В среду канцлер ФРГ Ангела Меркель оказалась в непривычной для себя ситуации. На заседание бундестага для обсуждения важнейших вопросов правительства она пришла раньше всех. Нервно поглядывая на часы, канцлер считала минуты. Ей хотелось, как всегда, быть окруженной членами кабинета министров, пожать руку одному, послать презрительный взгляд другому - так, как она привыкла, по давней методике "разделяй и властвуй".
Только давать сигналы было некому. Члены кабинета вошли в зал заседаний бундестага все вместе, как школьники, ровно к началу заседания. А вице-канцлер социал-демократ Зигмар Габриэль вообще опоздал на несколько минут.
Такого еще не было никогда. Конечно, опоздания и заминки случались, но в единодушии кабинета была своего рода метафора - канцлер осталась одна.
В последнее время Ангела Меркель ведет себя не так, как всегда. Непривычно, резко, открыто. Ее выступление перед прессой на саммите "двадцатки" в Австралии, в котором она жестко раскритиковала Россию после четырехчасового разговора с президентом Владимиром Путиным, было абсолютно нехарактерно для, скорее, осторожной Меркель. Канцлеру не хватило дыхания. Она не смогла достойно парировать тезисы российского президента в разговоре и перешла на упреки и латентные оскорбления - явный признак слабости, того, что у Меркель сдали нервы.
Это заметили ее соратники, немецкие СМИ, оппозиция бундестага и, конечно, нелюбимый, вынужденный партнер по правительственной коалиции - Социал-демократическая партия Германии. Пока Меркель была в Австралии, социал-демократы почувствовали ее слабость, как соперники в звериной стае чувствуют слабость вожака, почувствовав запах крови.
Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер позволил себе открыто высказать свое мнение - о том, что считает вступление Украины в НАТО абсолютно неприемлемым, ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Бывший председатель СДПГ председатель Германо-Российского форума Маттиас Платцек пошел еще дальше и даже призвал к легализации присоединения Крыма к России.
Удивленные и возмущенные замечания послышались из рядов партнера по блоку Меркель. Премьер земли Бавария Хорст Зеехофер упрекнул СДПГ в желании расколоть коалицию. Это прозвучало, как знаменитое "А король-то голый!". Стремясь поддержать Меркель, Зеехофер указал на ее слабые места.
Председатель СДПГ и вице-канцлер Зигмар Габриэль также подкрепил слова Штайнмайера, указав на то, что дебаты о вступлении Украины в НАТО обостряют ситуацию, так же, как и постоянные угрозы присутствия войск НАТО на восточной границе Евросоюза. Заявления Штайнмайера и Габриэля стали своего рода небольшим "путчем" против канцлера, постоянно уверяющей всех в том, что единство правительства крепко, как никогда. Именно эти заверения своей несколько вынужденной интенсивностью, как ни странно, указывали на наметившийся раскол.
И вот речь в бундестаге. Меркель еще никогда не была так далека от своего привычного образа осторожно ступающей по льду "Снежной королевы". Ни с того ни сего, без всякого для того повода, она снова обрушилась на Россию. Странным скачком в сторону показались новые угрозы санкциями, от которых сама Меркель буквально несколько дней назад обещала отказаться.
Нервозность Меркель на фоне украинского кризиса исходит не только из новой позиции партнера по коалиции. Из Евросоюза также послышались совсем другие нотки, намекающие на отсутствие единства, которым так гордилась (или которое так хотела видеть) канцлер. Уполномоченная по международной политике Федерика Могерини просто намекнула, что не считает санкции правильным методом для урегулирования ситуации вокруг Украины. Далее, в интервью порталу Spiegel Online комиссар по расширению Евросоюза Штефан Фюле указал на ошибки в политической линии по отношению к России.
Прежде всего имея в виду ФРГ и действия Меркель, комиссар раскритиковал стремление подписать соглашение об ассоциации с Украиной в обход интересов России, назвав эти действия причиной украинского кризиса.
В такой внешнеполитической ситуации трудно сохранить нервы, особенно если избиратели явно показывают пренебрежение к кандидатам партии Меркель на региональных выборах. Почти в двух третьих федеральных земель ее Христианско-демократический союз не участвует в правительстве или не выставляет премьера. На прошедших недавно выборах в земле Тюрингия впервые у власти коалиция из Левой партии, СДПГ и "зеленых". В последних дебатах о доле женщин в наблюдательных советах крупных концернов Меркель и ее партии пришлось уступить СДПГ, так же, как и в дебатах о сборах за проезд на автобанах, уступить ХСС. Во внутренней политике застой, уступки - признак того, что силы на исходе.
К тому же медленно зреет недовольство промышленников антироссийскими санкциями. Бросив их под давлением Барака Обамы, как щепотку, без разбора в кипящий котел украинского кризиса, Меркель поставила под вопрос свое будущее на посту канцлера. Ведь если бизнес недоволен ее действиями, кто будет поддерживать партию на следующих выборах? В немецкой политике всегда была важна связь с промышленными лоббистами. Однако когда один из важнейших западногерманских промышленников в обход правительства приглашает к себе в землю Баден-Вюртемберг российского министра экономики Алексея Улюкаева, а глава Siemens в разгар кризиса едет в Москву, это уже что-то значит. А именно - что и в рядах руководителей мощных германских концернов многие уже отвернулись от канцлера. Пока, критикуя санкции в первом предложении, во втором промышленники уверяют, что стоят за правительством, но скоро и это может измениться.
Явным стал и секрет Полишинеля: в собственной партии у Меркель поддержки нет. Ее скорее терпят, чем стоят за ней широкими рядами. Пока у нее есть поддержка населения, ее не свергнут, это точно. Более 40 процентов граждан все еще предпочитают партию Меркель, а ее рейтинг пока что остается неколебимым на той же отметке. Однако рейтинги настроения населения в отношении украинского кризиса показывают, что согласие с политикой Меркель тает на глазах. Недавно прошли сведения, что в третьем квартале Германия едва избежала рецессии. Кто знает, как будут себя вести биржевые индексы в четвертом...
Летом кто-то из окружения Меркель пустил слух, что, возможно, она досрочно уйдет в отставку. Спикер Меркель назвал тогда это предположение ничем не подкрепленной инсинуацией. Однако политические инсайдеры знают, что ни один слух не появляется без причин. Нет дыма без огня. В правительственной коалиции все может измениться за одну секунду, а Меркель из самой популярной женщины-политика может стать "хромой уткой". Не исключено, что ее партия наберется смелости отказаться от ее кандидатуры и тогда бундестаг должен будет избрать нового канцлера. Еще немножко разногласий в коалиции, дальнейшие неловкие шаги в украинском кризисе - и кто знает, может, дни Меркель уже сочтены. Рано или поздно ей все же придется признать поражение в борьбе за миражи вступления Украины в Евросоюз и НАТО. Иными словами - в геополитической борьбе против России, в которую она оказалась втянута США.