25.11.2014 11:59
Экономика

Эксперты: Знания студентов устраивают бизнес на 15 процентов

Как повысить конкурентоспособность вузов и их выпускников
Текст:  Элина Труханова (Ярославль)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №268 (6540)
Как найти ту золотую середину, когда и бизнес доволен квалификацией приходящих в компании вузовских выпускников, и университеты не страшит упрек в неэффективности, а главное - регионы их "прописки" благодаря ценному кадровому капиталу активно развиваются?
Читать на сайте RG.RU

Ответ на этот наболевший вопрос искали участники ярославского международного форума "Инновации. Бизнес. Образование". Несмотря на различие позиций, представители бизнеса и вузов сошлись в том, что кадры по-прежнему решают все. В том числе и в деле их подготовки.

Неудачные кадры

- Мы живем в эпоху хаоса, а с ней гораздо лучше управляется бизнес, чем образование, - уверена директор ярославской региональной хедхантер-сети (своего рода биржи труда в Интернете) Ольга Кочкина. - Изменения в жизни людей сейчас происходят с большой скоростью, и мы не можем предугадать, что случится завтра. Бизнес вынужден подстраиваться к этим условиям, иначе он умирает. Образование же продолжает использовать модели, которые выработало когда-то давно. Конечно, что-то добавляя, модернизируя, но не меняясь в своей основе.

Эксперт: Дефицит кадров - главная проблема строительства в Воронеже

По мнению специалиста по подбору трудовых ресурсов для всех секторов экономики, еще пять лет назад работодатели искали таланты и тех, кто обладает уникальными знаниями и умениями. А сейчас они говорят, что им нужен "пустой кувшин", который они сами наполнят необходимыми компетенциями. Потому что, со слов работодателей, профессиональные знания выпускников вузов устраивают их примерно на 15 процентов.

- Кадры - это проблема номер один, - продолжил тему известный и успешный ярославский бизнесмен Евгений Мухин. - Квалифицированных, грамотных, компетентных специалистов просто нет. Одна моя знакомая всю жизнь преподавала историю, а недавно встречаю ее - говорит, в университете читает лекции по менеджменту. Она уже в возрасте. Как она может кого-то учить менеджменту, что она понимает в бизнес-процессе? Педвузы начинают готовить бухгалтеров, туроператоров, журналистов. У нас сейчас у всех высшее образование, а специалистов нет. Даже выпускники с красным дипломом - весьма среднего уровня.

Биатлон эффективности

Дискуссию о том, какой же современному бизнесу требуется молодой специалист, продолжил ректор Костромского госуниверситета имени Некрасова Александр Наумов.

- Нас упрекнули в том, что мы используем технологии, которым десятилетия. Это чистое вранье: мы используем те технологии, которым столетия, - откровенно заявил он. - Потому что не придумали еще, как стать успешным государственным деятелем, предпринимателем или просто хорошим рабочим, например, надев наушники и за ночь прослушав какую-то лекцию. Не бывает такого - наша система в таком режиме не работает. Бизнес требует нужных специалистов "здесь и сейчас" и недоволен существующей ситуацией. Но при этом он не спешит прийти в университетские аудитории и начать готовить себе людей, обеспечивать непрерывную практику для студентов и создавать для нее необходимые условия. Бизнес говорит: нет, вы учите, кого хотите, и дайте нам "кувшинчик", а мы попробуем туда сами потом что-нибудь налить…

Работодатели говорят, что им нужен "пустой кувшин", который они сами наполнят необходимыми компетенциями

К счастью, вузы этот "кувшин" пока в состоянии наполнять и сами, и во многих случаях вполне успешно. Другой вопрос, что делать это приходится часто в условиях недостаточного финансирования, а в последнее время - "под прицелом" мониторинга эффективности вузов, который, по мнению многих специалистов, отнюдь не отражает реального положения дел.

- В России есть вузы, которые нужно закрыть. Но, к сожалению, при тех критериях оценки, что у нас применяются, вместо больных зубов можно вырвать здоровые, - считает первый зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. - Когда вклад в науку измеряется не в патентах и изобретениях, а в рублях, то, естественно, в числе неэффективных могут оказаться вузы, которые многое открыли, но за маленькие деньги…

Ректор Ярославского госуниверситета имени Демидова Александр Русаков назвал вузовский мониторинг "биатлоном эффективности", поскольку, если и дальше использовать спортивную терминологию, более тысячи вузов и филиалов "выбили" менее четырех показателей эффективности. Это, по мнению ректора, говорит о "сбое во всей системе".

Мимо рейтингов

Сегодня в России только 10 вузов имеют статус федеральных и 29 - национально-исследовательских. Одиннадцать из них находятся в Москве, четыре - в Санкт-Петербурге, три - в Казани, два - в Томске. Особое положение у двух столичных университетов - МГУ и СПбГУ. И более половины российских регионов не имеют ни одного статусного вуза. По словам профессора Санкт-Петербургского госуниверситета Владимира Халина, исследования показали, что разница в части госбюджетного финансирования высшей школы на одного студента в зависимости от региона и вуза составляет примерно семь раз, на платной основе - 15.

В Воронеже сформулируют критерии востребованности кадров

При этом, например, в Топ-500 Шанхайского рейтинга лучших университетов мира входят только два российских университета - МГУ и СПбГУ - и 44 китайских. Для сравнения: в 2003 году в списке числились те же два вуза из нашей страны и только 12 из Поднебесной.

Как же повысить конкурентоспособность учебных заведений, чтобы какие-то из них могли выйти на мировой уровень, а какие-то - хотя бы избавились от упреков в неспособности готовить кадры требуемой квалификации? Автор книги "Создание университетов мирового уровня" Джамил Салми, которого цитировали на форуме, назвал три составляющих успеха: концентрация в вузе талантов - как преподавателей, так и студентов, благоприятная система управления и обильное финансирование из разных источников.

- Самый важный фактор, на мой взгляд, - благоприятная система управления, - уверен Владимир Халин. - То есть система, когда создаются все условия для развития талантов преподавателей, исследователей, студентов.

О том, насколько недооценен этот фактор, говорит даже простое сравнение доходов вузовских преподавателей (хотя понятие "благоприятная система управления" включает в себя гораздо больше пунктов). Средняя месячная зарплата профессорско-преподавательского состава первого уровня в госуниверситетах Великобритании в 2010 году составляла 8369 долларов, Италии - 9118, США - 7358, ЮАР - 9330, а в России - 910… По словам Владимира Халина, сегодняшний оклад профессора Санкт-Петербургского университета - 40 тысяч рублей.

- Ну, а самая большая проблема в том, что все постперестроечные годы у образования, в том числе высшего, нет национальной стратегии развития. Это еще раз показывает, что вопросы управления являются ключевыми, - заключил представитель СПбГУ.

Бизнес Занятость Образование Ярославль Центральная Россия