20.11.2014 00:24
Общество

Известный столичный эксперт нашел призвание в Урюпинске

Почему молодой и успешный москвич переселился в провинцию
Текст:  Ксения Бурменко (Волгоград)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №265 (6537)
Василий Дубейковский - самый продвинутый на сегодня специалист по брендингу территорий в России (это молодая и перспективная отрасль знаний на стыке философии, социологии и маркетинга). У него своя фирма, дипломы МГУ и Московской международной высшей школы бизнеса, за плечами опыт работы в крупных российских и зарубежных компаниях. Екатеринбуржец по рождению, уралец по самоопределению, москвич по образу жизни. И вот этот парень из весьма обеспеченной и благополучной семьи, живший в самом центре Москвы и устраивавший пробежки чуть ли не по Кремлевской набережной, "бросил всё и уехал в Урюпинск", на постоянное место жительства, вместе с семьей - женой и только что родившейся дочкой. Променял столицу России на столицу российской провинции.
Читать на сайте RG.RU
Урюпинск будет развивать бренд "Столица российской провинции"

Может, мы, провинциалы, живущие на расстоянии "рукой подать" до города из анекдотов, чего-нибудь не понимаем? За ответом на вопрос, как надо жить, а главное - где, мы отправились в Урюпинск, к Василию Дубейковскому.

"Россия - провинция - дыра"

- Ну рассказывай, как докатился до жизни такой, - спрашиваю Василия при встрече. На Василии - толстовка с брендом города, пока что существующая в единственном экземпляре.

- Так уж сразу и "докатился"? - шутит в тон. Параллельно мы начинаем прогулку - кто может быть лучшим гидом по городу, чем влюбленный в него новоиспеченный житель, с пылкостью неофита доказывающий правильность своей веры? Вера Василия зиждется на несокрушимой научной базе: данных исследований, которые упрямо говорят, что Урюпинск - самый перспективный в России город в развитии своего бренда. Так что любовь к Урюпинску у него началась, если можно так сказать, с профессиональной деятельности. Урюпинск - один из первых городов в России, который начал заниматься брендингом территорий, 12 лет позиционирует себя как "столица российской провинции", а два года назад зарегистрировал этот товарный знак официально.

- Скажу сразу: я очень люблю Москву, более того - когда в 13 лет я вместе с мамой переехал в столицу, то понял, что на самом деле именно об этом и мечтал - настолько близок по духу мне оказался этот город. И то, что сейчас мы живем в Урюпинске, ни в коем случае не связано с негативным отношением к Москве.

Летом прошлого года Василий решил посмотреть столицу российской провинции своими глазами.

- На самом деле я тогда должен был ехать в Волгоград. А ведь там рядом и Урюпинск. Как не заехать! Посмотрел по карте: ближайший к нему областной центр - Тамбов, - вспоминает Дубейковский. - Решил, что раз там всего 250 километров, должно быть организовано какое-то регулярное сообщение. И ошибся. Из-за недоразумения получилось, что путешественник добирался до Урюпинска из Тамбова на двух "проходных" автобусах.

- Высадили меня на трассе под указателем "Урюпинск - 2 км", - вспоминает Дубейковский. - А дальше топал пешком. Но километров через пять сообразил, что до Урюпинска явно больше, чем гласил дорожный знак (на самом деле - 30 км). Выручила попутка.

Советские бренды могут признать общественным достоянием

Такое дорожное приключение совершенно не отбило у Василия желания знакомиться с городом и даже не помешало проникнуться его провинциальным очарованием. Вот, например, в центре города строится торговый комплекс, то ли в псевдорусском, то ли в восточном роскошном стиле - ничего, урюпинцам нравится: "богато". В общественной зоне у торгового центра в этом году открыли пешеходный (по нему можно ходить) светомузыкальный фонтан - вполне себе подходящее летнее развлечение для "севера Юга". Его строительство обошлось в 18 млн рублей, а весь бюджет города - 600 млн. Проект реализован из дополнительных средств бюджета, полученных в ходе продажи земли под уже упомянутый торговый центр.

