Весь 2014 год внимание российских элит и российского общества было приковано к событиям на Украине: сначала - Киев, потом - Крым, затем - "русская весна" на юго-востоке, эпицентром которого стал сражающийся Донбасс. Но главным событием уходящего 2014 года для российской политики стало воссоединение с Крымом и Севастополем. Именно это историческое событие, необратимо разделившее современное развитие России на "до" и "после", стало отправной точкой Послания-2014.
В. Путин не просто подтвердил статус Крыма как составной части России. Это было сделано в таких формулировках, которые исключают саму возможность превращения его дальнейшей судьбы в предмет любых международных переговоров (исторический корень русской цивилизации и государственности). "Священной землей" и судьбой соотечественников не торгуют. "Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда". Российский Крым - один из важнейших политических итогов 2014 года. И президент России расставил "последние точки над "и" в этом вопросе.
Разговор об Украине стал таким же безальтернативным для Послания-2014, как и тема Крыма, и точно так же велся через призму подведения итогов. Основные вехи развития внутриукраинского политического кризиса были изложены достаточно полно, но тема Украины оказалась лишена самостоятельной ценности. Прозвучало лишь напоминание, что Россия не ставит под вопрос право Украины на самостоятельную государственность, но остальные составляющие российской позиции остались за скобками.
В Послании-2014 Украина присутствует преимущественно в контексте отношений с Западом, как напоминание об уроках истории. И для обоснования неожиданного вывода: дело не в Украине ("если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России"). Трагедия соседней страны была выбрана как иллюстрация результатов "политики сдерживания" России, проводимой странами Запада, прежде всего США. Политика Запада в отношении России в 1990-е годы получила жесткую оценку ("нас с удовольствием пустили бы по югославскому сценарию распада и расчленения"), а ее инициаторов российский президент уничтожающе сравнил с Гитлером. Активизация "политики сдерживания" России, переход ее из латентной фазы в открытые формы - один из важнейших итогов 2014 года. Но и Запад со своей политикой также не оказался в центре Послания. Указав на историческое измерение "политики сдерживания" ("придумана не вчера"), В. Путин по существу определил ее как постоянный фактор отношений с Западом. Принципиальный отказ на деле, а не только на словах рассматривать Россию в качестве равноправного участника международного сообщества - не результат конфликта вокруг Украины, а длительная историческая традиция.
Политическое соперничество Запада с Россией, как и сотрудничество, обычно достаточно специфическое, - только форма проявления геополитических и цивилизационных различий. Этот факт нужно понять и принять как константу российской истории и политики. Статус равного партнера в мировой политике не дается автоматически, его приходится завоевывать. А будучи завоеван, он периодически оспаривается. Вот по этим причинам "для России реальный государственный суверенитет - абсолютно необходимое условие ее существования".
Таким образом, вопреки многим первоначальным оценкам, тема Запада в Послании оказалась такой же факультативной, как и тема Украины. Она была использована для доказательства императивного характера реального государственного суверенитета для существования России. Главная задача Послания-2014 - обеспечить смещение смыслового центра российской политики в среднесрочной перспективе с внешних проблем на внутренние. Кризис на Украине будет переходить из одной стадии в другую, отношения с Западом на обозримую перспективу останутся непростыми, но нет необходимости на этом "циклиться", ввязываться в политическую конфронтацию и новую гонку вооружений.
Позиции российского руководства и российского общества по этим вопросам определились, разработаны и запущены в дело соответствующие стратегии и механизмы. Изоляция невозможна (внешний мир открыт и взаимозависим, Запад - разный, да и внешний мир Западом не исчерпывается). Санкции не способны обрушить российскую экономику (хотя и могут нанести определенный ущерб). "Добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится".
По-видимому, в этой же логике в тексте Послания ни разу не была упомянута Новороссия. Политические результаты "русской весны" необратимы, темпы и формы их дальнейшего развития определяются процессами на Украине, а не частотой упоминаний о них в выступлениях российского руководства. Ситуация на Донбассе продолжает оставаться в сфере пристального внимания (об этом говорит интервью российского президента после встречи с Ф. Олландом в Москве), а сам термин "Новороссия" никуда не исчез из политической лексики государственных телеканалов.
Реалистическая альтернатива "зацикливанию" на конфликтах - новый политический курс, предложенный в основной части Послании-2014 и сконцентрированный на решении широкого комплекса задач экономического и социального развития страны. Обострение отношений с Западом было предложено использовать в мирных целях, преобразуя внешнее давление в источник внутреннего развития. Наиболее четко задача на ближайшие несколько лет была сформулирована в экономическом блоке Послания. Свобода граждан провозглашается главным ресурсом развития. В экономике это означает прежде всего расширение возможностей для бизнеса. На встрече с правозащитниками В. Путин назвал Послание-2014 сигналом в поддержку свободы предпринимательства.
