Такие пункты записаны в проекте постановления пленума Верховного суда, который вчера обсуждался.
Это постановление - некий упреждающий удар. Еще не успели до конца заработать новые поправки в законодательство об ОСАГО, а Верховный суд на основании судебной практики и с учетом этих поправок уже начал формировать систему регулирования. Задача важная - обеспечить единообразие в решении судов разных инстанций.
В постановлении определено, какие суды и в каких случаях могут заниматься такими делами, а также чем они должны руководствоваться при вынесении решений.
Согласно поправкам в закон об ОСАГО теперь предусмотрен претензионный порядок. Если автовладелец не доволен выплатой или скоростью решения его проблем, то для начала он должен направить претензию страховщику. А если он не получил ответа в установленные сроки или получил ответ, который не устраивает, только тогда он может подавать в суд.
Верховный суд в проекте постановления четко определяет, что даже если страховая компания привлекается в качестве соответчика, то без обязательной попытки досудебного урегулирования иск будет отклонен. Это правило касается случаев, наступивших после 1сентября.
Также в проекте постановления определено, что выдача страхового полиса - это доказательство заключения договора ОСАГО. Никаких дополнительных бумаг от автовладельца требовать не должны. Единственное исключение, если бланки полисов были похищены. Но в этой ситуации до наступления страхового случая страховщик, или брокер, или агент должны были подать заявление в уполномоченные органы.
Еще один плюс для автомобилистов: эксплуатацией транспортного средства считается все, что связано с его перемещением в пространстве, в том числе буксировка. Также ВС определил и место эксплуатации - везде, где автомобиль может перемещаться. До сих пор эти вопросы были поводом для долгих судебных разбирательств.
Также ВС напомнил, что размер страхового возмещения определяется в соответствии с Единой методикой, утвержденной Центробанком. При этом, если разница в оценке стоимости восстановительного ремонта между выплатой, произведенной страховщиком, и требованием истца менее 10 процентов - это статистическая погрешность. Такие иски рассматриваться не будут.
В то же время Верховный суд в проекте прописал, что к реальному ущербу, возникшему в результате аварии, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, относится также утрата товарной стоимости. Таким образом ВС поставил если не точку, то хотя бы запятую в давнем споре. Страховщики по-прежнему против такого подхода. Есть свои претензии к этому пункту и у некоторых участников пленума. Поэтому останется ли он в итоговом документе, пока непонятно.
Еще один полезный для автовладельцев пункт этого документа говорит о том, что предъявлять судебные иски к виновнику аварии потерпевший может только в том случае, если лимита выплат не хватило на восстановительный ремонт. Таким образом поставлена точка в другом давнем споре. Недовольные тем, что по ОСАГО учитывается износ деталей, предъявляли судебные претензии виновникам, чтобы они компенсировали разницу. Этим, кстати, злоупотребляли сами страховые компании, которые страховали машины по КАСКО. Теперь предъявить такой иск ни у кого не будет возможности.
И еще один момент, который пока не включен в проект, но при редакторской работе будет добавлен. Судьи предлагают взыскивать со страховщиков стоимость оплаты независимой экспертизы, если она понадобилась, сверх лимита выплат, установленного для ОСАГО. Связано это с тем, что если оплата ущерба по страховке находится на уровне лимита выплаты - а сегодня он составляет 400 тысяч рублей, - то оплата работы экспертов-техников сократит эту сумму. И это будет нарушением прав потребителя.