17.12.2014 15:53
Культура

Наталья Крачковская: Слава одиночество не развеет

Гость "СОЮЗа" - заслуженная артистка России Наталья Крачковская
Текст:  Александр Ярошенко (yaroshenko68@mail.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №47 (675)
Откровенные признания любимой миллионами актрисы о жизни и смерти, о ролях и политике. В ее биографии немало грустных, страшных и тяжелых страниц, но люди привыкли ждать от нее искрометного юмора и задорных шуток.
Читать на сайте RG.RU

"Наташка артисткой будет!"

Детство?.. Войну очень хорошо помню. Маму в войну не помню, она уезжала на гастроли, сестру забрала, а я оставалась у бабушки. Бомбежки хорошо помню, как эта "сигара" с воем летела, а за ней ярко-красный свет. Помню, как меня, горящую от кори, бабушка тащила в бомбоубежище. Глаза прикрою и вижу все это.

Помню, как отец из армии приезжал с целым рюкзаком мандаринов, его колени помню, я с них не слазила. Еще запомнила аллею, по которой уходил папа. Больше я его не видела никогда, он погиб после 9 мая 1945, когда уже не должны были погибать.

Как белорусский парень нашел свою судьбу в Карелии

Я подслушала, как бабушка разговаривала с соседкой, она не знала, как маме об этом сказать. Я тут же подбежала к матери с криком, что папку нашего убили.

Помню материнский крик… (плачет)

Запомнила, как приходил режиссер Таиров, как он гладил маму по спине и уговаривал ее играть спектакль. Знаю, что мама в этот день вышла на сцену, она играла Машу в "Чайке".

Надо ли играть в такие моменты жизни? Это мужество, мужество актерское и человеческое. Другого определения у меня нет. Знаете, когда у меня умер муж, так чтобы не сойти с ума, я в этот день стала мыть стены. Мысли как черви в голове копошились, а я с остервенением набросилась на эти стены и неистово драила их.

Вообще детство у меня было счастливое, несмотря ни на что. Я была любима, много времени проводила с дедушкой и бабушкой, мама большую часть жила отдельно, у нее не было своего жилья. Она жила при театре, за кулисами…

Но мы периодически виделись и общались, а когда мне исполнилось пятнадцать лет, маме дали большую комнату в коммуналке и мы стали жить вместе. Я не могла с мамой муркаться, тереться об нее, ластиться к ней. Не могла. Не было у нас такого контакта.

Когда мы стали жить вместе, я была уже сформирована как человек, со своим внутренним миром, переубедить меня, как-то повлиять уже было невозможно. Не было у меня к ней душевной привязанности, но это не моя вина и не ее. Так сложилась жизнь.

Мы жили вчетвером: с нами еще жил муж матери, которого я просто терпеть не могла. Он был слабый человек, пил, обижал мать…

Я его не принимала напрочь. Даже замуж выходила не из дома, а от тетки. Его видеть не хотела.

Не было у меня теплого дома, где и мама и папа, где счастье живет. Мама у меня была тихая, добрая и не очень счастливая…

Когда я вышла замуж, то жила рядом с ней, но никогда ничем с ней сокровенным не делилась. Все переносила в себе. Я всегда была одинока. Внутренне. Не случилось у меня в жизни подруги - в полном смысле этого слова. Сейчас тоже до конца ни перед кем раскрыться не могу, наверное, возраст не дает.

Друзей настоящих заводят в молодости, вернее, в юности.

Почему девочка решила стать артисткой? Опять война виновата. Мне еще совсем ребенком хотелось выступать перед военными, хотелось их рассмешить. Мне казалось, что если они будут улыбаться - им не будет так больно. Ощущение, что больному или раненому солдату нужны мои танцы и песни, осталось со мной на всю жизнь.

И потом, я ребенок закулисья. С детства видела, как работают актеры, как из ничего получается что-то.

Анна Снаткина: Рождение ребенка изменило меня

Мать, узнав о моем решении, была категорически против. Она мне говорила: "Наташ, ты же видишь, как мы живем?" А жили мы небогато.

