05.12.2014 00:05
Культура

"РГ"-советы: Какие книги читать детям

Читать Пушкина, слушать колыбельные и разглядывать Васнецова - все это счастье
Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №277 (6549)
Читать на сайте RG.RU

1. Самая нарядная

Четыре книги о Ю. Васнецове, выпущенные издательством "Псковская областная типография" с 2011 по 2014 год.

Книжную ярмарку non/fiction посетили более 35 тысяч человек

Вы помните "Ладушки"? Конечно, помните. Не было и нет в России более известной и любимой книжки для самых маленьких. Нарисовал эту книгу выдающийся иллюстратор Юрий Алексеевич Васнецов. О нем мы до недавних пор знали до обидного мало. И вот несколько лет назад самоотверженный псковский издатель Сергей Александрович Биговчий, продолжатель лучших традиций отечественного книгоиздания, задумал выпустить не просто книжку о художнике, а издать всего Васнецова. И не только его иллюстрации и живопись, а письма, дневники, воспоминания...

И вот вышло уже четыре тома материалов к биографии великого художника: "Неизвестный Васнецов", "Известный Васнецов", "Удивительный Васнецов", монография Елены Петиновой "Юрий Алексеевич Васнецов. Жизнь и творчество"... Предисловия к книгам написали Валентин Курбатов и Юрий Норштейн. На подходе пятая, завершающая книга этого документального романа о мастере.

Читатель, перелистывая сейчас роскошно изданные тома, пожалуй, и не догадается, что родилась эта красота из пожелтевших листков, из ветхих страниц, которые в другой семье могли бы уже давно выбросить или закинуть подальше на антресоли. А дочери Васнецова Елизавета и Наталия сохранили все, что относится к его памяти, и кажется, что если бы можно было сохранить пылинку с пиджака отца или облачко тепла, которое он выдохнул на морозе, то и пылинку, и облачко они с благоговением передали бы следующим поколениям.

Кто-то скажет: трястись над каждой "бумажкой" глупо, невозможно. А я скажу: это - любовь.

И не важно, знамениты твои родители или нет, важно то, что они - твои: мама и папа.

Каждый из нас художник своей жизни.

2. Самая снежная

Начался прием рукописей на конкурс "Новая детская книга"

Уж ты, зимушка-зима. Рисунки Ю. Васнецова. Москва, "Лабиринт Пресс", 2014.

Эта книжка - зимнее избранное из васнецовской классики. Знакомый округлый, "пушистый" шрифт на обложке. Заснеженные избушки, столбики дыма над крышами, красногрудые снегири, непуганые зайцы и белки...

"Сердце" 25-страничной книжки - "Пошел котик на торжок...", иллюстрация из последней книги Васнецова "Радуга-дуга". По заснеженной вечерней улице важно шагает кот в расписных валенках, в правой лапе у него палка, а в левой - большая аппетитная булка. Ярко, как Жар-птица, светит газовый фонарь - такие фонари стояли на улицах Вятки до революции и навсегда запомнились маленькому Юре Васнецову.

Сейчас книги с иллюстрациями Васнецова издают несколько петербургских и московских издательств ("Азбука", "Мелик-Пашаев", "ДЕТГИЗ", "Акварель"), но, увы, небольшими тиражами.

3. Самая ласковая

Названы лучшие русскоязычные книги 2014 года

Спи, малыш. Русские колыбельные. Художник Елизавета Васнецова. СПб., "Акварель", 2013.

Эта книга с секретом: обложка оказывается крышкой коробки, а в коробке, как в колыбели, лежат целых четыре книжки: "Спи, Ванюша", "Сон да дрема", "Баю-баю-баюшки" и "Ходит сон по сеничкам". Легко догадаться, что во всех этих книжках - русские народные колыбельные. Многие - очень редкие. И слова в колыбельных песенках встречают совсем ныне забытые. Хорошо, что в конце они объясняются.

Это издание, оформленное Елизаветой Васнецовой, непременно понравилось бы Юрию Алексеевичу Васнецову. Не потому бы понравилось, что иллюстрировала эту книгу его дочь, а потому, что она сделала это с любовью и мастерством. Когда-то отец писал юной Лизе: "Карандаш надо каждый день держать в руке".

Карандаш Елизаветы Васнецовой добавил уюта и тепла художественному миру Васнецовых. Изящное узорочье кружева и орнамента украсило книжные окна-страницы. Если у Юрия Алексеевича главными героями были звери, то в книжках Елизаветы Юрьевны царят дети. Они как румяные яблоки рассыпались по ярким, праздничным разворотам.

Перебирая то, что более всего ей дорого на земле, Елизавета Юрьевна пишет в воспоминаниях: "Поле с цветами, красивое задумчивое лицо, лесные поляны, болотце с румяной клюквой, огромные розовые стволы сосен, белые снега зимой, ночные костры, трепещущие воды озер..."

4. Самая интерактивная

С 1 по 3 ноября в РГДБ состоится Всероссийский фестиваль детской книги

Александр Пушкин. Капитанская дочка. Серия "Живая классика", Москва, издательство Clever, 2014.

"Капитанскую дочку" я по-настоящему и прочитал, и полюбил, только когда у меня появились две дочки. Мы читали Пушкина зимними вечерами, перед сном. Больше всего девочек радовал Савельич: одно упоминание о нем и сегодня вызывает у них улыбку и воспоминание о тех далеких вечерах. Старшей было лет десять, младшей - восемь. А сейчас на "Капитанской дочке" стоит знак ограничения по возрасту: 12+. Что бы на это сказала Марина Ивановна Цветаева? - она-то прочитала "Капитанскую дочку" в семь лет. О ее впечатлении от того детского чтения можно узнать, открыв эссе "Пушкин и Пугачев". Мятежной душе Марины ближе оказался Пугачев, а не Савельич: "Даже при втором, третьем, сотом чтении, когда я уже наизусть знала всё, что будет - и как всё будет, я неизменно непрерывно разрывалась от страха, что вдруг Гринев - Вожатому - вместо чая водки не даст, заячьего тулупа не даст, послушает дурака Савельича..."