- Думаете, строительство фонтана при таком бюджете - это политическое самоубийство? - комментирует Дубейковский. - Как бы не так! Неработающие фонтаны в провинции давно уже превратились в символы упадка и разрухи. Этот же стал одним из "столпов" доверия населения местной власти.

Разумеется, ни один визит в Урюпинск не обходится без посещения памятника козе - ну как не потереть городскому символу морду "на сбычу мечт"? Памятнику уже 12 лет, но площадку вокруг него привели в порядок лишь в начале этого года перед эстафетой олимпийского огня. Коза была одной из точек передачи факела. На благоустройство выделили 3 млн из областного бюджета. Чтобы "причесать" территорию вокруг скульптурной группы по мотивам "Судьбы человека" Шолохова, которая находится напротив козы, денег уже не хватило. А ведь с этого произведения, в общем-то, началось "продвижение" Урюпинска: именно здесь, в чайной, Андрей Соколов встречает Ваню. Фильм просмотрели тогда миллионов тридцать.

- Исследования показывают, что Урюпинск давно не город из анекдотов. Слово "Урюпинск" знают 93% населения страны, то есть это часть расширенного словарного запаса россиян, - говорит Василий. - Люди верят в его существование, но не очень понимают, где он находится. При этом Урюпинск обладает определенным имиджем: "Россия - провинция - дыра".

Невозможное возможно

- Мы с супругой давно уже думали переехать жить в один из малых городов. Не знаю, может, действительно есть москвичи, которые постоянно ходят по театрам и музеям, у нас же получалось редко. Огромное преимущество нашего образа жизни - работа не привязывает нас к какому-то конкретному месту, а значит, мы можем сами выбирать, где жить, - рассказывает Василий. - Выбирали между Добрянкой в Пермском краем, где я также работал над брендом, и Урюпинском. Жизнь в малом городе, помимо того, что дает новый опыт, имеет много плюсов. А рождение ребенка стало драйвером переезда.

Мы гуляем по берегу озера Подпесочного. Надежде Васильевне Дубейковской пока всего лишь 5 месяцев, она счастливо сопит в коляске и не думает ни о брендах, ни о столицах. А ее отец рассказывает, как летом вместе с ТОСом чистил дно озера от тины и водорослей, как на берегу вкапывал ограждение из старых покрышек, чтобы машины не заезжали на пляж. ТОСы - это территориальные органы самоуправления, что-то вроде "низовых" ячеек общества, своими силами призванных решать самые насущные бытовые вопросы. Изобретение не волгоградское, но в Урюпинске самые активные ТОСы в стране.

"Мы с супругой очень хотим быть полезными городу, в котором живем. Москву мы, конечно, любим, но не нужны ей. А в малом городе, мне кажется, каждый житель важен"

- Центр Москвы - не самое комфортное место для прогулок с коляской, да и вообще для жизни с маленьким ребенком. В какой-то момент тебе становится важно, каким воздухом дышит твой ребенок, какую воду пьет, какими продуктами питается, - говорит Екатерина Дубейковская. Катя - графический дизайнер, на своей основной работе она сейчас в декретном отпуске, но от участия в проектах мужа ее никто не освобождал. Это ее перу принадлежит разработка визуального стиля Урюпинска.

"Пробное проживание" Василий и Катя устроили еще в начале зимы, приехав в Урюпинск 31 декабря на все каникулы. Тогда буквально накануне в Волгограде произошли теракты. По всей области отменили развлекательные мероприятия. "Пойти было некуда, но нам было комфортно в городе!" - хором говорят супруги.

В Волгограде открылась выставка, посвященная 6-й армии вермахта

Потом была эстафета олимпийского огня, которую, как считает Василий, город получил также благодаря своему бренду столицы российской провинции.

- Тогдашний мэр города Сергей Горняков, выступая на празднике, сказал, что верит в победу российской сборной на Олимпиаде, - вспоминает Василий. - Я в тот момент поморщился и подумал: "Зачем он так? Это ведь невозможно". Все знают, что было потом - наша сборная действительно победила. То есть невозможное оказалось возможным. И это как раз про Урюпинск. Столица провинции? Так ведь не бывает! Город-анекдот, город-оксюморон, сочетание несочетаемого... "Невозможное возможно" - вот он, имидж города. Скепсис улетучивается в Урюпинске.

