27.11.2014 00:49
Экономика

Валерий Выжутович: Дефицит инженеров не восполнишь почетным званием

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (6544)
Завершился Московский международный инженерный форум. В нем приняли участие руководители предприятий и организаций Москвы и регионов, представители научной и инженерной общественности, органов власти, отечественных и международных профессиональных ассоциаций и союзов, ректоры ведущих вузов, осуществляющих подготовку инженерно-технических кадров.
Читать на сайте RG.RU

Форум проводится ежегодно и, по оценке его организаторов, имеет "высокое стратегическое значение для стимулирования развития и модернизации инженерно-технического и научно-промышленного комплекса, в том числе для совершенствования структуры инженерной подготовки по направлениям, наиболее востребованным промышленными предприятиями страны". В этот раз, следуя своей миссии, форум счел необходимым обратиться к президенту страны с предложением учредить почетное звание "Заслуженный инженер Российской Федерации". "Этот шаг позволит пропагандировать инженерную деятельность как принадлежность к высшей сфере интеллектуальной деятельности, - говорит председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, депутат Госдумы от "Единой России" Елена Панина. - Инженерная школа всегда была сильна в нашей стране. А сегодня понятие "инженер" исчезло из культурного пространства. Надо менять систему образования, поднимать престиж профессии".

Выжутович: Научное знание дорого стоит, а мракобесие доступно всем

По словам Елены Паниной, "в дореволюционной России получить звание инженера мог далеко не каждый". Это точно. Потому что в дореволюционной (доиндустриальной) России сама профессия не была массовой (инженерный потенциал империи к 1917 году составлял 11,8 тысячи человек), и звание "инженер" уже само по себе означало "заслуженный". В штучной профессии нетрудно стать "заслуженным".

Дело, впрочем, не только в штучности. Еще за восемь веков до н.э. по

бокам трона императора Феофила были установлены золотые львы. Когда император садился на трон, львы вставали, рычали и снова ложились на место - игрушка, достойная владыки! Создавший ее - великий мастер, блистательный выдумщик. Его имя, однако же, кануло в Лету. Зато помнится имя Герона Александрийского - изобретателя годометра, устройства, отсчитывающего путь, пройденный экипажем. Помнятся русский механик Кулибин, швейцарские часовых дел мастера отец и сын Дро. Память человечества избирательна. Во все времена, прежде чем восславить изобретателя, люди взвешивали общественный смысл изобретения, его практическую полезность.

В советской России профессия инженера пережила сначала стремительный взлет, связанный с индустриализацией, потом долгий застой. "Что такое инженер? В чем его величие, в чем его гордость?" - обращался нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе к выпускникам Института стали. Вопрос звучал риторически: величие и гордость были написаны на лицах. В 30-е годы инженеры (они наряду с пролетариями олицетворяли Магнитку, Днепрогэс, Турксиб) были вознесены в общественном сознании на пьедестал почета, поспорить с ними за это место могли разве что летчики. То была эра благоговейного преклонения перед техникой, которая "в период реконструкции решает все", и теми, кто ее создавал.

Валерий Выжутович: Власти Украины борются с живыми символами

Потом грянула НТР, и гиперболоид инженера Гарина - фантастика! - потрясавший когда-то наивные и восторженные умы, стал называться лазером и вошел в обиход едва ли не так же естественно и свободно, как водопровод, сработанный еще рабами Рима. Невероятное стало очевидным. И инженер утратил ореол исключительности.

В Советском Союзе середины 80-х инженеров насчитывалось более 5 миллионов. Столько стране не требовалось. Но технические вузы работали как конвейер, безостановочно выпуская энергетиков, металлургов, машиностроителей. Готовили специалистов "вообще", для будущего, впрок, по формуле "чем больше, тем лучше" - не соизмеряя их количество с реальными потребностями экономики. Об инженерах, просиживавших штаны в невнятных НИИ и КБ или бегавших по заводским цехам и выбивавших у смежников опоки, штыри, шплинты, были написаны сотни газетных статей, в том числе знаменитая "Растрата образования" Анатолия Аграновского.

С развалом СССР в России началась деиндустриализация - где-то сознательный и необходимый, а где-то стихийный и вынужденный демонтаж промышленной инфраструктуры. В этой инфраструктуре была сосредоточена примерно треть всех рабочих мест страны, к ней примыкал и унаследованный от СССР научно-технический потенциал. Закрывались заводы - теряли работу инженеры, падал престиж инженерного труда и престижность инженерного образования.

В последние лет десять картина меняется. Появляется все больше различных производств (нередко - со смешанным российско-иностранным капиталом). И теперь инженеры опять нарасхват. Только за последние четыре года количество вакансий для них, по данным Российского союза инженеров (РСИ), увеличилось в четыре раза. Самая востребованная специальность - инженер-конструктор.

При высоком спросе на инженеров их доходы осязаемо растут. Диплом технического вуза гарантирует его обладателю зарплату на 40-45 процентов выше, чем средняя по региону. Идет "охота за головами": рекрутеры прочесывают вузы и перспективных инженеров разбирают со второго-третьего курса. Квалифицированных технических специалистов России сегодня нужно в два раза больше, чем есть на рынке, а если начнется реальная модернизация производства, их потребуется в десять раз больше.

Насчет же того, чтобы учредить почетное звание "заслуженный инженер", никто, наверное, возражать не станет. Правда, дефицит инженеров не восполнишь почетным званием. Оно должно ведь к кому-то прилагаться.

Отрасли