Денис, как возникла такая невероятная идея?
Денис Репин: Нельзя сказать, что спонтанно. Я путешествую на велосипеде уже несколько лет и с каждым годом все больше расширяю географию поездок. Начинал с Кировской области, потом доехал до Москвы, после отправился в Крым. То есть опыт дальних поездок уже накатал. Но в Европе до этого вообще не был ни разу, даже "обычным" туристом. И когда удалось подкопить денег, решился.
Как отнеслись к этому знакомые?
Денис Репин: Одни крутили пальцами у виска. Другие пришли в восторг. Но очень многие пришли на помощь, когда случился форс-мажор. В одном из отелей я не заметил, как у меня из паспорта вытащили часть денег. Когда обнаружил пропажу, было уже поздно - неизвестно, где это произошло. А на финише стало ясно, что мне не хватит денег, чтобы взять в самолет багажом велосипед. Тогда я обратился через свой сайт к знакомым и незнакомым, описал ситуацию и попросил помочь финансами. В итоге проблему удалось решить. За что я крайне благодарен всем, кто откликнулся.
Что за велосипед, который выдержал такую дальнюю дорогу?
Денис Репин: Назвать его какой-то определенной моделью нельзя. Я собирал его из различных деталей, которые выписывал из разных стран мира. Есть и необычные детали, благодаря которым велосипед прошел такое расстояние без поломок. Например, особая конструкция переключателя скоростей с планетарной втулкой позволила ни разу не менять цепь за 6 тыс. км. Хотя при обычной конструкции на такое расстояние нужно три цепи. Ну и многое другое. Например, устройство, подключенное к генератору, позволяло на ходу заряжать смартфон и навигатор.
Как пересекали границу?
Денис Репин: Пропускной пункт возле Гродно я проезжал ночью, когда там не было ни одного человека. Кстати, пешеходу, а велосипедист относится к этой категории, пересечь границу можно только в определенных пунктах. Польский пограничник, увидев меня, мягко говоря, удивился. Очень внимательно, с лупой, изучал документы. И когда узнал, что я еду до Гибралтара, воскликнул: "В Гишпанию на ровере?!"
Первые впечатления после пересечения границы?
Денис Репин: Они были на следующий день. Мой отель находился в Белостоке, в 40 км от границы. Ехал я ночью, и главной мыслью было быстрее добраться до отеля. А вот утром, когда проснулся и вышел на улицу, начался праздник. Ухоженные улицы, всюду велосипедные дорожки. Да еще в этот день местный аэроклуб устроил какие-то выступления авиамоделей, которыми я давно увлекаюсь... Настроение было просто сказочное.
Специфика езды в разных странах различна?
Денис Репин: Безусловно. Например, по России, Белоруссии, Франции и Испании ехал практически одинаково, если не учитывать качество дорог. В этих странах велодорожки только в городах, а на трассах приходилось держаться возле обочины. Там много автомагистралей, где велосипедистам ездить вообще нельзя. Потому я прокладывал маршрут так, чтобы не попадать на автобаны. Обычно вдоль него идет или служебная дорога, или дублер. По ним я в основном и передвигался.
Настоящий рай для велосипедиста - Голландия, где велосипедные дорожки - повсюду. Поразила культура вождения, отношение к велосипедистам. Когда проезжаешь перекресток, где водитель должен уступить дорогу велосипедисту, все машины останавливаются, а водители не нервничают, что я отнимаю у них время, а улыбаются.
С полицейскими довелось встречаться?
Денис Репин: Во Франции на одной из дорог шел ремонт, в случае объезда нужно было делать крюк в 50 км, и я решил рискнуть и проехать небольшой 19-километровый участок по автобану. О чем тут же сообщили полицейским проезжавшие водители.
В итоге уже на выезде с автобана меня догнала машина с мигалкой. Сначала женщина-полицейский была очень рассержена, что-то пыталась мне объяснить по-французски. А я французский не знаю. Кое-как с помощью ее напарника, немного знавшего английский, объяснились. Они хотели выписать штраф, но я извинился, сказал, что денег нет, а это была правда, и в итоге они смягчились, отпустили и даже проводили до выезда с автобана.
