07.12.2014 23:30
Культура

В ГМИИ имени Пушкина пройдут "Декабрьские вечера Святослава Рихтера"

XXXIV фестиваль "Декабрьские вечера" готовится к юбилею Святослава Рихтера
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №279 (6551)
Сто лет со дня рождения Святослава Теофиловича Рихтера будет праздноваться в марте 2015 года. Но вполне логично, что XXXIV международный фестиваль "Декабрьские вечера" в ГМИИ имени Пушкина, инициатором создания которого в 1981 году был Святослав Рихтер вместе с Ириной Антоновой, начинает готовиться к юбилею заранее.
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль носит его имя, и в этом декабре вся музыкальная и художественная программа его была сформирована как приношение великому пианисту.

Фонд In Artibus покажет 88 работ Владимира Вейсберга

Прозвучат произведения, которые он любил и которые входили в его репертуар: сонаты Бетховена и Шуберта, трио Дмитрия Шостаковича памяти Ивана Соллертинского, квинтеты  Франка и Дворжака… Среди исполнителей - Наталья Гутман, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Элисо Вирсаладзе, Александр Мельников, Людмила Берлинская. Эти музыканты не нуждаются в представлении. На их творчество Рихтер оказал серьезное влияние. Кроме того, на фестивале выступят музыканты из Германии, Франции, Великобритании, США, Венгрии, Финляндии.

Среди раритетов программы - хореографический концерт Пуленка "Утренняя серенада", о его исполнении мечтал Святослав Теофилович. Из сюрпризов, что дороги к празднику (и к грядущему юбилею Рихтера, и к завершающемуся перекрестному году культуры Британии и России), - мировая премьера оперы Алябьева "Буря" по пьесе Шекспира. Ее рукопись была найдена в архивах Музея музыкальной культуры имени Глинки. В исполнении оперы участвуют Камерный оркестр и хор Московской консерватории, за органом - Евгения Кривицкая, ведущие партии - у Дениса Макарова (бас), Александры Кадуриной (меццо-сопрано), Сергея Радченко (тенор), Дарьи Давыдовой (сопрано).

Одновременно с фестивалем в музее открывается выставка "И цвет и звук". Портрет Рихтера, написанный Дмитрием Жилинским в 1985 году и привезенный из Русского музея, встречает всех при входе в зал. Впрочем, скорее перед нами сюжет - "Играет Рихтер". Все в исполнении работы отсылает к ренессансной картине: и техника, и антураж (пианист за роялем в Итальянском дворике), и композиция…  Пианист играет словно бы не в музейном пространстве, а у врат, хоть и закрытых изящной решеткой, но дающих представление о пространстве света за ними… Словом, Дмитрий Жилинский использовал свой фирменный магический ключ, переключающий (простите за каламбур) оптику зрителя и позволяющий увидеть самую привычную сцену (будь то тренировка гимнастов, отдых у моря, или - в данном случае - концерт в музее) как "высокий" сюжет, соотносимый с вечностью. В темпере "Играет Рихтер" о вечности напоминают не только точная копия портала флорентийского палаццо, но и вырезанные из бумаги складные фигурки ангелов трубами, и хрупкие букет лилий на первом плане (вроде тех, с которыми архангел Гавриил несет благую весть Деве)… Разумеется, Жилинский нигде не пережимает с акцентировкой возвышенных, сакральных параллелей. Конечно, прежде всего перед нами - сюжет театральный, где условность, воображение, радость игры и искусства, созерцательность и энергия исполнителя, любовь к классике и проза нынешнего дня легко уживаются друг с другом.

Выставка "В гостях у Родченко и Степановой" открылась в Москве

Нельзя не заметить, что темпера Жилинского в контексте экспозиции оказывается не только оммажем отцу-основателю "Декабрьских вечеров", но и прологом к выставке. Так, мотив музицирования, как приватного, так и концертного, был популярен не только в картинах малых голландцев, где он служил эфмеизмом соблазнения и флирта. Другую традицию, романтическую, представляют портреты музыкантов и женщин с музыкальным инструментом. Экспозиция позволяет увидеть, как легко "растягивается" романтический канон. От образа гречанки юной с мандолиной, явившейся в картину Коро то ли из байронической поэмы, то ли из "Графа Монте-Кристо", что тоскует по песням брегов отчизны дальней, - до фактически парадного портрета петербургской красавицы княжны Маши Барятинской (в замужестве - Кочубей) за органом, умершей в 25 лет в одночасье от лихорадки. От нежного, классического в своей изящной простоте портрета 14-летней Наденьки Жданович за клавесином (Павел Федотов писал портрет для своего друга-сослуживца Ждановича) - до сложносочиненной символики работы Гюстава Моро "Гесиод и муза", что адресуется разом к любителям и античной поэзии, и рыцарского эпоса, а более всего - поклонникам прерафаэлитов. Я уж не говорю про символиста Арнольда Бёклина с его "Песнями весны".

Наконец, и в живописи существовала традиция, соотносимая с той, что в музыке связывается с именем Вагнера. Она очевидна в работе Генриха Антона Делинга "Состязание певцов" (начало 1810-х годов). Сюжет в сущности тот же, что позже вдохновит Вагнера на "Тангейзера", - история о состязании певцов в Вартбурге в 1207 году была всегда популярна в Германии. Перед нами вроде бы романтический сюжет, но представленный в манере итальянского ренессанса. Даже пейзаж Тюрингии на заднем плане словно заимствован у итальянских мастеров. Если итальянцы охотно искали параллели в античной истории, то немцы "переводят" свои предания на визуальный язык итальянского Возрождения. Впрочем, почти век спустя оперы Вагнера будут так популярны, а исполнение настолько оставлять желать лучшего, что художники (как Джеймс Энсор, например) не удержатся от карикатуры. Это надо видеть!

В Москве представили выставку знаменитого фотографа Викторианской эпохи

Вообще, выставка, несмотря на относительно камерный масштаб (представлено около 30 произведений) впечатляет штучным (даже снайперским, если так позволительно выразиться) отбором работ и диапазоном представленных музеев. Кроме Третьяковской галереи и Русского музея (и ГМИИ, само собой), произведения дали Лувр и музей Орсе, Центр имени Жоржа Помпиду, мадридский Центр искусств королевы Софии и дрезденская Галерея Старых мастеров. При том, что принцип отбора был тематическим (выбирали работы, в которых музыкальная тема представлена наглядно и зримо), он позволяет увидеть очень качественные работы. Возможно, не самые известные. Но даже для того, чтобы увидеть шедевр Эдгара Дега из музея Орсе - с двойным портретом - своего стареющего отца и поющего под гитару Лоренцо Парана, стоит прийти в Белый зал. Глядя на него понимаешь, почему Дега так дорожил этой работой, что при жизни художника она всегда была в его доме.

Кстати

Выставку "И цвет, и звук" можно увидеть до 15 февраля 2015 года в ГМИИ имени Пушкина, Волхонка, 12. 

Живопись Классика