Исаак Иосифович! По-разному в городе встречено укрупнение школ. Есть и протесты. Например, родители учащихся гимназии "Интеллектуал" недавно выходили на митинг на Суворовской площади. Вот и в "РГ" немало писем от них. Они опасаются, что ее слияние с образовательным комплексом N 1588 снизит качество обучения в их продвинутой школе. Что вы можете им сказать?
Исаак Калина: Напомню, ради чего это делается по существу. Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ, которые в самом деле давали высокий уровень образования тем, кто в них попадал. Как именно? Это уже другой вопрос. Но дать своим детям хорошее образование в Москве стремится большая часть населения. Поэтому задача города не просто отобрать детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка - неспособных детей нет, я уверен в этом. А затем развить их. Но для этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а оно прийти туда, где люди живут. И наша задача обеспечить массовую доступность такого образования.
В 2010 году, когда мы анализировали исполнение бюджета города, при формальном наименьшем нормативе 63 тыс руб на ученика обнаружились школы, которые имели финансирование по 50 тыс руб, и школы, получавшие на здорового ребенка до 400 тыс. И этот разрыв благодаря поддержке государственного бюджета продолжал увеличиваться. Что порождало, на мой взгляд, два смертных греха. У школ, которые не попали в перечень особых, грех уныния - зачем стараться, денег все равно не видать. Теми же, кто имел много и считал, что они и так на вершине олимпа, владел грех гордыни. Поэтому 22 марта 2011 года было принято постановление правительства Москвы "О развитии общего образования в городе Москве", где одним из механизмов стало принятие равной нормы финансирования для всех школ, участников пилотного проекта, который этот документ и запускал.
То есть школа стала получать деньги на каждого ученика и сама решать, какие у нее приоритеты. Когда по итогам 2011 года у некоторых школ остались достаточно серьезные финансовые остатки, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин решительно пресек попытки финансистов забрать их, сказав: "Эти деньги школы заработали качеством своей работы, сумев привлечь к себе учеников". Так у школ появилась возможность строить долгосрочные планы своего развития. Теперь они всегда могут точно просчитать, какие у них ресурсы есть и какие могут появиться в будущем. И когда первые директора поверили, что у них ничего не отберут независимо от того, большое у них штатное расписание или маленькое, появилось и первое предложение о соединении двух школ, территории которых были разделены лишь сеткой-рабицей. Они поняли: тут директор - там директор, тут завхоз - там завхоз... Зачем?
То есть инициатива объединения пошла от самих директоров?
Исаак Калина: Они сами оказались заинтересованы создать более эффективную модель управления ресурсами школы. К тому же вышел ФЗ N 83, который дал руководителям школ столько полномочий, сколько в советские времена не было даже у заведующего РОНО. А свободы без ответственности не бывает. Директора поняли, что им необходима очень серьезная и грамотная управленческая команда, нужен финансист, юрист... В маленькой школе такой команды не создать. Тем не менее процесс соединения мы не форсировали. В 2011 году все заявки от школ мы рассматривали вместе с горкомом профсоюза, другими общественными организациями и более половины отклонили, так как понимали, что люди видят в этом пока лишь экономическую эффективность и не понимают, как это скажется на результатах работы всей школы. А они налицо. В Москве сейчас отличников по ЕГЭ вдвое больше, чем в среднем по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - московские школьники. А главное, готовят их уже не 70, а 145 школ столицы!
Какая судьба в условиях нового финансирования ждет хорошие школы с сильными математическими традициями?
Исаак Калина: В каждом случае своя. Например, я сразу сказал, что буду первый против попытки расширения лицея N 2 Владимира Федоровича Овчинникова. Я настолько дорожу этим уникальным человеком в системе образования, что грузить его любыми дополнительными задачами считаю неправильным по отношению к нему. То же самое могу сказать о гимназии N 1543 Юрия Владимировича Завельского. А вот школа N 444 с углубленным изучением информатики и физики расширяется. Главное же не профиль школы, а профиль классов. И математические классы будут в каждом районе Москвы.
И вообще считаю, что традиции должны сохраняться не в формах и механизмах, а в ценностях и результатах. Меня когда-то заинтересовал фильм "Последний самурай". Он как раз о том, что если пытаешься сохранить свои традиции в формах, инструментах и механизмах, то обязательно проиграешь конкуренту, более лояльному к инновациям.
Вас не смущает, что лояльные к инновациям в этом фильме герои отрицательные?
Исаак Калина: Да, первое время я симпатизировал как раз положительным персонажам, то есть проигравшим. А потом стал думать и понял, что важно, чтобы добро побеждало, а не продолжало воевать пищалями.