Вообще выучиться на артистку невозможно, тут или дано или не дано. Бывает так, смотришь на человека и думаешь: "А мог бы ты сыграть то, что он говорит, как он говорит?" Изнутри хочется. Понимаете, нельзя научить человека чувствовать. У меня артистка внутри жила с самого детства, мне девчонки-ровесницы лет в десять говорили: "Наташка артисткой будет".

"Грицацуева не дура!"

Моя мадам Грицацуева?..

Когда Леонид Гайдай меня увидел, сказал сразу: "Она!" Я не хотела сниматься. Когда прочитала в сценарии, что мадам Грицацуева - женщина необъятных размеров с арбузными грудями, то как-то пыхнула вся изнутри. Как можно такую играть?!

Когда поделилась своими сомнениями с мужем, он меня спросил: "Наташ, ты себя в зеркало видела? Это же ты!"

Я взбесилась, на мужа чуть не с кулаками. Не разговаривала с ним. Потом подумала и… поехала к Гайдаю…

На пробах со мной был какой-то молодой грузинский актер, у которого кроме фактуры ничего не было, он что-то блеял невпопад и все. Пришлось брать инициативу в свои руки. На меня с трудом надели платье, которое на спине не сходилось, спину прикрыли павлопосадским платком. Я как разошлась, платок долой с плеч, вся группа со смеху и упала. Гайдай смеялся громче всех, как мальчишка. Я была тут же утверждена на роль мадам Грицацуевой.

Я свою мадам люблю, она трогательная. Нет, она не дура, просто ей очень хотелось любви. Очень! Поэтому она с такой любовью и нежностью говорила: "Товарищ Бендер…", так щемяще-просяще. Ей так хотелось отдать всю свою нерастраченность этому человеку! Но не получилось…

Где краски брала для этой роли? Не знаю. Я в сути своей не злой человек, родилась большой и доброй. И потом, женщина всегда дарит себя, так устроена женская природа. Хотя убеждена, что женщина значительно сильнее мужчины. Внутренне сильнее, порой при всей хрупкости в ней столько силы, но при этом ей безумно хочется спрятаться за теплой широкой спиной. Спрятаться и ничего не бояться. Такова природа женская. А все эти феминистки, которые порой вылезают черт знает откуда - это афизиологичные для женской сути деятели.

Женская природа в полной мере есть и у меня, и я ее могу показать. Вот в роли мадам Грицацуевой я ее и показала. За это народ ее и полюбил.

После выхода картины я не проснулась знаменитой. Да, меня стали узнавать на улицах, и не буду скрывать, мне это нравилось и нравится. Но такого обвала, ухода земли из-под ног - не было и нет.

Киностудии "Беларусьфильм" исполнилось 90 лет

Вообще, по земле надо ходить. Когда люди начинают от нее отрываться, случаются большие трагедии. Слава Богу, звездой я не стала. Никогда не считала себя таковой. Нос задирать - это последнее дело. Знаю, что я хорошая артистка, знаю, что многое могу в профессии. Но не более. С любой продавщицей, проводницей могу поговорить обо всем, я такой же человек.

Бывает, что людское любопытство раздражает, я на себе чувствую тонны пристальных взглядов, привыкла к этому. Но порой срываюсь, недавно в магазине одна тетка смотрит на меня как аппарат УЗИ, до селезенки. Не выдержала и говорю ей, туда смотри. И показываю пальцем в противоположную сторону.

Сорвалась!.. Правда потом подошла к ней, извинилась.

Но популярность помогает жить, я, бывает, ею и пользуюсь. В России живем. Что тут лукавить?..

Гайдай шагает впереди

Кто для меня Леонид Гайдай?

