27.10.2014 17:45
Культура

В петербургском театре Комедии раскрыли секрет зрительской любви

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
В преддверии юбилея театра Комедии имени Н.П. Акимова, которому 29 октября исполняется 85 лет, художественный руководитель театра Татьяна Казакова побывала на "Деловом завтраке" в петербургском филиале "Российской газеты". По ее словам, главной оценкой работы артистов и режиссеров служит тот факт, что на протяжении нескольких поколений театр остается одним из самых посещаемых - а значит, любимых в Северной столице.
Читать на сайте RG.RU

Татьяна Сергеевна, как будете отмечать юбилей театра?

Татьяна Казакова: Мы готовим вечер, сочиняем и репетируем. Не могу разглашать тайн, что там будет. Наша задача - сохранить дух театра Комедии, с благодарностью вспомнить тех, кто был до нас.

Владимира Сорокина пригласили в Петербург на премьеру "Теллурии"

Какие премьеры увидят зрители в юбилейном сезоне?

Татьяна Казакова: Я ставлю пьесу американского драматурга, режиссера и актера Филипа Джеймса Барри "Блюз толстяка Фредди". Это мелодрама, бенефис всенародно любимого актера Михаила Светина. Михаил Семенович предстанет в новом амплуа (крупного мафиози), такую роль он еще не играл. В спектакле заняты наши замечательные актеры Михаил Разумовский, Елена Руфанова и молодая актриса Дария Лятецкая.

В планах - сказка Евгения Шварца "Красная Шапочка", ее хочет самостоятельно поставить наша молодежь. К детским спектаклям мы всегда относимся серьезно, считаем, что дети - наши будущие зрители. Для нас важно и имя драматурга, автора пьес "Тень", "Дракон", которые ставил Николай Павлович Акимов, написанных специально для акимовского театра. Спектакль "Тень" практически не исчезал из нашего репертуара, стал "визитной карточкой" театра Комедии.

На март 2015 года намечен выпуск спектакля "Сказки старого Арбата" Арбузова, в режиссуре Валерия Саркисова.

2015-й объявлен Годом литературы, мы думаем о постановке философских повестей Вольтера. Французский мыслитель был человеком образованным, остроумнейшим, ироничным, язвительным, читаешь его книги с огромным удовольствием.

Порой говорят, что вы мало премьер выпускаете.

Татьяна Казакова: Я считаю, что когда много премьер - это не обязательно хорошо. Что такое "много"? Быстро и дешево. Но то, что быстро сделано, быстро и уходит, не оставляя ничего в душе - ни у того, кто это ставил, ни у того, кто смотрит. По сути, халтура. А наши спектакли живут долго, и зрители их любят: "Тень", "Свадьба Кречинского", "Доктор философии", "Влюбленные", "Деревенская жена"… Станиславский долго репетировал, и спектакли его жили долго. Он говорил, что это экономически выгоднее, чем каждый сезон ставить спектакли, которые в этом же сезоне и умирают. Театр должен брать качеством, а не количеством. Это в провинции, чтобы выжить, театрам, к сожалению, приходится завлекать публику новым названием.

Петербургский театр музкомедии отметит 85-летие серией премьер

Вы не снимаете свои спектакли на пленку или на "цифру"?

Татьяна Казакова: Для этого нужны деньги и время. Товстоногов снимал телевизионный вариант "Мещан" целый год! На телевидении другие законы построения спектакля, другие ритмы, ракурсы, другие выразительные средства. Если сегодня телевидение и предлагает показать спектакль, то снимает его без всяких репетиций, и результат, конечно, печальный.

Вас по-прежнему не привлекает современная новая драма и комедия?

Татьяна Казакова: Я буду ставить пьесу Юлии Тупикиной (Москва) со странным названием - "Офелия боится воды". Мне редко встречаются современные пьесы, которые хочется поставить, а эту мы прочли с артистами, и она показалась нам интересной, остроумной. Там оригинальные аллюзии к шекспировскому "Гамлету".

Известно, что Акимов, придя в театр, ставил только классику - Лопе де Вегу, Шеридана, Шекспира, его даже упрекали в "западничестве". Просто не было современных пьес, а уж комедий, да еще хороших - тем более. Подарком судьбы для него стала встреча с Евгением Шварцем, который сочинял свои пьесы, беря за основу сказки Андерсена. Акимов со Шварцем создали неповторимый стиль театра Комедии - театральные сказки для взрослых, в которых шифровались темы и атмосфера предвоенного времени. Это иносказание подтекста и было современным театром.

В следующем году исполнится 20 лет, как вы руководите театром Комедии. По вашим наблюдениям, изменились за эти годы зрители?

Татьяна Казакова: Мне трудно ответить на ваш вопрос. Хороший театр, на мой взгляд, - это когда, во-первых, спектакль с самого начала захватывает внимание, во-вторых, в антракте зритель не уходит, и, в-третьих, после спектакля у него возникает желание вернуться в этот театр. Сегодня время изменилось. Изменились и люди. К сожалению, интересы резко измельчали. Резко поменялся вектор духовных устремлений. Такое время осколочных целей и желаний. Раньше в театре и помыслить было нельзя сказать "я делаю это за деньги". Сегодня ничего не стыдно. Бег за заработком стал главной движущей силой общества. Все решают деньги, каждый сам за себя, разобщение страшное. Внешне мы стали жить лучше, но не счастливее.

