Гонки на маршрутах
Все болезни общественного транспорта Севастополя сейчас хорошо ощутимы в часы пик. В Гагаринском районе, где живет треть севастопольцев, маршрутки заполняются уже на конечных, а уехать с проспекта Октябрьской Революции можно только в переполненном автобусе или троллейбусе. Транспорта не хватает в районе улицы Генерала Жидилова, где находится заметно увеличивший штат 13-й судоремонтный завод Черноморского флота, и в других удаленных микрорайонах. На социально значимых маршрутах редко соблюдают расписание. Водители микроавтобусов нарушают правила дорожного движения, стараясь быстрее "прилететь" к остановке и забивая салон стоящими пассажирами. Автобусы марки "Богдан" далеки от минимальных представлений о комфорте, а больших современных машин на улицах почти нет.
В новой маршрутной сети, разработанной департаментом транспорта и связи правительства Севастополя, число маршрутов уменьшилось с 97 до 89 за счет исключения неиспользуемых. Транспортом постарались охватить удаленные микрорайоны Горпищенко, Жидилова, Казачьей бухты, Фиолента, густонаселенные улицы Колобова, Хрусталева, Николая Музыки. Появились линии через новую объездную дорогу Максимова дача - Сапун-гора. 29 из 89 маршрутов правительство уже закрепило за государственным унитарным предприятием "Севавтотранс".
Руководители севастопольских АТП считают, что устоявшуюся схему маршрутов менять не надо - достаточно добавить новые в проблемных местах. Это касается, например, исторически сложившегося маршрута N 10, который направлен вместо проспекта Октябрьской Революции по Столетовскому проспекту. Жители нового микрорайона по улице Колобова и Столетовскому, напротив, рады появлению регулярного транспорта до центра города. Горожане говорят, что важно не только установить новые маршруты, но и обязать перевозчиков соблюдать расписание.
- Многие "новые" маршруты существовали и раньше, но только на бумаге, - говорит севастополец Виктор Евстигнеев. - Никто не хотел возить людей по длинным линиям. Некоторые удобные маршруты работали только летом.
Конкурс не для всех
Конкурс перевозчиков в правительстве намерены провести до Нового года. Срочность объясняют тем, что проблемы транспорта надо решать быстро.
- Закон об общественном транспорте разработан и уточняется. Скорее всего, конкурс пройдет раньше принятия закона, потому что проблемы нельзя откладывать в долгий ящик, - сообщил "РГ" директор управления транспорта департамента транспорта правительства Севастополя Евгений Бабич.
Большинство перевозчиков не готово принять в нем участие, так как еще не завершили перерегистрацию предприятий и транспортных средств, а значит - не получили российские лицензии.
- В ГАИ для предприятий нет отдельной очереди, - говорит представитель севастопольской транспортной ассоциации Виктор Рыков. - Это значит, 12 предприятий должны, по сути, остановить автобусы, чтобы в ГАИ заменить номерные знаки, техпаспорта, водительские удостоверения и перевести транспортные средства из старых ЧП на баланс новых ООО. Кроме этого, по лицензионным условиям мы обязаны установить оборудование ГЛОНАСС на каждое транспортное средство, а это стоит немало. Вдобавок страховые компании не соглашаются с нами работать из-за низкой стоимости полиса, а больше мы заплатить не можем - при стоимости проезда 8-10 рублей.
В управлении транспорта "РГ" подтвердили, что лицензии сейчас есть только у двух предприятий - ГУП "Севавтотранс" и ЧП "Рубин". Транспортники просят правительство и Заксобрание Севастополя продлить переходный период до 1 января 2016 года для перерегистрации, а также сдвинуть сроки конкурса.
Движение по лизингу
"Севавтотранс" в будущем году закупит в лизинг по программе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) 150 больших низкопольных автобусов марки ЛИАЗ. Они выйдут на маршруты уже в марте-апреле 2015 года. В дальнейшем предприятие планирует увеличить число таких автобусов до 350. В правительстве рассчитывают, что машины вместимостью 100-120 пассажиров постепенно вытеснят с севастопольских улиц "Богданы" и "топики": как называют севастопольцы маршрутки.
- С одной стороны, приятно сесть на конечной в Камышах и ехать до центра, сидя в "спринтере", - говорит Евгений Бабич. - Но, с другой стороны, большой 120-местный автобус удобней и безопасней для города и может справляться с потоком пассажиров в час пик. К этому пришли все цивилизованные страны. К тому же, закупка на Украине запчастей для "Богданов" стала сейчас серьезной проблемой. Надеемся, перевозчики постепенно перейдут на другой транспорт.
Новая транспортная система к тому же поможет уйти от "серых" схем, при которых у большинства АТП в собственном парке в основном "Богданы", а маломестные маршрутки оформлены в аренду. Владелец микроавтобуса фактически покупает у АТП маршрутный лист за часть своей выручки. Из оставшейся суммы надо оплатить бензин, мойку, ремонт и в итоге остаться в плюсе. Отсюда - постоянная "гонка" за пассажирами и нарушения ПДД. ГУП "Севавтотранс" уже предложил маршруточникам "выйти из тени" и сотрудничать на основе договоров.
Лимит для нарушителей
Договор с АТП будут заключать сроком на один год с продлением на три года. При трех нарушениях он может быть расторгнут правительством в одностороннем порядке. Договор ориентирован на повышение качества перевозок, а контролировать его исполнение будет спецотдел, который создается при управлении транспорта.
- Наши сотрудники будут регулярно выходить на маршруты и фиксировать нарушения, - рассказывает директор управления транспорта. - В любой момент в салон автобуса может зайти проверяющий и спросить, почему, к примеру, не постирали подголовник, почему не соблюдается график движения. Будет составляться акт о нарушении, после трех таких актов мы имеем право расторгнуть договор.
Кстати
Новые правила для общественного транспорта предусматривают установление единого тарифа на проезд по всему городу. За городом проезд будет оплачиваться по зонам. На все виды транспорта введут единые электронные проездные билеты. На причалах катеров установят турникеты, а в автобусах и троллейбусах - валидаторы. Перевозчиков обяжут ежедневно вытирать поручни, регулярно стирать подголовники. Остановочные комплексы отремонтируют в 2015 году, и на каждой остановке перевозчик установит табличку с информацией об интервалах движения и телефонами диспетчера. На автостанции "Северная" появится зал ожидания (во втором полугодии 2015 года, после того как автостанции будут переданы ОАО "Крамавтотранс" на баланс Севастополя). На площади Захарова будут только высаживать пассажиров, а стоянку автобусов перенесут на улицу Симонок.
Сергей Меняйло, губернатор Севастополя:
- Изменение количества маршрутов не означает снижения качества обслуживания пассажиров. Некоторые маршруты, наоборот, удлинены. Наша цель - равномерное покрытие города сетью обслуживания, доступность транспорта и повышение качества перевозок. Для этого договоры с перевозчиками будут заключаться не на пять-семь лет, как было раньше, а на один год.
Виктор Рыков, директор ЧП "Магистраль-юг":
- Сегодня в Севастополе ни одно из предприятий-перевозчиков в полном объеме не соответствует нормативно-правовой базе Российской Федерации. Зачем сейчас проводить конкурс, если мы заранее обречены на провал? Мы согласны с корректировкой работы транспорта, но не теми методами, которые собираются предложить в правительстве.