Знаете, у меня две жизни. Одна домашняя, которая для меня в разы главнее профессиональной. Другая жизнь, жизнь артистки, без которой я не могу. Так вот, в актерской жизни Гайдай для меня самый главный человек. Ту Крачковскую, которую вы знаете, из меня сделал Леонид Иович Гайдай, я это помнила, помню и буду помнить всю свою жизнь. Но я никогда не ставила актерскую жизнь на самый высокий пьедестал судьбы. Я не из тех актрис, которые сожгут дом ради роли. В первую очередь я мама, бабушка, а потом уже все остальное. Мой сын, мой внук - главные люди в моей жизни.

С мужем прожила двадцать пять счастливых лет. Даже ни разу не поругались. Я ругалась и посуду била. Он стоял, молчал и спрашивал: "Наташ, обедать-то будем?" На этом все семейные бури и заканчивались.

Хорошая ли я мать? Сейчас да. Сегодня для меня мой сын и его семья - самое главное в жизни, все остальное отошло на тридцать восьмой план. В молодости было несколько иначе, могла сказать: "Сыночка, давай пока, потом, маме некогда!" - и побежала на съемку… Было такое, чего уж скрывать?

Все разговоры о том, что большим артисткам не нужно рожать детей, считаю глупостью несусветной. Слава одиночество не развеет. Роли не обогреют и не утешат, сделают это только родные и близкие люди.

Домой пришел, а слава твоя осталась в кулисах. Ты один! Это ужас… А когда есть семья, пришел - не знаешь, за что хвататься, надо и помуркаться, и поластиться, и отшлепать, и проконтролировать. Моя любимая работа, на которую я ходила как на праздник, всегда шла и идет после семьи. От этого работа кажется еще слаще. Главное - баланс найти и не переходить его. Поверьте, это совсем не трудно.

Поэтому рассуждения о жизни, без остатка положенной на алтарь искусства, я считаю враньем и лукавством. За такими разговорами обычно виден очень неприглядный задний план, там такие рыдания в подушку среди ночи…

Кстати, о великих. Мне довелось сниматься в картине "Русский сувенир" с Любовью Орловой. Помню, когда мы с ней встретились, она пригласила меня к себе в грим-уборную, внимательно расспросила о моей жизни. Потом говорит: "Наверное, хочешь быть худенькой и играть главные роли героинь-красавиц?"

Да, хочу, честно ответила я. На что она мне ответила: "Наташа, в тебе есть индивидуальность. Тоненьких статуэток очень много, поверь. А ты такая одна. Оставайся самой собой". То же самое мне говорила и Фаина Раневская.

Орлова не была холодной, недосягаемой звездой, она мне показалась не очень счастливым человеком, с грустными, уставшими глазами. Уже возраст поджимал ее. Никогда не поверю, что Любовь Петровна не хотела, чтобы рядом был родной и теплый комочек, ребенок. Ни-ког-гда не поверю.

Ее муж Григорий Александров был очень приятным, вежливым, ровным интеллигентом, но броситься к нему на шею не хотелось.

Зависть в нашей профессии? Ее не больше и не меньше, чем в журналистике или у работников библиотеки. Природа человеческая состоит из многого, в том числе и из зависти. Тут главное - вовремя остановиться, чтобы зависть тобой не правила, ну позлишься, позавидуешь, потом плюнешь на все и дальше живешь, забыв о том, о чем ты хотел, завидовал и к чему рвался.

Талантливые люди - не жадные. Сколько бы ни отдал - придет еще больше.

Не выношу тех, кто обижает слабых, которые за себя постоять не могут. Меня это убивает навылет. Предательства даже в мелочах тоже не могу простить. Жизнь соткана из мелочей. Никогда не стану выяснять отношения. Разборки устраивать - боже сохрани! Я просто перестану общаться. Если человек так ведет себя от обиды - это одно, а если из-за его мухоморного характера, то это совсем иное.

Я женщина, живая. Могу потрепаться, даже посплетничать, но слова и проступки с примесью зла - это не для меня.

