30.10.2014 00:22
Экономика

На ВДНХ проходит выставка самолетов авиаконструктора Игоря Сикорского

Игорь Сикорский: 28 лет в России и 54 года - в Америке
Текст:  Игорь Елков Сергей Михеев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №249 (6521)
26-й павильон ВДНХ на три месяца стал аэродромом. Энтузиасты Политехнического музея подготовили выставку, посвященную легенде советской и американской авиации - Игорю Сикорскому.
Читать на сайте RG.RU
Выставка, посвященная Игорю Сикорскому

Полный улет

Начинать путешествие-экскурс в историю лучше с посещения макета кабины самолета "Илья Муромец". Это машина времени: ровно сто лет назад "Муромец" Сикорского и пилотируемый самим Сикорским совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно с одной посадкой. "Муромец" брал на борт до 16 человек, кабина в зимнее время обогревалась. На борту была ванная с туалетом, разрешалось брать в полет животных. Первой собакой, поднявшейся в воздух, был безродный питерский пес по кличке Шкалик.

Российские спасатели получат новые самолеты и вертолеты

Игорь Сикорский опередил время. Получается, что по уровню комфорта современные лайнеры еще недотягивают до его конструкций столетней давности.

Сам Николай II выразил желание осмотреть это чудо. "Муромец" перегнали в Красное Село, царь, в нарушение протокола, поднялся на борт и, прогнав свиту, с глазу на глаз о чем-то долго шептался с конструктором.

Пассажирская версия развития не получила - в 1914-м Россию втянули в Первую мировую войну. "Илью Муромца" переделали в бомбардировщик, выделив средства из казны на постройку немыслимого по тем временам количества: 80 самолетов. Сформировали воздушную эскадру. Летчиков учил пилотировать сам Игорь Сикорский, которому в то время было 25 лет. Проект "Ильи Муромца", кстати, он создал за одну ночь.

Заметим, что в Первой мировой страны-участницы бились пехотой, артиллерией и кавалерией, в бой бросали первые неуклюжие танки. У некоторых стран были истребители. И только у России - тяжелые бомбардировщики. На фронте "Муромцы" отличились: эскадра выполнила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом от атак истребителей всего один самолет.

Дело в шляпе

Генеральный директор Внуково и его зам покинули свои посты

Сикорский, как правило, сам испытывал свои машины. Случались и аварии, но в целом был удачлив. За испытание S-46 - это его первый успешный вертолет (были еще два вертолета, созданные в 1908 и 1909 годах в Киеве, но они не могли поднять вес пилота) - в США получил права пилота вертолета N 1. В качестве пассажира брал сына Сергея.

Игорь Сикорский прожил 83 года: 28 лет в России и 54 года - в Америке. Соответственно, американской авиации перепало больше гениально-эпохальных машин. Вертолетостроение США - в первую очередь заслуга Сикорского.

Но и в России летали самолеты Сикорского. Советское правительство в 30-е годы купило две его "летающие лодки", одна из них снималась в кинофильме "Волга-Волга", символизируя успехи социалистического строительства.


Летающая лодка S-43 конструкции Игоря Сикорского на фоне Северного речного вокзала Москвы. Куплена в США, снималась в фильме "Волга-Волга". Фото:Сергей Михеев/Репродукция

Никита Хрущев летал на его вертолетах во время визита в США и купил два S-58.

Не обошлось без мистики. Авиаторы заметили, что испытывал самолеты Игорь Иванович в одной и той же шляпе, которую называл Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу. Сейчас эта шляпа хранится в кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят, чтобы прикоснуться к шляпе - на счастье. В общем, и после земной жизни великий Сикорский приносит пользу авиации.

Жаль только, что не нашей.

КБ в курятнике

Как получилось, что гениальный российский (родился в Киеве, творил в Питере) конструктор оказался в США?


Сикорский лично испытывал свои аппараты: в кабине вертолета S-51. Фото: Сергей Михеев / Репродукция

Сергей Игоревич Сикорский, сын конструктора, считает, что основная причина, которая подвигла отца эмигрировать весной 1918 года, - теплые отношения с царем Николаем II. О симпатии императора к талантливому молодому человеку знали. Царь подарил золотые часы (Сергей Сикорский хранит реликвию), наградил орденом, давал деньги на новые самолеты. После революции друзья предупредили Сикорского, что его имя внесено в ликвидационный список "красного террора".

Нельзя сказать, что Америка носила на руках знаменитого русского. Сначала он зарабатывал на жизнь уроками алгебры и геометрии, затем арендовал заброшенную ферму, основал компанию "Сикорский" и начал строить самолеты. Его чертежники сидели в курятнике, рабочие собирали аэроплан из того, что было под рукой. Это были голодные времена. Спасла финансовая помощь великого Сергея Рахманинова, который выделил авиастроителям 5 тыс. долларов. После этого дела пошли: в 1924 году поднялся в воздух первый "эмигрантский" S-29.

Забавно, но его самолеты в американской прессе часто называли "белогвардейскими". Ведь практически весь персонал "Сикорский инжениринг" - русские. Сикорский приютил немало летчиков и флотских офицеров, среди рабочих был даже один адмирал (Борис Блохин), а ночным сторожем подрабатывал историограф Белого движения, казачий генерал Святослав Денисов.

- В нашей фирме перед входом висит фото первых сотрудников, - рассказывает Стэнли Прусински, директор компании Sikorsky Europe. - И по их лицам вы поймете, что все - русские.

О том, что в Москве проходит выставка в честь отца, Сергей Сикорский знает.

- Сергею Сикорскому 90 лет, он живет в Аризоне, - говорит Стэнли Прусински. - Он планировал прилететь в Москву, но помешала погода. В России, по нашим меркам, уже довольно холодно.

Конкретно

К сожалению, первые вертолеты (геликоптеры) Сикорского у нас не сберегли, - рассказывает куратор выставки Сергей Рыков. - В конце 1970-х части тех геликоптеров выбросили на свалку.

На Кубани из-за тумана сели три самолета, летевшие в Крым

- Сергей Владимирович, 5 тыс. долларов, которые дал Сикорскому Рахманинов, - много по нынешним меркам?

Сергей Рыков: Огромные деньги! Они же тогда со свалки брали детали для самолетов будущего. Авиационный двигатель стоил 500 долларов.

- СССР покупал самолеты Сикорского. Конструктор не приезжал в СССР?

Сергей Рыков: Советское правительство купило два самолета. Но следы проявляются только одного. Снимался в фильме "Волга-Волга", есть фото гидросамолета на фоне Северного речного вокзала в Москве. Следов второго отыскать не удалось. Сикорский в СССР не приезжал.

- История в сослагательном наклонении: если бы Сикорский в 1918-м не уехал, то это было бы благом для нашей страны?

Сергей Рыков: Если бы не уехал, то его могли убить. Тучи над ним уже сгущались. Он не покидал Россию целенаправленно, чтобы, скажем, строить самолеты во Франции или в США - он просто спасал свою жизнь.

Авиатранспорт Музеи и памятники Москва Столица