Шанс на счастье

В июле этого года с двухмесячной Надеждой на руках и рыжим котом Ашаном Дубейковские перебрались в город на постоянное жительство. Родные решение поддержали, друзья поначалу были в шоке, но, побывав в гостях, выбор одобрили.

Дубейковские сняли дом в частном секторе: две комнаты, кухня - 52 квадратных метра - обычный дом, не какой-нибудь навороченный коттедж. Говорят, особенно выбирать не из чего было - рынок жилья в Урюпинске совсем не такой, как в Москве: кроме Василия с Катей пока немного желающих сюда переехать.

Мы стоим во дворе дома и прямо с куста объедаем прихваченный первыми морозами виноград.

- Еще съедобный - улыбается Василий и продолжает объяснять мотивы переезда. - За такие деньги, как здесь, в Москве квартиру, конечно, не снимешь. Да и вообще здесь жизнь дешевле, разумеется. А в свете возможного экономического кризиса еще и безопаснее с точки зрения обеспечения продовольствием. Но главное - спокойствие, безопасность, чистота, шаговая доступность учреждений и магазинов. Здесь есть даже гипермаркет, что для нас было важно - мы привыкли к такому формату торговли. Лично для меня Урюпинск обладает лишь одним минусом: ближайший аэропорт в 250 км, в Тамбове, и в нем всего лишь два рейса на Москву в день. А у меня работа с постоянными разъездами связана. Как и многие другие урюпинцы, я работаю вахтовым методом.

При этом Дубейковские не обещают жить в Урюпинске вечно. Ребенок подрастет, захочется дать ему наилучшее образование, возможности для развития и самореализации, а сделать это в большом городе все-таки проще.

Вместо заграницы россияне отпразднуют Новый год в Сочи и в Крыму

Я не знаю, где мы будем через несколько лет. Мне, например, всегда хотелось пожить еще и на Дальнем Востоке, - говорит Василий.

- И может, это нормально - менять города, переезжать с места на место? - поддерживает супруга Катя.

Еще до переезда Василий познакомился с местной властью и предложил услуги своей компании за символическую плату. Разработали платформу - стратегию развития бренда. Он-то у города есть уже давно, а вот что с ним делать дальше и как получать с него дивиденды? В ближайшее время в структуре администрации должен появиться бренд-менеджер и бренд-совет. В планах - встретиться с местными товаропроизводителями, рассказать, как можно эксплуатировать фразу "сделано в Урюпинске" себе на благо. Семечки, масло, футболки, пуховые изделия только выиграют от повторения имени города.

Сам Василий собирается руководить "кружком будущего" - строить и, главное, реализовывать совсем уж футуристические планы. Например, возродить в Урюпинске аэропорт. Фантастика? Не более, чем горнолыжная трасса, которая, однако же, построена, работает третий год. Это единственный горнолыжный спуск в Волгоградской области. Трасса на хоперских холмах короче, чем в горах, всего 250 метров, но уже пришлась по вкусу лыжникам. Создавалось все это по инициативе местных предпринимателей, на деньги их и города. Невозможное возможно.

- Мы с супругой очень хотим быть полезными городу, в котором живем. Москву мы любим, но не нужны ей. А в малом городе каждый житель важен. Мы открыты и социально активны, полезны городу как специалисты. Почему я вообще стал заниматься брендингом городов? То, что я делал раньше, никак не изменяло реальность. А брендинг территорий и проживание в малом городе дает шанс чуть-чуть изменить окружающий мир. И шанс попытаться стать счастливым.

Бородатый анекдот

1984 год. Экзамен по философии. Профессор:

- Ну совсем вы, батенька, ничего не знаете. Скажите, а вы Маркса хоть что-нибудь читали?

- Нет.

- А Энгельса?

- Нет.

- А вы хоть знаете, кто они такие?

- Нет.

- А про Ленина слыхали?

- Нет.

- А вы, батенька, откуда будете?

- Из Урюпинска.

Профессор повернулся к окну и задумчиво глядя в даль говорит:

- А, может, действительно... Бросить всё... и уехать в Урюпинск?

Образ жизни Волгоградская область Юг России