Когда идет спектакль, для меня самое важное, как "дышит" зал. Театр всегда существует вопреки всему. И если время разобщает, задача театра - объединять, смягчать нравы, очеловечивать, как говорил Горький. Сегодня всем не достает тепла, добра, бескорыстия, высоких общечеловеческих идей. И театр должен восполнять это, искать пути к сердцу человека. Если в театре показывают то, что и в информационных программах всех телевизионных каналов, то люди это не смотрят. Телевизор выключают, а из театра уходят. В России всегда существовала великая традиция ходить в театр, и мы не должны ее потерять.

Как трудно угодить зрителю, доставить удовольствие каждому! Одни пришли в театр развлечься, отдохнуть, посмеяться и недовольны тем, что их "грузят" проблемами, которых в жизни полно. Другие, наоборот, не желают смотреть глупенькие комедии положений, их возмущает пошлость.

Татьяна Казакова: Сегодня так нужна комедия. Конечно, хорошая, настоящая драматургия. Даже когда ты ставишь серьезные вещи, их нужно чуть облегчать. Время, действительно, тяжелое, и люди хотят некоего вздоха. Много страшных катастроф, событий - в политике, природе, и человеку тяжело. Театр должен найти такой язык, чтобы зритель внимательно смотрел историю, дышал, смеялся. Наша сверхзадача - дать человеку добор дыхания, надежду в жизни.

Исполнилось 95 лет петербургскому БДТ имени Товстоногова

Вас порой упрекают, что в вашем театре мало новаторства…

Татьяна Казакова: У каждого свое понятие о новаторстве, экспериментах. Чудовищный от начала до конца, бездарный, непрофессиональный спектакль и желание утвердить себя? Нас нередко просят: поддержите молодых режиссеров, дайте им свою сцену. У нас академический театр, а не экспериментальная площадка, люди приходят смотреть спектакли не "новой волны", а театра Комедии. Вот и думаешь, кому можно доверить постановку, чтобы хотя бы профессионально мог сделать…

Вас считают "актерским режиссером". Вы согласны?

Татьяна Казакова: Спасибо. Я подписываюсь под словами Станиславского, что единственный царь и владыка на сцене - талантливый артист. Это нечто возвышенное. Держать внимание зрителя могут только внутренняя психологическая жизнь артиста, подлинные эмоции. Если нет артиста, вы ничем не сможете его заменить.

Живы ли сейчас в театре акимовские традиции, передаются они молодому поколению?

Татьяна Казакова: У всех свое понимание того, что такое акимовский театр (так же, как и Вахтанговский, к примеру). Мы живем в другом, новом времени, у нас другие проблемы. Что я уважаю в акимовской традиции? Это первоклассная драматургия, первоклассная труппа ("акимовская гвардия"), яркая сценическая выразительность. Сегодня в театре - и в российском, и в европейском - на мой взгляд, зашкаливает черное на черном: черные декорации, костюмы. Я люблю в театре театр, считаю, что театр - это праздник, игра, сильные эмоциональные впечатления. Академический театр комедии на протяжении многих лет держал высокую художественную планку, ему есть чем гордиться. На этой сцене ставили спектакли замечательные режиссеры, играли блистательные артисты. Нам 85 лет. Мы один из самых посещаемых, а значит, любимых зрителем театров. Думаю, это главная оценка нашей работы.

Прямая речь

Роман Виктюк, режиссер, народный артист России:

- Я с невероятной нежностью и благодарностью вспоминаю репетиционные дни, проведенные в любимом мной театре Комедии. Это был 1983 год, пьеса "Льстец" итальянского драматурга Гольдони, ее перевела Тамара Скуй. Тамары Яковлевны уже нет с нами, но я знаю, что она тоже была бы счастлива произнести слова восхищения ленинградским театром. То были солнечные дни, я бы даже сказал - дни полета. Мы с такой упоительной силой и таким ощущением крыльев летали в репетиционном зале и на сцене, что случается очень редко. Прекрасно то, что это произошло в Петербурге, городе, который я так люблю, городе Серебряного века, полета и вспышки культуры, которые для меня столь драгоценны, что мне иногда кажется, будто я жил в ту эпоху. Низкий поклон труппе, руководству театра и городу за такой замечательный коллектив!

Факты

В 1967 году театру Комедии присвоено звание "академический", а в 1986 году - имя Николая Акимова, руководившего им с 1935 по 1949 годы и с 1956 по 1968 годы.

На фасаде здания на Невском проспекте, 56 - заглавная буква названия театра, акимовская "К".

Ежегодно 16 апреля в театре проводятся уникальные акимовские "капустники". Традиция родилась в 1948 году, когда актеры поздравляли любимого руководителя с днем рождения, и уже 66 лет не прерывается.

После смерти Акимова театром в разные годы руководили Вадим Голиков, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Дмитрий Астрахан.

Спектакли здесь ставили Григорий Козинцев, Сергей Юткевич, Лев Додин, Михаил Левитин, Роман Виктюк. Блистали актеры Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Александр Бениаминов, Сергей Филиппов, Эраст Гарин, Лидия Сухаревская, Борис Тенин, Ольга Аросева, Инна Ульянова, Николай Трофимов, Александр Демьяненко, Геннадий Воропаев, Виктор Сухоруков, Игорь Дмитриев, Анатолий Равикович.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад