В российские школы пришли электронные ручки и роботы-конструкторы

Играть на пианино... из бананов? Отправить робота на урок вместо ребенка? Лаборатория в ученическом ранце? Возможно ли это? Ответы корреспондент "РГ" нашел на Международном салоне образования в Москве.

3D-класс

Смартфоны, ноутбуки, планшеты и электронные книги теснят бумажные учебники. И несмотря на то что педагога не заменит никакой киборг, "умные" приспособления из сферы высоких технологий все активнее "прописываются" в школах.

Рассмотреть молекулу в разрезе, узнать, как работает человеческий организм и какие процессы происходят внутри Солнца, можно с помощью 3D-технологии. Биология, физика, химия, медицина - пожалуй, нет такого предмета, где не пригодилась бы технология, максимально отражающая реальный мир. А если урок будет трехмерным, он запомнится надолго, считают эксперты.

Насколько доступны 3D-классы российским школам? Ведь для того чтобы их оборудовать, необходимо установить специальный экран, повесить специальный проектор и раздать всем детям 3D-очки. А еще нужно закупить специальный контент - видеоуроки в стереоформате.

- Школ, где есть 3D-классы, пока очень мало, - рассказал "РГ" Евгений Елховиков, директор школы N1 села Миасское Челябинской области. - Сошлюсь на собственный опыт. Стереоустройства предлагаются в разных ценовых категориях. Что мы учитывали прежде всего? Чтобы от 3D-уроков у детей не уставали глаза, не болела голова, не было мерцания и неприятных ощущений. Важно и то, чтобы оборудование эффективно проработало хотя бы лет пять. 3D-класс обошелся школе в 2,5 млн рублей. Оплатить установку помог федеральный бюджет по программе модернизации образования. Стереоуроки в школе идут уже почти год, и на них приезжают дети со всего района.

Робот у доски

Если здоровье ребенка не позволяет ходить в школу, его может заменить робот телеприсутствия. Такое устройство управляется дистанционно и передает все увиденное и услышанное хозяину. С помощью "Аватара" на колесах ученик может передвигаться из класса в класс, общаться с друзьями, записывать уроки на видео и даже отвечать у доски.

Стоит такой "дублер" около 300 тысяч рублей.

- Сейчас роботами телеприсутствия оснащены всего около 20 школ в регионах, - говорят разработчики. - Однако мы работаем над более дешевым устройством. Главное, чтобы в школе хорошо работал вай-фай, и робот не терял связь с ребенком.

Кстати, такой же помощник пригодится и на уроках иностранного языка. С его помощью, например, ребята могут общаться с учителем французского, который живет в Париже.

Электронная ручка

Для того чтобы данный в классе материал усваивался лучше, его можно перевести в электронный вид с помощью специальной ручки. Она "запоминает" все движения, распознает их и превращает рукописный текст в печатный. Подключив ее к компьютеру, можно посмотреть, что ты сегодня записал в школе, и использовать это в реферате.

Такие ручки бывают еще и со встроенными диктофоном и калькулятором.

- С одной стороны, это действительно удобно. Ребенок сначала пишет текст сам на бумаге - у него работает мелкая моторика, память, отрабатывается навык письма. С другой стороны, если какая-то часть материала понадобится для работы на компьютере, не нужно будет делать двойную работу и печатать то же самое, - рассуждает Татьяна Соколова, учитель русского языка и литературы гимназии МИИТ. - С другой стороны, эта технология все равно завязана на компьютер и никуда от него не уйдешь. Долгое нахождение за ним вредно. Плюс непонятно, кто и как будет эту ручку внедрять и осваивать.

"Умные" лаборатории

Комплектов электронных, интерактивных и даже нанолабораторий для школы производители предлагают множество. Такие комплексы оборудованы высокотехнологичными приборами и материалами для экспериментов. А десятки датчиков и модулей выводят информацию прямо на мониторы компьютеров или планшетов.

На уроке биологии нужно изучить тело человека? Есть лаборатория с датчиками дыхания, давления и частоты сердечных сокращений. Старшеклассники изучают наночастицы? Пожалуйста - лаборатория с модулями синтеза наноструктур и сканирующим туннельным микроскопом.

Как рассказала учитель биологии московской школы N 97 Светлана Музыченко, цифровые датчики помогают сделать первый шаг в исследовании собственного организма. А "умные" лаборатории дают результат более наглядно и быстро благодаря регистратору данных и инструменту обработки результатов.

А для младшей школы разработчики придумали лабораторию-компьютер, которую всегда можно взять с собой. С виду она как небольшой ноутбук, но отличается аппаратной начинкой и программным обеспечением. Если перед таким устройством раскачать маятник, оно покажет частоту его колебаний, составит график и выведет его на экран в режиме реального времени. А если на камеру нетбука-лаборатории надеть специальную линзу, она превратится в микроскоп.

- Цифровой микроскоп - это мост между обычным миром и микромиром. Он развивает познавательные способности младших школьников. Причем все наблюдаемое автоматически сохраняется на жестком диске. Можно распечатывать полученный графический файл, демонстрировать исследуемые объекты на проекторе, - поясняет Ирина Строганова, учитель начальных классов.

Парта в интерактиве

Электронная доска - это огромная сенсорная панель, на которую с помощью проектора передается изображение с компьютера. На ней можно писать с помощью специальных маркеров, а также сохранять все результаты. Например, на флешку. С такой "умной" доской могут работать сразу несколько ребят, делая рисунки или решая сложную задачку. Получается гигантский планшет для совместной учебы и творчества.

По похожему принципу устроены и интерактивные столы. Их рабочая поверхность - сенсорный экран с высоким разрешением. В него можно загрузить игры или обучающие приложения. Например, зоопарк: все звери разбежались из вольеров кто куда, а ребенку нужно переместить их обратно и не перепутать - слонов отправить в загон и ни в коем случае не подселить к зебре тигра.

Роботы-конструкторы

Наборы для инженеров-робототехников, рассчитанные как на пять, так и на двадцать пять лет, набирают все большую популярность. Простая, казалось бы, задачка: нужно заставить механического слона двигаться в определенном направлении: поднять одну ногу, потом вторую. Но сделать это не так-то просто. Робота нужно запрограммировать, задать ему алгоритм действий. А перед тем как поставить его "на ноги", эту чудо-машинку нужно еще и собрать.

И если роботы для младших классов - это простые механизмы из ярких кубиков и блоков, то для старших ребят и даже вузов это сложные модели, способные воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Например, "самостоятельно" объезжать препятствия, реагировать на звуки и т. д.

Пианино из бананов

Забавное устройство для творчества и развлечения - пианино из бананов. Принцип его работы основан на том, что эти фрукты, также как и человеческое тело, проводят ток. Четыре банана подключены к специальной плате и к ноутбуку. Плата распознает ток, проходящий к ней от человека через банан, и передает сигнал на компьютер, который воспроизводит звуки. Ноты здесь знать не обязательно: простейшую мелодию можно подобрать на слух, а потом с удовольствием съесть "инструмент".