Сколько сейчас в Москве школ? Их количество будет еще уменьшаться?
Исаак Калина: Было 1572, стало 750. Основное массовое соединение школ, продолжавшееся три года, завершено. Но я еще раз подчеркну. Мы этим занимались не ради цифровых результатов. Нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы была школа, в которой ребенок может реализовать себя независимо от того, какие у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными словами: качество, доступность, эффективность. Обеспечить все три параметра маленькой школе практически невозможно. Школы, которые хотя бы год-полтора живут в соединенном варианте, это уже поняли.
Вы не раз говорили, что лучшая школа для ребенка та, что расположена ближе всего к его дому. В связи же с укрупнением многие семьи столкнулись с проблемой, когда первоклассника надо вести через три перекрестка, по четырем улицам... В итоге девочек водят в школу чуть ли не до 10 класса.
Исаак Калина: Вы о чем? Здания все стоят на месте! В знаменитую игру "дом переехал" мы не играем. Соединение - поэтапный процесс. Сначала происходит просто объединение административного блока: было три директора, остался один. Потом идет соединение ресурсов: у вас есть бассейн, у нас нет, теперь он будет общим, то же с актовым залом и т.д. Далее начинается объединение кадров, и это самое болезненное: в общей сложности оказалось 7 физиков, из которых теперь устраивают только 5... В конечном итоге возможно и создание так называемой школы ступеней, когда для удобства детей и педколлектива одно здание отдается под начальную школу, другое под основную, третье для старшей школы. Но я бы с ее созданием никому не советовал торопиться.
Тем не менее такие примеры уже в городе есть. Например, школа N 57...
Исаак Калина: Но к этому школа пришла в процессе соединения, начатого еще в 2008 году. Сейчас в общегородском рейтинге она занимает 4-е место.
Владислав Воробьев, "РГ": Школа N 1189, где учится мой ребенок, сейчас находится в стадии объединения. Согласен, что уличные митинги не лучший способ решения проблем. Но честно скажу, что мы, родители, просто боимся, что наша хорошая школа, директором в которой будет наверняка директор школы N 2077, к которой ее присоединяют, в результате просто развалится.
"Деловой Завтрак" с Исааком КалинойИсаак Калина: Вас волнует судьба директора?
Владислав Воробьев: Меня волнует судьба моего ребенка. Но у директора школы N 2077 своя команда и не факт, что в ней найдется место нашим учителям...
Исаак Калина: Любой директор школы, любая администрация в Москве заинтересована в высоких результатах работы всей школы. И если в вашей школе сильный физик, то им будет дорожить любой коллектив и любой директор. И вообще, прежде чем волноваться и заранее выступать против, я бы посоветовал сходить в школу N 2077, послушать ее директора. Тогда скорее всего у нас с вами был бы другой разговор. Сейчас в большой школе есть физико-математический класс, кадетский, медицинский, юридический... С медуниверситетом договариваемся открыть дополнительные медицинские классы, с инженерными вузами инженерные классы. Чем многообразнее среда в школе, тем больше у каждого ребенка будет возможностей для выбора.
Я был там недавно. Попал на детский концерт. И не сразу понял, что выступают дети не только здоровые, но и с ограниченными возможностями. Догадался об этом лишь по переводу жестами, которые делала для плохо слышащих ребят девочка-старшеклассница. Умная, красивая, поневоле заставившая меня подумать и о простой жизненной ситуации. Ведь если бы она училась в школе для детей с такими же, как у нее, особенностями развития, то была бы поставлена в условия, когда и кавалера нужно искать обязательно только такого же. А почему? Да в ее нынешней школе за ней будут бегать все парни! Ну, а если вы полагаете, что ваши исключительные дети ни в коем случае не должны в своей жизни соприкасаться с другими детьми, то тогда извините.
Только скажу еще для тех, кто не знает: идея соединения этих двух школ возникла не в департаменте образования. Родилась она в Курчатовском институте, который, собственно, создал и поднял школу N 1189. Было письмо его президента Евгения Павловича Велихова, разговор с директором Михаилом Валентиновичем Ковальчуком. Оба говорили о том, что Курчатовка хочет развивать большую школу. Мы переговорили с соседней N 2077 и получили и ее согласие, и согласие председателя управляющего совета школы N 1189.
Это обязательное условие соединения?
Исаак Калина: По действующему положению для реорганизации любых бюджетных учреждений хоть в здравоохранении, хоть в образовании формально учредитель не должен спрашивать согласия. Тем не менее с самого начала мы шли на широкое обсуждение каждого соединения, чтобы подстраховать себя и не натворить ошибок. На втором этапе решили, что в качестве экспертных групп достаточно управляющих советов школ. Но это наше добровольное решение.
