19.08.2014 12:01
    Поделиться

    Петербургский театр музкомедии отметит 85-летие серией премьер

    В сентябре Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии отметит 85-летие. О ближайших премьерах и планах сезона "РГ" рассказал генеральный директор Юрий Шварцкопф.

    Юрий Алексеевич, как театр готовится к этой дате? Что ждет зрителей в юбилейный вечер?

    Юрий Шварцкопф: 85 лет - не юбилейная дата, это веха. Ленинградская Музкомедия открылась 17 сентября 1929 года опереттой "Холопка". Плановый ритм работы мы не меняем. Сейчас наша жизнь насыщена двумя крупными - по масштабу и финансовому обеспечению - постановками. 12 сентября выпустим премьеру - музыкальный спектакль "Голливудская дива", в конце ноября - следующую, мюзикл "Джекилл и Хайд".

    Недавно у вас прошло грандиозное закрытие полюбившегося зрителям мюзикла "Бал вампиров", и сотни поклонников увидели на сцене сразу все составы исполнителей главных ролей.

    Юрий Шварцкопф: Мы на какой-то период попрощались с мюзиклом "Бал вампиров". Для нашего театра, а, возможно, и для развития этого жанра в стране, это знаковый спектакль: по качеству постановки, во-первых, и по цифрам, во-вторых. Он шел три сезона с аншлагами, за это время мы сыграли 280 спектаклей, их посмотрели 220 тысяч зрителей. У "Бала вампиров" много фанатов. Специально на спектакль приезжала публика из Москвы, других городов. 31 июля мы завершили прокат. На прощальном спектакле присутствовало руководство объединенной дирекции мюзиклов города Вены, владеющее правами на этот спектакль. И мы оговорили планы сотрудничества.

    Вы сказали: "попрощались на какой-то период". Это значит, что в вашем репертуаре снова появится "Бал вампиров"?

    Юрий Шварцкопф: Декорации и костюмы - наши. Если решим возобновить спектакль через год-два, никто нам не запретит это. В той же Вене прокатчики мюзиклов "Бал вампиров" или "Элизабет", имевших зрительский успех, брали паузу в пять-шесть лет, после чего их играли снова.

    По городу уже висят афиши "Голливудской дивы".

    Юрий Шварцкопф: Спектакль ставит та же постановочная группа, что и "Бал вампиров" - во главе с голландским режиссером Корнелиусом Балтусом. Принципиальное отличие между этими спектаклями в том, что теперь мы в жанре мюзикла и близком к нему - музыкальной комедии - создаем у себя спектакль "с нуля". До этого мы купили готовый продукт "Бал вампиров", права принадлежат Вене, как права на спектакль "Чаплин" - Нью-Йорку. Здесь все права будут принадлежать нам. В основе "Голливудской дивы" - оперетта "Аксель у врат небесных", практически незнакомая российскому зрителю, незаслуженно забытая. Балтус переписал пьесу Пауля Моргана и Адольфа Шютца. В спектакле будет звучать музыка австрийского композитора Ральфа Бенацки, и минимум 50 процентов номеров написал для нас немецкий композитор Адриан Верум - автор и дирижер многих бродвейских шоу.

    Говорят, там сыграют Лика Рулла, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов… Петербуржцы всегда за своих, и поэтому многие разочарованы: снова питерские артисты не у дел, главные роли отданы москвичам!

    Юрий Шварцкопф: Мы объявляем о кастинге широко. А уж дальше - кто прошел, тот прошел. Зарубежные режиссеры не знают, кто из артистов из какого театра, тут не может быть никакой протекции. Актер должен хорошо петь, танцевать, обладать драматическим талантом. Победили москвичи? Это говорит о том, что сегодня жанр, конечно же, больше развит в Москве, нежели в Петербурге. Значит, нам есть куда стремиться, расти.

    Кстати, когда мы ставим классическую оперетту, приглашенные режиссеры смотрят наш репертуар, и у них внутри тоже происходит кастинг. С нами сотрудничают артисты из Москвы, Минска, солисты петербургских музыкальных театров. Вы знаете, что многие хорошие петербургские артисты переехали в Москву…

    Расскажите о ваших планах на сезон.

    Юрий Шварцкопф: Венгерская группа постановщиков во главе с режиссером Миклошем Габором Кереньи (выпустил у нас в 2010 году оперетту "Летучая мышь") взялась за мюзикл "Джекилл и Хайд". В основе - повесть шотландского писателя Роберта Стивенсона "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда", увидевшая свет в Лондоне в 1886 году. У нас снова, как и в случае с "Голливудской дивой", будет оригинальная постановка и международный проект.

    Еще планируем выпустить к Новому году музыкальный спектакль для детей "Тим Талер, или Проданный смех" по сказочно-философской повести немецкого писателя Джеймса Крюса. После этого приступим к огромной экспериментальной - надеемся, интересной - работе под названием "Петербург". Это мистерия-буфф по одноименному роману Андрея Белого, задумка известного петербургского режиссера Геннадия Тростянецкого. Музыку пишет петербургский композитор Георгий Фиртич.

