Документ, работа над которым заняла около пяти лет, стал первым официальным анализом программы ЦРУ, действовавшей при администрации Джорджа Буша-младшего после терактов 11 сентября 2001 года, и позволявшей задерживать подозреваемых в терроризме, отправлять их в секретные тюрьмы за рубежом и подвергать пыткам, чтобы получить сведения об "Аль-Каиде".
Однако в ходе изучения материалов ЦРУ в сенате пришли к выводам, что "жестокость агентов вышла далеко за рамки дозволенного законом", в частности, широко применялись таки методы как имитация утопления, принудительное питание ректальным путем, депривация сна, заключение в тесные пространства, оскорбления. Руководство ведомства со своей стороны "десятки раз предоставляло неверную информацию и вводило в заблуждение" Белый дом и конгресс о применяемых к заключенным методам и их эффективности. Более того, спецслужба пыталась "препятствовать и избегать надзора", уничтожая видеозаписи допросов. В частности в докладе имеется ссылка на внутреннюю инструкцию ЦРУ, предписывающую держать сведения о пытках в секрете от бывшего тогда госсекретарем США Колина Пауэлла. В качестве примера дезинформации 38 страниц доклада занимает таблица, демонстрирующая регулярные несостыковки в публичных заявлениях бывшего тогда директором ЦРУ Майкла Хейдена (2006-2009) со сведениями из внутренних документов ведомства.
В одной из секций подробно описывается "работа" с задержанным в 2002 году в Пакистане Абу Зубайда. Он получил травмы при задержании и в целом шел навстречу агентам во время совместных допросов ФБР и ЦРУ. Потом его перевели в секретную тюрьму ЦРУ в Тайланде, 47 дней держали в полной изоляции, а затем "спецы" из ЦРУ подвергли его жесточайшему допросу: задержанного били об стены, заколотили в гроб, имитировали утопление до тех пор пока его не начинало тошнить, бить в конвульсиях. "Допрос" в таком ритме продолжался 17 дней. В "гробу" Зубайда провел более 300 часов, а тонул в общей сложности 83 раза. Происходящее вызвало вопросы даже у наблюдавших за этим агентов ЦРУ, однако направленное в штаб-квартиру уведомление о том, что "методы вот-вот выйдут за пределы дозволенного", вызвало холодную реакцию руководства, давшего указание "не спекулировать".
В докладе содержатся сведения о всех 119 задержанных в рамках этой программы, из которых по меньшей мере 26 человек были арестованы по ошибке или по ложным наводкам. Несмотря на это, "агентов крайне редко привлекали к какой-либо ответственности за происходившее".
Наиболее же болезненный для ЦРУ вывод в том, что применение жестоких методов допроса, которые признал пытками даже президент Барак Обама, "не стало эффективным способом получения разведданных". "Сильно преувеличенными" либо и вовсе фальшивкой называются аргументы сторонников программы, в частности Майкла Хейдена, заявлявшего, что пытки позволяли получать важную информацию о борьбе с терроризмом, например, выйти на след лидера "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена.
В ЦРУ заявили, что намерены в ответ опубликовать собственный документ и указывают на якобы имеющиеся в докладе сенатского комитета многочисленные недочеты. Президент Барак Обама поблагодарил спецслужбу за усилия в борьбе с "Аль-Каидой", однако заметил, что "такие методы допроса не соответствуют американским ценностям и нанесли вред имиджу США, контртеррористическим усилиям и работе с партнерами".
Полный доклад был подготовлен конгрессменами-демократами сенатского комитета по разведке и занимает около 6 тыс страниц, однако достоянием общественности стала 500-страничная "выжимка" из него. Председатель сенатского комитета по разведке Дайэнн Файнстайн давно настаивала на публикации документа. В ЦРУ эти планы воспринимали в штыки. Такую же позицию занимали и члены республиканского меньшинства в комитете, поскольку разоблачения "зверств" администрации Джорджа Буша-младшего, который был выдвиженцем республиканской партии, им ни к чему.
Несмотря на то, что администрация Барака Обамы в целом поддерживала идею публикации, на минувшей неделе госсекретарь Джон Керри обратился к Файнстайн с призывом пересмотреть время обнародования данных, мотивируя это тем, что в разгар военной кампании США против исламистов в Ираке и Сирии это может поставить под угрозу жизни остающихся в руках экстремистов пленников, а также дипмиссий за рубежом.