Поставлена задача: убрать препятствия для экономического роста. Был предложен целый пакет конкретных мер: амнистия капиталов (по оценкам - хорошее дополнение закона о деофшоризации, вместе они могут принести позитивный эффект по возврату вывезенных капиталов); четырехлетний налоговый мораторий для бизнеса; ограничение проверок бизнеса; оптимизация расходов федерального бюджета: ежегодное снижение издержек и неэффективных трат бюджета не менее чем на 5% в ближайшие три года; новые меры по поддержке Дальнего Востока (предоставление Владивостоку статуса морского порта с облегченным таможенным режимом, докапитализация Фонда развития Дальнего Востока, распространение особых условий по закону о территориях опережающего развития); программа докапитализации ведущих российских банков из средств Фонда национального благосостояния; стимулирование импортозамещения (разработка программы поддержки несырьевых компаний со стороны ВЭБа, РФПИ и других институтов развития; создание специального координационного центра в рамках правительства для увязывания реализации основных нефтяных, энергетических и транспортных проектов крупных компаний с размещением заказов на российских предприятиях) и др.
В какой системе координат можно квалифицировать новый политический курс? В период подготовки Послания появились различные прогнозы на эту тему. Наибольшей популярностью пользовались два варианта: "новый НЭП" и "новая либерализация". Содержательные различия между ними достаточно условны, разница скорее в исторических ассоциациях. Но при ближайшем рассмотрении оба оказываются неадекватными. Вариант с "новым НЭПом" отпадает сразу. И совсем не потому, что власти в действительности не хотят или не смогут этого сделать.
Это вариант выглядит неуместным и откровенно абсурдным. Советский НЭП закончился полной ликвидацией частного предпринимательства. Современная Россия - страна рыночной экономики, которая открыта внешнему миру (ограничения в виде санкций созданы иностранными правительствами). Между российским государством и российским бизнесом отсутствует идеологический конфликт. Главные ценности бизнеса были провозглашены в Послании составной частью консервативных ценностей: "Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства - это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны".
Но это и не "либерализация", по крайней мере в упрощенном ее понимании. Государство не капитулирует перед бизнесом, оно остается активным участником экономики и социальных отношений. Из текста Послания следует, что "философия общего дела", которую необходимо утвердить в отношениях государства и бизнеса, предполагает "ответственность, соблюдение закона и обязательств" в деловой среде.
Императив добросовестного поведения распространяется и на чиновников. Текст Послания обещает повышенное внимание к исполнительской и финансовой дисциплине на государственной службе и в секторе госкомпаний. "Хочу, чтобы все понимали: в нынешних условиях - это ("неорганизованность и безответственность", "привычка "закапывать в бумагах" исполнение принятых решений". - А.З.) не просто тормоз на пути развития России. Это прямая угроза ее безопасности"; "Как прямой удар по национальной безопасности надо рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ и работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма".
Самостоятельное направление политического курса - активные усилия государства по повышению качества жизни российских граждан (продолжение демографической политики, конкретные меры по развитию здравоохранения и образования). На эти цели могут быть направлены резервы, которые в настоящее время заперты в неэффективном финансировании госзакупок и госкомпаний. Партнер государства в реализации нового политического курса - не только бизнес, но и структуры российского гражданского общества. Четкие политические сигналы - использование предложений ОНФ при подготовке Послания-2014 и встреча В. Путина с правозащитниками на следующий день после его оглашения.
Новый политический курс уместно квалифицировать в категориях, в которых он описывается в Послании-2014, а именно как приведение масштабов и качества российской экономики в соответствие с геополитическим местом и исторической ролью России. Это означает, что весь комплекс проблем, связанных с переходом на траекторию суверенного развития, призван стать новым смысловым центром российской политики на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Содержание президентского Послания - это не только обозначенные в нем основные направления экономического и социального развития, не только идеи и проекты, не только просьбы к членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы по конкретным вопросам и конкретные поручения правительству. Это еще и настроение, эмоция, энергетика. Определяющим настроением Послания-2014 стал исторический оптимизм. В Георгиевском зале Кремля выступал политический лидер, уверенный в своей правоте и в силе страны, которой руководит. Представление Послания президент начал со слов благодарности российским гражданам за поддержку. И это не просто дань вежливости.
Поддержка большой страны с самого начала была главным источником политической силы В. Путина. Она стала фактором геополитики, превратив российского президента в лидера мирового масштаба, вывела на первые рейтинговые места в откровенно враждебных зарубежных СМИ. В. Путин начинал как "президент надежды", сейчас отношение к нему в российском обществе определяется результатами усилий последующих 14 лет. Преображающаяся страна, преодолевшая хаос, замешательство и унижение. Новый облик российской армии ("вежливая", но грозная сила). Новое качество российской экономики. Повышение уровня жизни и социального благополучия российских граждан. Новые возможности Российского государства. Модернизация политической системы страны. Новые институты и механизмы, позволяющие государству и обществу работать совместно. Возвращение гордости за свою страну в российское общество, морали и ценностей справедливости - в российскую политику. Вместе с ними "вера" и "правда" возвращали себе способность превращаться в реальную силу.
Многое из перечисленного осталось за скобками Послания или было намечено пунктиром. Но все это определяло контекст, который делал исторический оптимизм перед лицом будущих вызовов обоснованным и востребованным. "Наше развитие зависит прежде всего от нас самих". "Верим в себя". "Многое можем и всего добьемся".
Обращение Владимира Путина с ежегодным посланием к Федеральному собранию