улучшить жизнь, если отстаивать национальные интересы. На фоне введенных ЕС санкций против Москвы политические заявления мэра Риги для европейских бюрократов выглядели чудовищной крамолой. Однако, как показали результаты выборов, они понравились латышским избирателям, которые за 20 лет с момента вступления страны в единую Европу наслушались обещаний лучшей жизни. Социологические опросы, проведенные среди латышей в августе, продемонстрировали ожидаемые результаты: только 4 процента респондентов оценили нынешнее состояние латвийской экономики как хорошее, 56 процентов - как плохое, 37 процентов назвали его посредственным. Не меньший пессимизм царил среди жителей Латвии и в отношении своего материального положения, и при оценке перспектив экономики через год: сжигание "лодок" не прошло для страны бесследно.
Будучи прагматичным политиком и хозяйственником, Ушаков в основу предвыборной программы своей партии "Согласие" поставил здравый смысл. Что он предложил избирателям?
Вот несколько запоминающих цитат из мэра Риги. Цитирую: "В наших интересах хорошие отношения с Россией, для нас это выгодно". Или: "Мы должны быть с теми, кто помогает выстроить прагматичный курс Европы по отношению к России".
А это о российских туристах: "Мы будем эгоистичны по отношению к нашим партнерам по ЕС, когда будем бороться за российских туристов". И еще пара высказываний для понимания, как русский мэр Риги стал самым популярным столичным мэром бывшего СССР и почему был переизбран на второй срок. "Без выдачи видов на жительство иностранцам-россиянам, украинцам, казахам, а сейчас начали появляться китайцы, исторический центр Риги по сути обречен", - объяснял Ушаков. "У русского языка должны быть права, как у языка меньшинства. Возможность обращаться в самоуправление на родном языке. Но я никогда не выступал за второй государственный язык" - таково мнение главы партии "Согласие" по языковому вопросу.
Когда политики в Европе публично жертвовали интересами национальных экономик ради геополитических амбиций Вашингтона, Ушаков призывал отказаться от этой безумной практики. "Надо быть или очень большим романтиком, или человеком с другой планеты, чтобы считать, что благодаря санкциям против РФ российский народ примет решение изменить что-нибудь в существующей ситуации", - говорил он к неудовольствию нынешней латвийской власти.
В самый разгар антироссийской истерии в евросоюзовских кабинетах мэр Риги приехал в Москву, чтобы сохранить проект "Рижские дворики": "Иначе через неделю там будет или "Армянский дворик", или "Бразильский дворик".
"Нам нужно показать, что мы выступаем за нормализацию отношений между Европой и Россией, естественно поддерживая позицию ЕС", - говорил в предвыборных выступлениях Ушаков. Но "поддерживая", в его устах означало не всегда соглашаясь или добиваясь пересмотра этой неконструктивной евросоюзовской позиции в интересах национальных экономик государств, входящих в единую Европу. Такой прагматичный деполитизированный взгляд на диалог с Москвой поддержало большинство латышских избирателей на выборах в парламент.
В то время как европейские политики, готовые пожертвовать национальными интересами, способные предать свой бизнес по просьбе Вашингтона, напротив, рискуют оказаться на политической помойке без малейших шансов вернуть доверие избирателей. Когда президент Франции Франсуа Олланд послушно подошел на Генассамблее ООН к президенту США Бараку Обаме, чтобы тот по-хозяйски потрепал его по плечу, рейтинг поддержки главы Франции среди французских избирателей упал до рекордно низких 16 процентов. Канцлер Ангела Меркель, выступающая за сохранение санкций против России и ради этого обещавшая пожертвовать экономическими интересами своей страны, впервые за последние два года, согласно опросам, перестала быть любимым немецким политиком. А ее партия одно за другим терпит поражения на выборах.
В Италии называют введенные против России санкции "странным поступком", угрожающим интересам Рима.
Чем дольше еврочиновники будут следовать американским курсом ради призрачных преференций будущего торгового соглашения между США и Евросоюзом, тем сокрушительней окажутся поражения, которые потерпят партии евроинтеграторов на национальных выборах.
Станет ли результат выборов в латвийский парламент предостережением для украинских политиков, считающих, что вступление их страны в НАТО и Евросоюз превратит в одночасье украинцев в "сливки Европы"? Результат партии Нила Ушакова на выборах однозначно показывает, что Киев находится на самых дальних задворках европейского тренда.
