09.12.2014 00:42
Экономика

Минпромторг: Товары с лейблом Made in Russia готовы покупать многие

Товары легпрома займут нишу между дорогим европейским сегментом и дешевым азиатским ширпотребом
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Спецвыпуск: Импортозамещение №6552 (280)
Сегодня рынок легпрома оценивается почти в три миллиарда рублей, при этом доля российских товаров составляет всего 750 миллионов рублей.
Читать на сайте RG.RU

Смогут ли отечественные платья и рубашки составить конкуренцию зарубежным аналогам, и как планируется восстановить сырьевую базу легкой промышленности а в интервью "Российской газете" рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Виктор Леонидович, согласитесь, одно дело импортозамещение в комплектующих, например, в автопроме, а совсем другое дело - легкая промышленность. Здесь ведь важно качество, мода, стиль... Времена советских ситцевых кофточек давно прошли...

Виктор Евтухов: Стереотип, что у нас ужасное качество товаров легкой промышленности, поэтому лучше покупать импортное, действительно, остался с советских времен. Тогда модно было щеголять во всем импортном. Результаты социологических опросов обнадеживают. У россиян нет предубеждения к отечественной продукции. При правильном соотношении цены и качества продукцию с лейблом Made in Russia готовы покупать многие. Согласно последним данным, более 65 процентов опрошенных не имеют претензий к ассортименту российских товаров легкой промышленности. При этом 54 процента респондентов довольны ценой и качеством отечественной продукции. Поскольку в нашей стране еще с советских времен сильны многолетние традиции в области швейного и текстильного дела, полагаю, что мы имеем все основания занять определенную нишу между дорогим европейским сегментом и, так называемым, дешевым азиатским ширпотребом.

Минпромторг: Запрет вывоза сырых шкур спас сырьевую базу России

В каких сегментах наша одежда может составить серьезную конкуренцию импортным товарам?

Виктор Евтухов: Российские компании на равных могут конкурировать на рынке масс-маркета в производстве мужских костюмов, постельного белья, домашнего текстиля, обуви, трикотажных изделий, нетканых материалов, готовой кожи и ряда других позиций. Наибольший прирост производства отмечается в выпуске курток - в 1,2 раза, платьев - в 1,3 раза, производство костюмов увеличилось почти в 1,2 раза, брюк - на 9,2 процента, рубашек - на 9,7 процента, жакетов женских - на 3,2 процента.

Производство химических волокон и нитей в России способно обеспечить почти 46 процентов всех предприятий

Успешно развивается и производство женской одежды. Многие из них известны, к сожалению, пока под иностранным брендом - но тем не менее отшиваются в России. Например, Татьяна Герекли в Санкт-Петербурге открыла и успешно развивает производство элегантной женской одежды. Супруги Каменские производят головные уборы и шляпы, в том числе, выполняют заказы и для Вячеслава Зайцева. Дизайнер успешно работает и с фабрикой "Уфимский трикотаж", его коллекция доступна для масс-маркета.

Как-то не верится, что российские дизайнеры способны на равных конкурировать на мировом рынке с известными французскими, итальянскими домами...

Виктор Евтухов: Российские Дома моды давно участвуют в крупнейших профессиональных мероприятиях в Милане, в Париже, в Нью-Йорке, напрямую сотрудничают с шоу-румами. Успех ряда российских дизайнеров на мировом рынке показал, что у нас могут создавать продукты, интересные на таких площадках.

Одной из задач программы Open Russian Fashion, которая проходила во время пекинской выставки и недели моды, стала поддержка российского производителя и поиск возможности для реализации российских проектов в сфере легкой промышленности в Китае и на азиатском рынке. На мой взгляд, мы нашли удачное название "Открой российскую моду", ведь идея открытости лежит в основе нашей международной деятельности. Российские производители презентовали свою продукцию на выставке DHUB, а также продемонстрировали лучшие образцы своей продукции в ходе показа Mercedes-Benz China Fashion Week - ключевом событии в индустрии моды в Юго-Восточной Азии. Опыт проведения мероприятия в Пекине показал интерес китайской стороны к возможностям российского сотрудничества в области индустрии моды и легкой промышленности. По итогам деловых встреч договорились создавать новые совместные предприятия на территории России. В поддержку Open Russian Fashion и за развитие отношений с Россией выступили также и руководители итальянской модной индустрии, а также президенты профильных ассоциаций, включая Национальную палату моды и Палату байеров Италии.

Виктор Евтухов: Минпромторг поддержит российские модные дома

В свое время 100 процентов хлопка мы ввозили из-за рубежа. Как сегодня идет процесс импортозамещения в сырьевой базе легпрома?

Виктор Евтухов: Действительно, мы сильно "просели" и по традиционным видам сельскохозяйственного сырья, в частности, хлопку, льну и шерсти. Сырьевая база осталась в странах бывшего СССР. И нам приходится практически создавать ее с нуля. Но дело не стоит на месте. Так, в Карачаево-Черкесской Республике запущен проект строительства фабрики по переработке шерсти и других волокон. Здесь будет использована инновационная технология по глубокой очистке производственных стоков, что позволяет создать замкнутый цикл оборота технологической воды и получить дополнительные продукт - шерстяной жир (ланолин), который используется в качестве сырья во многих отраслях промышленности.

При правильном соотношении цены и качества продукцию с лейблом Made in Russia готовы покупать многие

Сейчас на фабрике организован процесс производства шерстяного топса (как кардного, так и гребенного способа прочесывания). Закуплено и установлено прядильное оборудование. Запуск производства планируется в этом году.

Что касается льняного волокна, то, по мнению экспертов, речь идет о способности за счет собственного производства покрыть спрос у 60 процентов предприятий.

С натуральным сырьем более-менее понятно. Но весь мир сейчас переходит на синтетику. Учитывая, что Россия является лидером по добыче углеводородов, каковы наши шансы добиться успеха по развитию производства химических волокон и нитей?

Виктор Евтухов: Действительно, сейчас перед нами стоит задача развития производственной цепочки в высоких переделах нефтехимического комплекса, что позволит производить качественную отечественную синтетику. Речь идет именно о качественном сырье. Поскольку уже сейчас производство химических волокон и нитей в России способно обеспечить почти 46 процентов всех предприятий. Однако их ассортимент очень узок и ткани с их применением малоинтересны для модельеров и дизайнеров, даже для масс-маркета. Чаще всего такой материал идет на промышленный текстиль.

Правительство утвердило объем субсидий для легкой промышленности

Несмотря на то что сейчас большинство видов синтетических тканей импортируется, сделан большой задел для создания собственного производства. Я имею в виду масштабный проект по выпуску тканей из синтетических волокон в городе Шахты Ростовской области. Технический текстиль и нетканые материалы обладают огромным экспортным потенциалом. Эта продукция востребована для нужд медицины, автомобиле-, авиа- и судостроения. Сейчас на этот рынок приходится порядка 30 процентов продаж отрасли. За последние пять лет объем производства нетканых материалов в нашей стране вырос в 8 раз. Как показывает опыт, на рынке ЕС, и особенно Германии, технический текстиль дает 50 процентов роста отрасли.

Сейчас мы полностью наладили импортозамещение в нетканых материалах, которые используются в медицине. Речь идет о широкой линейке перевязочных средств. Среди крупнейших производителей в первую очередь хотел бы отменить "Кинешемскую прядильно-ткацкую фабрику" в Иваново и "Емельянъ Савостинъ" в Рязанской области.

Продолжение беседы читайте в сегодняшнем выпуске "Российской газеты Бизнес".

Промышленность Минпромторг