22.12.2014 00:54
Культура

Андрей Максимов: Если ты не подводишь итоги - итоги подводят тебя

Текст:  Андрей Максимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №291 (6563)
Я люблю придумывать пословицы народов мира. Хобби у меня такое. Народам мира ведь трудно, правда? Вот и хочется им помочь. Скажем, норвежская пословица: "Чтобы пройти по тонкому льду, надо идти быстро и не останавливаться", а еврейская: "Куда еврея ни посади, он все равно смотрит на дорогу".
Читать на сайте RG.RU

Но это-так - к слову. И вот придумал я пословицу, которая мне почему-то кажется английской: "Если ты не подводишь итоги - итоги подводят тебя". Я абсолютно убежден, что каждый человек должен подвести личные итоги года хотя бы для того, чтобы не сбиться с собственных ориентиров и чтобы в будущем идти по правильной дороге.

Андрей Максимов: Наш футбол лишили зрелищности

Эта моя колонка - последняя в уходящем году. Поэтому хочу подвести некоторые - повторяю - личные итоги, абсолютно не претендуя на объективность. Ведь колумнист отличается от неколумнистов только тем, что свои итоги может обнародовать. Надо воспользоваться такой возможностью.

Итоги буду подводить из области культуры, потому что политику уважаю, но сторонне: то есть стою в стороне и уважаю. Искусство как-то интересней, потому что воздействует сильнее...

Начнем с театра. "Улыбнись нам, Господи!" Римаса Туминаса в театре имени Вахтангова - не просто лучший для меня спектакль года, но театральное произведение, которое открывает новые горизонты (простите за пафос). Туминас настолько доброжелательный и живой (в смысле немонументальный) человек, что как-то неловко называть его великим. А он - великий. Он превращает спектакль в нечто иное, чему нет определения. Исповедь? Да, но не только. Действо? Безусловно. Философское зрелище? И это есть. Философская мелодрама? Можно и так. А вот одного определения нет. Для меня направление в современном театре задают не те режиссеры, которые превращают классические произведения в площадку для игры собственного ума, а именно Туминас: очень глубокий и очень искренний режиссер.

В кино для меня - это две картины двух братьев Михалковых: "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Михалкова-Кончаловского и "Солнечный удар" Никиты Михалкова. Понятно, что это две совершенно разные картины, но для меня они объединяются не родственными, а гораздо более глубинными связями: они сняты свободными людьми. Режиссеры рассказывают так и о том, как и о чем они считают нужным. Безоглядно. Художники словно выходят на центральную площадь города и кричат о главном, о том, что их волнует и что им болит. Причем делают они это, на мой вкус, очень своеобразно и талантливо. А это уже наше дело - услышать или нет.

Андрей Максимов: Диплом и аттестат - часто формальные документы

Понятно, что оценивать работу своих телевизионных коллег мне неудобно. Равно, как ясно и то, что для меня лично главным итогом была возможность работать в программе канала "Культура" "Наблюдатель", поскольку именно благодаря ей я смог общаться с невероятно интересными людьми самых разных возрастов и профессий.

И все-таки мой личный победитель телегода есть: это фильм Владимира Хотиненко "Бесы" на канале "Россия 1". Картина, которая доказывает, что телесериал дает возможность говорить серьезно о самом важном. Понятно, что у каждого русского человека свой Достоевский, и принять чужой взгляд очень трудно. Хотиненко не просто экранизировал знаменитый роман, не просто дал возможность зрителю увидеть поразительную игру актеров - хотя, конечно, все это очень важно. Для меня самое главное, что это - очень личное высказывание режиссера, что через Достоевского Хотиненко не испугался поделиться с нами чем-то очень важным для него самого, очень личным.

В литературе я бы отметил две книги: об одной говорили все, о другой - мало кто.

Первая - это роман Захара Прилепина "Обитель" - книга, возвращающая нас к высокому русскому роману, в которой есть поразительный русский язык и удивительные характеры. Да, это исторический роман, причем исторически достоверный. Но для меня главное, что это - произведение про людей, если угодно - школа познания человека.

Вторая - это книга известного израильского фотографа Дмитрия Брикмана "Увидеть увиденное". Формально говоря: это книга для тех, кто хочет научиться фотографировать, то есть буквально для всех, потому что сегодня у каждого в руке - телефон с фотоаппаратом, и каждый нет-нет, да и делает снимки. Но, по сути, это очень глубокая книга о том, как видеть мир, как остановить свой бег по жизни, чтобы вглядеться в те жизненные детали, которые, в сущности, и составляют для нас картину мира. Брикман учит не фотографов - он учит всех людей не просто смотреть, но видеть. Книга не только замечательная, но очень полезная.

Особняком стоит открытие Олимпиады в Сочи - поразительное художественное зрелище, показавшее, что для нас нет ничего невозможного и мы можем быть "впереди планеты всей", если только захотим.

Андрей Максимов: Не понимаю, зачем эвакуировать неверно припаркованные авто

Если же говорить об итоге самом-самом, то он для меня - в переполненных театральных и концертных залах, в очередях в кассу в книжные магазины...

Стоит ли много говорить о том, что мы переживаем сейчас не очень простой период? Но это не отворачивает людей от культуры и искусства, а, наоборот, разворачивает к ним. Я не помню, чтобы в иные годы столько людей приходило на презентации моих книг в книжные магазины. И дело не во мне. Дело в тяге людей к серьезным разговорам, в их желании осознать собственную суть и собственные смыслы.

Именно это позволяет мне вступать в будущий год с оптимизмом. Несмотря и вопреки.

Чего и вам желаю.

До встречи в 2015 году!

Культура