Разнится падение и по "месту рождения" техники. Если выпуск отечественной снизился на 34%, то иномарок - на 5%. "Отставание объемов производства наблюдалось каждый месяц с начала года, - заявил заместитель гендиректора "АСМ-холдинга" Александр Ковригин, - и это дает основание предполагать спад по итогам года не менее 20%". По мнению эксперта, для роста рынка необходим государственный и муниципальный заказ на "большие" автобусы. Микроавтобусы же в основном закупают частные компании. А поскольку пассажиропоток в городах не иссякает, коммерческие перевозчики и "затыкают дыры" на маршрутах.
По мнению директора по маркетингу компании "Русские автобусы- Группа ГАЗ" Максима Карова, на уменьшение рынка в этом году повлиял общий темп роста ВВП, отсутствие долгосрочных программ обновления автопарков, их сокращение в регионах, рост стоимости кредитов и лизинговых ставок (с 8 до 14%). Только 4 региона РФ запланировали на этот год 10-процентное обновление парка (Москва и область, Санкт-Петербург, Краснодарский край). Зато 32 региона не закупят в 2014-м ни одного нового автобуса (в 2007 г. таких было 9).
Большие надежды автопроизводители возлагали на якобы стартовавшую с 1 сентября новую программу обновления колесных транспортных средств, в число которых на сей раз вошли и автобусы. Якобы потому, что официального приказа или распоряжения о пуске программы до сих пор не поступило. А без этого муниципалитеты не дадут команды своим перевозчикам избавляться от старья. Мало того, для списания машин необходимо время, как минимум месяц. Программа же запланирована лишь до конца года, и пока на нее откликнулись только физические лица. "Программу утилизации необходимо продлить на 2015-2016 годы", - уверен Максим Каров.
Прошедшие с начала года месяцы российский автопром закончил с наихудшим результатом за последние 6 лет, подчеркнула депутат Госдумы Альфия Когогина. И многие причины провала, по ее мнению, кроются в бессистемности или недолговечности принимаемых мер и в том, что средства на их реализацию поступают с большим опозданием. Например, в этом году предусмотрены бюджетные субсидии в 3,7 млрд руб. производителям газомоторной техники. Год на исходе, денег нет. А газовый двигатель за 2,5 месяца не создашь. Другой пример - программа субсидирования (3,5 млрд руб.) субъектов РФ при покупке экологически чистых транспортных средств с привлечением внебюджетного финансирования. Документ родился в 2012 году, бюджетные деньги на его реализацию в регионы пришли лишь в декабре. Те программу выполнили, но уже в 2013-м, закупив 177 трамваев, 327 троллейбусов, 619 ГМТ-автобусов (на 35 регионов). А ведь продление этой программы могло бы способствовать увеличению выпуска транспортных средств.