"Меня не надо жалеть"

Откуда силы берутся? Силы беру в желании жить. Для меня самое главное - не быть никому в тягость. Это ужасно, когда тебя начинают жалеть. В жалости я вижу некую поверхностность, торопливость. Пожалеть и дальше побежать. Думаю в таких случаях, зачем ты это сделал? Ты же причинил мне боль.

Или пустое до звона: "Как ты себя чувствуешь?" Всегда отвечаю громко и особенно внятно: "Я прекрасно себя чувствую!". А когда начинают охать рядом со мной, просто сил нет все это терпеть и слушать. Не охай, у меня не столько болячек, сколько ты охаешь!...

Чего от жизни хочу? Многого. Я еще много чего не успела. Поработать еще хочу. Хочу картину, в которой я бы прожила интересную жизнь. Пусть даже стерву сыграть, но чтобы у нее была душа. Совсем отрицательную роль играть не хочется, да и не смогу я суку сыграть.

Хочу, чтобы мой сын и мой внук были счастливы, много добра своим мальчишкам хочу.

Когда молюсь Богу, то всегда прошу только для своих близких. Себе прошу не много, чуточку побольше здоровья, чтобы я могла еще пожить. Куда-то съездить и роль сыграть, поработать.

Сидит во мне актриса. Даже в инвалидном кресле хочу сниматься.

Болезнь, конечно, здоровье отнимает. Но я осталась прежней Натальей Крачковской, бывают минуты и дни, когда совсем плохо, когда небо меньше овчинки кажется, но на людей не кидаюсь. Они не виноваты, что мое здоровье подводит. Виснуть на человека со своими проблемами - это не для меня.

Украденный Пушкин

Я урожденная Белогорцева, из княжеского рода. Но в советское время в семье об этом вслух даже говорить боялись. От бабушки мне достался бесценный дар - автограф Пушкина! Прижизненное издание "Евгения Онегина", на титульном листе которого рукой автора были написаны теплые строки, посвященные женщине, и стояла его подпись. Размашистая. Пушкинская.

Эту драгоценность у меня украли лет двадцать назад: при переезде исчезла коробка с этой книгой. Вообще, это целое состояние в материальном измерении и абсолютно бесценно - в духовном… Больно очень об этом вспоминать и тем более говорить.

Почему я в инвалидном кресле решилась прилететь на Дальний Восток, на фестиваль "Амурская осень"?

Врачи всегда запрещают. Я к этому уже привыкла. Помню, как через десять дней после инфаркта полетела во Владивосток. Я всегда врачам говорю в таких случаях: не знаю, насколько я сокращу жизнь в вашем понимании, а в моем я ее продлеваю. Чего мне сидеть дома, кукситься и с тоской смотреть в окно?

Прислушиваться, кольнет или не кольнет? Боже сохрани.

Да, у меня нет звания народной артистки России. Думаю, что чиновники, от которых это зависит, даже не в курсе, что у меня нет этого звания. Ну, сами посудите, можно ли найти более народную артистку, чем Наталья Крачковская? Думаю, искать будете долго! (хохочет).

Но чтобы получить его, надо много ходить и пробивать. Мне это не нужно, я совершенно искренне это говорю.

Главное, как к тебе зрители относятся. Можно объявить: "народная-пренародная", "лауреат-разлауреат" - и будет два хлопка. А можно просто сказать "Наталья Крачковская", и зал встает. Простите, но со мной так и случается.

Единственно, чем народная отличается от не народной, это когда место на кладбище делят. Народным получше дают…

Я и об этом думаю. Хочется, чтобы сыну было полегче ездить ко мне на могилу…

Есть ли жизнь за той чертой? Хочу в это верить. Точнее - верую в это, так легче жить.

"Диеты - это ужас…"

Худела ли я? А как же! Постоянно худею! (хохочет). Недавно снова похудела аж на семнадцать килограммов. Диеты - это ужас. Есть то, что предлагают диетологи, обычно невозможно.