Почему тогда люди на митинг против объединения вышли?
Исаак Калина: В городе 1 миллион 300 тысяч учащихся. Процентов 10 из них всегда будут чем-нибудь недовольны. И это нормально. Почему я упорно говорю про два греха в школе? Уныние, обычно тихое, молчащее. Когда более миллиона семей учащихся, которые имели финансирование в пять раз меньше, чем остальные несколько тысяч, то этот миллион молчал, хотя поводов выйти на площадь у него было "выше крыши".
Есть еще одна проблема. В ходе обсуждения предстоящих изменений я со временем понял, что сложнее всего там, где управляющий совет тождествен родительскому комитету. Такой совет чаще всего принимает решение исходя не из перспективы школы, а с позиции сиюминутного удобства родителей. Когда мы пытаемся сказать им, что, к сожалению, такая позиция не ориентирована на будущее, то в ответ слышим: дайте нам возможность окончить школу, а потом делайте что хотите. Но город-то должен думать не только о тех детях, которые учатся сегодня, но и тех, что придут завтра. Поэтому мы создали межрайонные советы директоров школ, которые оценивают ситуацию в целом по району. А Палате председателей межрайонных советов делегировали обязанность оценивать последствия реорганизации по городу.
Если не думать о будущем, то очень скоро мы можем оказаться в положении патриархальной сельской семьи, где 30 - 35-летний сын говорит родителям: давайте, мама, я дом перестрою. А родители ему отвечают: вот умрем, перестраивай сколько хочешь. Ну не хочется им терпеть неудобства жизни на стройке! А потом и сам сын доживает до возраста, когда и ему эти изменения кажутся уже ни к чему и не по силам. Так и живет поколение за поколением в стареющем доме, который когда-то одно решительное поколение семьи построило. Но мир вокруг нас не может и не должен стареть вместе с нами. Он постоянно омолаживается, и это здорово. Хотя напрягает, конечно.
Внесите ясность, пожалуйста, в ситуацию с продленкой: все-таки платная она или бесплатная в Москве?
Исаак Калина: Статья 66 Закона "Об образовании в РФ" дает право вводить плату за уход и присмотр в группе продленного дня. Но в связи с тем, что у нас в столице очень высокий норматив финансирования школ, они могут сохранять и бесплатные группы. Решение, какой группе быть - платной или бесплатной, принимает школа самостоятельно. У департамента сохраняется единственное право - согласовать или не согласовать размер родительской платы за присмотр и уход, предлагаемый данным учебным заведением, и проверить, освобождены ли от этой платы те категории семей, которые положено освобождать. На сегодня только 15 школ сумели с участием своих управляющих советов убедить окружные управления образования и получили от них разрешения.
То есть если кто-то берет плату за продленку, не утвердив ее размер в окружном управлении образования, то поступает незаконно?
Исаак Калина: Если в квитанции написано: плата за уход и присмотр, то да. Кроме того, я у директоров спрашивал, что это за цены, которые обсуждаются в городе: продленка за 17 тысяч в месяц? Никто не признался, что предлагал. Думаю, никто и не предлагал.
А какой, по-вашему, реально плата может быть?
Исаак Калина: До 3 - 4 тыс руб на ребенка. Я предупредил, чтобы никто не пытался в эту цену включать расходы, например, на отопление или освещение.
Исаак Иосифович, обсуждается и возможность введения единых каникул. Читатели "РГ" видят в этом не только плюсы, но и минусы. Их беспокоит, что одномоментно в городе окажутся толпы неуправляемых и ничем не занятых подростков. Музеи всех не вместят, да и глупо рассчитывать, что удастся всех охватить экскурсиями...Что вы думаете об этом?
Исаак Калина: Не хочу влиять на результаты голосования москвичей: оно начинается 27 октября на сайте и в мобильном приложении "Активный гражданин". Давайте сначала узнаем мнение жителей столицы.
Но, как известно, 70% участников опроса идею уже поддержали...
Исаак Калина: "За" они высказались, но при этом каждый имел в голове вариант, который нравится лично ему. Мы же выставили все три существующих варианта в Москве. Один традиционный - между четвертями, другой - большие каникулы между триместрами и третий, когда пять недель учишься, а шестую отдыхаешь.
Хорошо бы еще, чтобы при принятии решения учли каникулы в музыкальных школах, чтобы они не оказались в разное время.
Исаак Калина: Думаю, с этим проблем не будет, они всегда ориентируются на нас. В любом случае в этом году каникулы еще пройдут по-старому.