Жаль, что цветаевское эссе не приложено к "Капитанской дочке" издательства Clever, хотя приложено к нему так много всего любопытного, что глаза разбегаются: портреты и характеристики героев романа, воображаемое интервью с автором, факсимиле диковинной грамотки неграмотного Пугачева и подписи Екатерины II, карта странствий Петра Гринева и Маши Мироновой, строгие и печальные в своем очаровании иллюстрации к пушкинскому роману Павла Соколова (кажется, не издававшиеся с ХIХ века), сведения обо всех лучших исследованиях "Капитанской дочки" и фильмах, поставленных по роману...

"Капитанской дочкой" издательство Clever начинает проект "Живая классика", адресованный прежде всего подросткам, на которых многие уважаемые издательства уже махнули рукой: мол, не читают они классику и читать не будут. Руководитель Clever Александр Альперович так не думает и обращается к читателю в своем предисловии: "Давайте вместе взглянем на классическое произведение так, как будто они только что написаны и мы читаем их впервые в жизни..."

Марина Цветаева всегда остро чувствовала перемены в эпохе, в поколениях, и она бы, мне кажется, с радостью пожала бы руку тем, кто придумал "Живую классику". И, возможно, подарила бы этому книжному проекту свой эпиграф: "Есть книги настолько живые, но все боишься, что, пока не читал, она уже изменилась, как река - сменилась, пока жил - тоже жила, как река - шла и ушла. Никто дважды не вступал в ту же реку. А вступал ли кто дважды в ту же книгу?.." (из эссе "Пушкин и Пугачев").

5. Самая праздничная

Объявлены победители литературной премии "Ясная поляна"

Серия книг "Рождественский подарок":

Рождественские стихи.

Рождественские рассказы русских писателей.

Рождественские рассказы зарубежных писателей.

Москва, Издательский дом "Никея". 2015.

В воспоминаниях Елизаветы Васнецовой об эвакуации из блокадного Ленинграда есть такие строки: "Вещей можно было брать очень ограниченно, но мама все-таки умудрилась взять с собой десять маленьких томиков Диккенса, поместив их в таз. Эти книги скрашивали трудную жизнь в Перми, полную забот и волнений. Их читали, чтобы забыться, перенестись в другую жизнь..."

Три рождественские антологии "Никеи" помогают перенестись в то светлое состояние души, которое предшествует Рождеству. И "Рождественская песнь в прозе" Диккенса открывает сборник зарубежных авторов, заново потрясая историей преображения бессердечного Скруджа, человека, для которого любимым делом было "выжать, вырвать, сгрести в свои жадные руки". Эти три рождественских сборника собраны одним составителем, Татьяной Стрыгиной. Ей удалось найти совершенно забытые рождественские стихи и рассказы. Для меня было, к примеру, открытием, что святочные рассказы писали и Майн Рид, и Мопассан, а рождественские стихи есть у обэриута Константина Вагинова.

Завершает книгу рождественских рассказов мудрый Честертон в несравненном переводе Наталии Трауберг: "Предание о Рождестве, в отличие от всех преданий, не обращает наши мысли и чувства к величию... Оно не гонит нас куда-то вдаль, на край света. Скорее, можно сказать, что оно возникает изнутри, так трогают нас маленькие вещи или тихие добродетели..."

6. Самая тихая

Дмитрий Шеваров рассказывает о загадках Михаила Лермонтова

Сергей Есенин. Бабушкины сказки. Москва, Издательский Дом Мещерякова, 2014.

Можно ли сфотографировать тишину? Да и можно ли ее вообще увидеть, если тишину сейчас и услышать-то негде?.. Но вот художник дарованным ему свыше зрением способен не только увидеть тихость Божьего мира, но и перенести тишину на бумагу. Лучше всего для этого подходит акварель - нежная, прозрачная техника, которая требует мастерства импровизации, легкого дыхания.

Исполненные акварелью иллюстрации Петра Ивановича Багина к стихам Есенина похожи на зимние дымки из деревенских труб. Кажется, они вот-вот растают, оставив нам лишь чистые страницы. Поэтому листать эту книжку - всего-то шестнадцать страниц - хочется осторожно и медленно. Чтобы не спугнуть тишину.

P.S. Когда эта страница была уже подготовлена, на ней неожиданно возникла "дыра" - не хватало нескольких строчек. Я обрадовался: в "дырку" как раз протиснется маленькое стихотворение из чудесной книги "Плывет кораблик белый" Натальи Муромской (Москва, "Планета", 2014, иллюстрации Светланы Ушковой):

Я пишу стихотворенье

Про клубничное варенье.

Его бабушка варила

И меня потом кормила.

Это было очень вкусно.

А потом мне стало грустно.

Вот и кончилось варенье

И мое стихотворенье.

Кстати

Если внимательно разглядывать рисунки Васнецова, то на некоторых можно увидеть буквы "Ю.В." - это инициалы художника. Он часто ставил их на предметах: ведрах, кадках, седлах и коромыслах. Иногда художник писал "Г." или "Г.В." - это инициалы жены художника Галины Михайловны.

Литература Семья и дети