Говорю как на духу: я никогда не страдала от своего веса. Похудеть нужно для физического состояния, но страдать от этого? Никогда! И всю жизнь вокруг меня мужики! Не каждая стройняшка может этим похвастаться. Дело не в "физике", а в душевном состоянии, в энергетике. Я всегда любила и люблю пошутить, посмеяться, позубоскалить! Я всегда естественна, сейчас передвигаюсь в коляске и с палочкой. Но никогда не стесняюсь показываться на людях, на публике. Да, вот такой период жизни теперь у меня. И я такая, какая есть. У меня в сердце пять стентов стоит, поэтому живу, и счастлива. Как спасаюсь, когда плохо? Всегда про сына думаю, что Ваське будет без меня плохо, давай вылезай, выкарабкивайся - и выкарабкиваюсь.

"Без России меня не будет"

Политика это не мое. Никогда ею не занималась и не буду по одной простой причине: я не умею этого и ничего в этом не понимаю. Я политически необразованна и образовываться мне уже поздно, да и ни к чему.

Знаете, как-то решила я заняться огородничеством, вскопала грядку на даче, чего-то там насажала, время проходит - ничего не растет. Я еще раз все перекопала, посадила, снова мимо. Думаю, идрит твою налево, чего я землю уродую, она мне мстит и ничего на ней не всходит. Пойду я лучше концерт отработаю, и куплю лучше у тети Маши на рынке все, что мне нужно. И мне хорошо, и тетя Маша довольна, и земля не сердится.

Эмир Кустурица: Я вдохновлен Минском

Так вот и в политике. Каждый должен заниматься своим делом. Если бы у нас в стране каждый занимался своим делом, то был бы рай, а не страна.

Но еще "пять копеек" про политику добавлю, я уважительно отношусь к Владимиру Путину. Считаю его сильным, волевым человеком. Никогда не забуду, как он шел на своей инаугурации, шел мужик в полном смысле этого слова. В полную ногу шел. Я это очень четко увидела и запомнила. Я не видела, чтобы так ходили прежние наши президенты. Этот шел работать.

Я нигде бы не смогла бы жить кроме России. Я русская! И этим все сказано. Мне нужен мой лес, мои убитые дороги, мой воздух! Ничего другого для меня не существует.

Что мне та Европа? Для меня главнее моя лапотная, старая Россия. Россия -это русский человек! Без него меня не будет.

Россия разная бывает, порой неприбранная и расхристанная, но брось клич - она вся сойдется, вся на помощь придет. А холодная Европа жалюзи опустит. Вот такой коленкор. Мы если посылаем, так по матушке, а принимаем - так шире Волги. Вот в этом и есть весь русский народ, а я его неотъемлемая часть.

Никогда не будет в России той гламурной цивилизации, той приторной улыбчивости. Россию нужно принимать такой, какая она есть.

Я очень много видела русских эмигрантов, и очень мало встречала среди них счастливых людей. Они благополучны материально, но в глазах у всех тоска. Глубочайшая тоска!

Я очень хорошо понимаю нашу жизнь! Я часть этой жизни. И ничто меня в ней не раздражает. У меня под окном обыкновенная московская школа: гул, гам, крики, звуки клаксонов - это все у меня за подоконником с сентября по июнь. На втором этаже над всем этим живет немолодая артистка, которая часто поздно возвращается со спектаклей и выступлений, которая засыпает часа в три ночи. И просыпается от шума в восемь утра. Порой, не выдержу и матюгнусь про себя, но безропотно принимаю эту действительность.

Надо мной жила как-то молодая пара, так они такое устраивали. Люстра на потолке качалась! Ругаться по этому поводу? Боже сохрани! Беруши в уши и сплю. У них молодость. Она, зараза, быстро проходит…

Справка "Союза"

Наталья Крачковская, заслуженная артистка России. Родилась в 1938 году в Москве. Снялась более чем в 100 фильмах. Картины, которые любят миллионы и поколения: "12 стульев", "Иван Васильевич меняет профессию", "Калина красная", "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота", "Человек с бульвара Капуцинов".

Наше кино Драматический театр