Исаак Иосифович! Давайте поговорим еще о кадрах. Москва долгое время испытывала дефицит учителей, даже квартиры вынуждена была предоставлять, лишь бы было кому детей учить. Сейчас этой проблемы нет?
Исаак Калина: Когда я пришел на работу в Москву, проблема у меня была в другом - многие знакомые пытались через меня устроить в школу своих детей или внуков. Мы внедрили электронную запись в первый класс и этой головной боли у меня не стало. Кстати, через некоторое время практически исчезли и разговоры о взятках за поступление в школу. Только не думайте, что количество огорченных исчезновением возможности продать и купить место в школе было небольшим. Увы, этих недовольных еще и сегодня много. Но появилась другая тема: теперь мои знакомые пытаются устроить через меня кто детей, кто племянников, кто своих знакомых учителями в школу. В связи с этим вспоминаю одного хорошего человека, работавшего в министерстве культуры. Когда кто-то из коллег ему пожаловался, что его замучили просьбами достать билет, он произнес замечательную фразу: "Пока они просятся в зал, это еще полбеды. Беда будет, когда начнут проситься на сцену..." Вот у меня сейчас как раз настал момент, когда все хотят на школьную сцену, а я уже никому в этом не могу помочь, ибо конкуренция в московские школы сейчас 10 - 12 кандидатов на место учителя.
Все москвичи?
Исаак Калина: Нет. Вначале я тоже считал: учителем в столице должен быть москвич. И даже попытался продвинуть эту идею среди директоров школ, но поддержки не нашел. Многие берут молодых педагогов из близлежащих областей. Говорят, эти ребята с большим рвением относятся к учительской работе. Есть у них и материальный интерес. Приезжают, например, две подружки - выпускницы пединститута из Ярославля, снимают на двоих "однушку" тысяч за 30 руб. Средняя зарплата учителя в Москве 65 тыс. Значит, по 50 тыс у каждой остается. Примерно вдвое больше, чем получали бы они в своем городе. Да и жить в столице интереснее, и закон это разрешает. Чтобы привлечь все-таки больше москвичей, мы приглашаем сейчас выпускников непедагогических вузов в магистратуру в наш педуниверситет, чтобы, скажем, выпускник мехмата МГУ, пройдя ее, пришел к нам работать учителем математики. В столице немало выпускников этого факультета, прекрасно работающих в школах.
Значит, "лишних" учителей в образовании, как лишних врачей в здравоохранении, которых в процессе модернизации отрасли нужно переучивать на другую медицинскую специальность, не будет?
Исаак Калина: Нас ждет другая проблема - своевременной ротации. Зарплаты стали хорошие, поэтому педагоги в возрасте не торопятся на пенсию. К тому же очень хорошие педагоги сейчас в городе относятся к категории, близкой мне по возрасту, работает и молодежь. А в середине большой провал. Уйдут пенсионеры, - останутся одни молодые. Здорово, конечно, но и таит в себе большие риски. Лучше бы иметь команду из 25-летних, 40 и 60-летних учителей. Надеюсь, со временем так и будет.
В начале нового учебного года Собянин сказал, что в шести школах начался эксперимент по внедрению электронных учебников. Значит ли, что бумажные учебники скоро останутся в прошлом?
Исаак Калина: На днях был в школе, где детям раздали планшеты с закачанными учебниками, в которых содержание регулярно обновляется. Такие темпы инноваций даже немного настораживают... Но это только начало. И сказать за разработчиков, сколько времени займет процесс внедрения таких учебников, не берусь. Пока же московское учительство не просто апробирует их, а по сути вместе с разработчиками создает электронные учебники. Хотя, честно говоря, я не представляю себе хорошего учителя, который руководствовался бы в своей работе только учебником, неважно, бумажный он или электронный.
Как вы относитесь к предложению, недавно высказанному президенту на Всероссийском образовательном форуме в Пензе, избавить от сдачи ЕГЭ выпускников, которые не хотят поступать в вузы?
Исаак Калина: Года 4 назад я поддержал бы его. И в самом деле, зачем напрягать человека, который не хочет продолжать образование? Но для Москвы это не имеет значения, так как 99,9% выпускников школ хотят поступать в вузы. А значит, я уверен в этом, все они придут на ЕГЭ.
И это еще раз доказывает, что всем москвичам должны быть доступны качественные школы. И у этой главной нашей задачи есть только одно решение - нужно, чтобы все школы Москвы были качественными. Но механизм этого решения обязан быть эффективным. Иначе все закончится десятком "выставочных образцов не для всех".