Скоро на Украине состоятся выборы в Верховную Раду. Но для того, чтобы на них победила, условно говоря, украинская партия "Согласия" стране еще предстоит пройти долгую дорогу в евродюнах. Украине надо вступить в Евросоюз после чего, как Латвии, сжечь "рыбацкие лодки", то есть уничтожить собственную металлургию и машиностроение, закрыть шахты, развалить сельское хозяйство. В Брюсселе всегда помогут Киеву довести экономику до ручки...
Украине надо вступить в НАТО, чтобы почувствовать и даже понюхать все прелести его защитников. Это не фигура речи - недавно нынешние латвийские власти во имя европейской солидарности фактически разрешили пьяным натовским морякам безнаказанно справлять нужду на памятники небольшого портового города Вентспилса. Конечно, разбежавшиеся по всему миру в поисках работы украинцы, как и давно покинувшие родину в поисках лучшей доли латыши, смогут сказать, что теперь-то они стали частью единой Европы и их чиновники знают английский язык. Только обрадуют ли такие заявления большинство жителей Украины?
Сегодня ведущим украинским политикам лишь в страшном сне может присниться, что они за месяц до выборов приезжают в Москву и фотографируются вместе с Патриархом Московским и всея Руси. Потому что значительная часть нынешней Украины не хочет верить, что евроинтеграция, с помощью которой сладко, словно сирены, зазывают в рыночную бездну доверчивых местных политиков в Брюсселе, обернется в итоге для Незалежной уничтожением собственной промышленности, способной хоть как-то соперничать с ее европейскими конкурентами. Евроинтеграция может затронуть и самое национальное для украинцев - сало, если вдруг в Брюсселе решат, что этого продукта, произведенного в Германии или Франции, достаточно для нужд Старого Света. Только тогда на Украине появится свой "Нил Ушаков", который вспомнит об "украинских двориках" и приедет просить Москву о поддержке. Потому что "российский тренд", сколько бы ни лгали брюссельские политики, для жителей наших ближайших государств-соседей в трудные времена всегда окажется привлекательней далекой заокеанской морковки. И результаты партии Нила Ушакова на выборах в латышский парламент - тому наглядное подтверждение.
Юрис Пайдерс, председатель союза журналистов Латвии, политолог:
- Прошедшие парламентские выборы очень точно отразили настрой избирателей. Правившая в Латвии партия "Единство" фактически получила вотум недоверия от избирателей. Ее лидер Солвита Аболтиня, по предварительным данным, вообще не проходит в Сейм. "Единство" не сможет быть "старшим братом" и диктовать всем, что делать. Не исключено, что оно вообще окажется в оппозиции. Эти выборы показательны тем, что русскоязычные граждане Латвии из двух так называемых русских партий поддержали ту, которая ориентируется на конструктивное участие в политической жизни страны. Поэтому сейчас важно не оттолкнуть "Согласие", найти форму его вовлечения в управление страной. Успешное участие Союза "зеленых" и крестьян, усилившего свои позиции в Сейме, обусловлено включением на завершающем этапе в предвыборную кампанию жестко выступающего против присутствия солдат НАТО в Латвии мэра Вентспилса Айварса Лембергса. Именно его "зеленые" и крестьяне номинировали своим кандидатом в премьеры.
Кстати
В приемной Нила Ушакова живут два кота - Мурис и Кузя. Мэр Риги взял их в приюте для бездомных животных и дал имена - одно латышское, другое русское.
Многие молодые уезжают из Латвии?
Раймонд Паулс: Очень. Это катастрофа. Мы потеряли уже треть своего населения. Здесь зарплаты сейчас очень низкие. Пенсии - вообще копейки. А рядом гиганты - Германия, Швеция с социальным обеспечением. У нас город пустой. Если кто-то орет, смеется, кричит - значит, турист.
А какую рыбу сейчас едят в Латвии? Неужели только ту, что идет по квотам от Евросоюза из Норвегии, Дании, Швеции?
Паулс: Евросоюз платил людям, чтобы они лодки сожгли.
Сами рыбаки? Почему, зачем?
Паулс: Так сокращали промысел. В Латвии были крупнейшие в СССР рыболовецкие колхозы, в Атлантику даже ходили на промысел. У нас раньше в каждом домике была лодка и копченая рыба, но нам доказали, что копченое - это плохо, нельзя кушать.