Опять же во Франции, в Париже я попал в ДТП. В плотном потоке машин меня сначала "подрезал" фургон, а потом резко затормозил. Скорость была 30 км в час, я не успел среагировать, отвлекшись на секунду на навигатор, чтобы не прозевать нужный поворот, и врезался в фургон. Тут же подбежали прохожие, подняли меня и велосипед. По счастью, обошлось без травм, только ободрал локоть и колено. Все мысли были о велосипеде, думал, как минимум колесо "в гармошку". Но, на удивление, машина оказалась исправна. Лишь позже, в Испании, выяснилось, что рама, которая приняла на себя удар, треснула, и трещина начала расширяться.
Как вышли из ситуации?
Денис Репин: Мир не без добрых людей. Хозяйка, у которой я останавливался, нашла своего знакомого со сварочным аппаратом, и тот за 15 минут привел раму в порядок. Причем даже нанес антикоррозийное покрытие и отказался брать за работу деньги, узнав, откуда и куда я еду.
Ночевали в палатке?
Денис Репин: Только в Испании. В этой стране по сравнению с другими, скажем так, более вольные нравы. И последние 5 ночей я спал в виноградниках и оливковых садах, которые тянутся там на многие километры. Причем людей практически нет. В других странах это невозможно. Очень плотная застройка, кругом частная собственность. Поставить палатку и остаться там незамеченным нереально. Потому останавливался в хостелах, недорогих отелях и в кемпингах.
Самый запоминающийся момент поездки?
Денис Репин: Когда я увидел знаменитую скалу Гибралтара. Хотя к этому моменту я проколол колесо и приходилось останавливаться через каждые 3 км, чтобы его подкачать, но этот вид - "точка финиша" заслоняла собой все.
Что, с точки зрения велосипедиста, бросилось в глаза, когда вернулись домой?
Денис Репин: Дворы и экология. Там любой двор обустроен, все в цветах. А здесь - разбитый асфальт. Как будто едешь по горной дороге. Можно, конечно, найти оправдание, что здесь климат более жесткий. Но я думаю, дело большей частью не в климате, а в голове, в подходах к благоустройству. В умении использовать современные технологии. Например, та же брусчатка у нас разваливается через пару лет, а там лежит десятилетиями. Именно потому сейчас мне хочется побывать в северных европейских странах, в Финляндии, например. И сравнить. Я предполагаю, сравнение будет не в нашу пользу.
А что касается экологии, то в мировых столицах, которые в разы больше Кирова, воздух на порядок чище. Одни только наши чадящие "пазики" чего стоят. Для европейца это был бы шок.
Советы от Дениса Репина тем, кто собирается в Европу на велосипеде
1. Планировать финансы с большим запасом. В дороге может возникнуть масса непредвиденных ситуаций. В среднем каждый день путешествия стоит около тысячи рублей, не считая обратных билетов на самолет.
2. Не стоит в первый раз пускаться в такой марафон по нескольким странам. Лучше выбрать одну и поездить там пару недель не спеша. Кроме того, в Европе есть немало маршрутов специально для велосипедистов. Например, знаменитая Рейнская велодорога в Германии.
3. Желательно знать языки тех стран, куда собираетесь, выше уровня "здравствуйте - до свидания".
4. Правильно питаться, чтобы организм как можно меньше усилий тратил на переработку пищи. В рацион включите большое количество "медленных" углеводов: злаки, каши, хорошо помогут в дороге сухофрукты - изюм, курага, финики и универсальный банан. Белковую пищу лучше не употреблять.
5. Взять с собой:
- защиту от дождя, в том числе велобахилы;
- запас аккумуляторов;
- хорошие фары, если намерены ехать ночью;
- навигатор с набором хороших карт, без них путь может оказаться вдвое длиннее.