    На закрытие сезона планируется оперетта "Венская кровь" Штрауса в постановке Игоря Коняева. В репертуаре театра два спектакля этого режиссера, на наш взгляд - очень удачные: "Севастопольский вальс" и "Граф Люксембург".

    Вашей афише, разнообразию репертуара можно позавидовать.

    Юрий Шварцкопф: Мы привлекаем к постановкам ведущие режиссерские силы города и ведущие европейские постановочные группы. Это, конечно, развивает театр, не дает артистам использовать заштампованные приемы, им интересно работать. Мы продолжаем собирать труппу - за счет всей страны и бывшего постсоветского пространства. Многие молодые артисты выросли, стали звездами, прикипели к нашему театру, у них есть перспективы. Блистательно развиваются Кирилл Гордеев, Наталья Диевская, Вера Свешникова. Иван Ожогин после нашего "Бала вампиров", в котором он исполнил роль графа фон Кролока, стал заметной фигурой и даже - петербуржцем (перебрался из Москвы).

    Довелось прочитать замечание критика, что ваш театр теперь "следует курсом "На мюзикл!". Потому что оперетта не столь популярна?

    Юрий Шварцкопф: Это не верно. Практически все музыкальные театры в мире работают в двух направлениях - оперетта и мюзикл, это родные брат и сестра, ставят и спектакли-ревю, шоу (у нас, к примеру, было "Аргентинское танго"). Каждый жанр, естественно, имеет своего зрителя. Сейчас время мюзиклов, их расцвет. Это происходит во всем мире. Я только что вернулся из Будапешта с международной конференции, посвященной путям развития жанров оперетты и мюзикла в Европе. Будапештская оперетта имеет несколько площадок и активно работает над двумя жанрами. На одной же площадке, как у нас, делать это - катастрофа. Они дают в год 770 представлений, мы - 330.

    Наши ближайшие сезоны будут насыщены и экспериментальными работами, и мюзиклом, и опереттой. В ноябре 2015 года, надеюсь, порадуем зрителей опереттой "Орфей в аду" Оффенбаха в постановке Юрия Александрова.

    Что бы ни говорили про смерть оперетты (а говорят время от времени), она будет жить за счет музыки. Чтобы продлить жизнь жанра, надо иметь труппу, которая может играть на уровне, отвечающем современным требованиям. А еще - решить экономический вопрос. Любая классическая оперетта - это большие затраты, не менее 300 тысяч евро. Она требует дорогого интерьера, надо пошить 150-200 костюмов, сделать декорации. И не забыть о том, что на дворе 21 век, значит, нужны хороший свет, спецэффекты и т.д. Публика, любящая оперетту, такая же консервативная, как балетоманы - она не терпит изысков в постановках классических произведений. А цены на билеты оперетты ниже, чем на мюзиклы…

    Все оперетты-шлягеры мы поставили, теперь перед нами вопросы: что ставить еще? куда двигаться дальше? Театр должен работать не только на кассу и на потребу невзыскательного зрителя, но и воспитывать публику. Поэтому мы ставим спектакли, которые давно не шли в России, знакомим людей с музыкой Лео Фалля, Карла Целлера, Ральфа Бенацки… Сейчас думаем об итальянской классической оперетте, которая у нас практически не известна.

    Мы даже набираем нынче курс при Театральной академии. 5-6 ребят будем учить оперетте. Сегодня не только у нас, в Европе кризис в таких амплуа, как "субретки", "простаки", огромная потребность в героях-тенорах.

    В сентябре в Петербурге кроме вашей "Голливудской дивы" поклонники мюзиклов ждут еще премьеры "Мастера и Маргариты", "Вестсайдской истории", а дальше - "Джульетта и Ромео". Процесс, что называется, пошел!

    Юрий Шварцкопф: И хорошо! Это говорит о том, что жанр нужен зрителю, городу. Дай бог успеха всем проектам. Посмотрим, что получится.

    Польский режиссер Януш Юзефович ставит в нашем городе уже второй мюзикл в 3D-технологии. А вы о 3D не думаете?

    Юрий Шварцкопф: Нет. У нас театр, это все-таки нечто другое, пусть 3D будет в кино. В театре через очки смотреть на артиста - это нонсенс. Я также не приемлю в музыкальном театре спектакли под фонограмму.

    Кстати

    Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии в сентябре отправится на гастроли в Севастополь. 30 сентября на сцене драмтеатра имени Луначарского будет представлена оперетта "Севастопольский вальс" К. Листова. Спектакль, любимый несколькими поколениями зрителей, сохраняется в репертуаре театра с 1961 года и идет уже в третьей редакции. Постановка посвящена героизму моряков-черноморцев во время Великой Отечественной войны. Режиссер - Игорь Коняев.

    1 октября петербуржцы дадут гала-концерт "Мисс Оперетта". Ведущие солисты театра музкомедии исполнят сцены, дуэты и арии из бессмертных произведений И. Кальмана, Ж. Оффенбаха, Ф. Легара и других композиторов.

    Поделиться