08.10.2014 00:01
Культура

В Москве открылась выставка работ Василия Шухаева

Ретроспектива Василия Шухаева в Москве
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №229 (6501)
В залах Московского музея современного искусства на Петровке, 25, можно увидеть большую ретроспективу Василия Ивановича Шухаева (1887-1973).
Читать на сайте RG.RU

Москва, родной город Шухаева, персональными выставками этого легендарного мастера не баловала. Их можно перечесть по пальцам одной руки. Гораздо больше его работы показывали в Петербурге (в Русском музее хранится значительная часть его наследия) и Тбилиси (единственном городе, где оказались друзья, которые смогли пригласить чету Шухаевых в 1947-м, из Магадана, в Тбилиси художник и похоронен). Но в основном - на коллективных выставках. Так что нынешняя экспозиция в ММСИ - событие драгоценное.

В ГМИИ имени Пушкина выставили редкие рукописи Оскара Уайльда

Здесь представлены все основные периоды творчества мастера. От ранних, 1910 года, рисунков "Арлекина" и "Пьеро", когда студент Императорской академии художеств вместе с другом Александром Яковлевым (Маковский их назовет "близнецами из академической мастерской Кардовского") будут радостно пробовать свои силы на сцене в пантомиме, поставленной Мейерхольдом, до карандашного колымского автопортрета, посланного жене в письме в 1938 года. От знаменитого двойного автопортрета с Яковлевым (опять же в костюмах Арлекина и Пьера), начатого друзьями в 1914-м на Капри, а законченного Шухаевым в 1960-х, до портретов Святослава Рихтера и Галактиона Табидзе, сделанных уже в Грузии. От неожиданных угловатых финских пейзажей, которые он писал в 1920-м, после того как они с женой вместе с художником Иваном Пуни в январе пришли в Финляндию из России через Финский залив по льду, до иллюстраций к французскому изданию "Бориса Годунова" в стилистике русской иконы...

Третьяковская галерея исследует "Магию тела"

Поражает даже не богатство дара Шухаева, причем не только художественного. Достаточно упомянуть, что он играл Пьеро так хорошо, что Мейерхольд настойчиво советовал ему: "Бросайте свою академию и вступайте на сцену. Актер вы первоклассный, а художник еще неизвестно какой из вас выйдет". Он не соблазнился, решив, что "для актера нужна школа не менее значительная, чем для художника". Для него, сына и внука сапожника, который с 12 лет учился в Строгановском училище и поступил в Академию художеств (десять человек на место!), слова "школа" и "мастерство" были главными. Позже, уже зрелым мастером, держащим частную школу в Париже, он напишет Кардовскому: "Вы первый и единственный в России учили грамоте и ремеслу в искусстве, постоянно твердили, что из ученика своего Вы не делаете художника, а мастера. Я ...стал исповедовать то же учение". Он бьется над тайнами старых мастеров, открывая секреты сангины и яичной темперы. Он заворожен идеей цехового братства, решив вместе с Яковлевым, основать "цех Св. Луки", наподобие средневековых. Неоклассицист, которого поддержал Александр Бенуа, он был трудоголик, жаждущий сопротивления материала. "Нам хотелось борьбы с материалом и победы над ним - это, может быть, молодость, спортивность!" - признается он в письме учителю.

Музеи Московского Кремля показывают выставку Чарльза Ренни Макинтоша

Фактически его жизнь оказалась тоже сопротивлением материалу. Нет, никакой политики. Но при взгляде на два автопортрета - 1917 года и 1955-го (последний сделан, между прочим, в редкой технике энкаустики!), поражает как раз неизменность героя. Перед нами все тот же мастер - острый взгляд, собранность и достоинство. Мастерство для него не эстетическое, а прежде всего этическое кредо. Это ответственность перед вечностью. Святослав Рихтер, с которым Шухаевы дружили, напишет о нем: "Человек с несгибаемым счастливым характером". Несгибаемость - неожиданное слово для описания характера художника. Но именно оно лучше всего определяет этого мастера.

На выставке впервые можно увидеть материалы следственного дела Шухаевых. Художника с мировым именем на восемь лет отправили на Колыму на лесоповал, именно в Дальлаге он встретится случайно с женой. Когда Александр Бенуа писал о 20-летнем выпускнике академии, что Шухаев "призван расписывать стены каких-то общественных дворцов, предназначенных для эффектных празднеств; это художник, чуждающийся всякой интимности, рвущийся к декоративному творчеству", он вряд ли подозревал, что художнику придется расписывать не только апартаменты паши в Марокко, но и дом культуры в Магадане. Только в Магадане он оформил 35 спектаклей. В благодарность за одну из работ зэк был освобожден от конвоиров. Что, впрочем, не помешало 50-летнего художника отправить в карцер за почудившийся "хозяину Колымы" "грязный" воротничок на портрете вождя народов.

Живопись