Какие задачи решит этот документ?
Закон направлен на то, чтобы стимулировать работодателей приглашать к себе отечественных специалистов и руководителей. Сейчас основная часть карьерных специалистов, ищущих себя профессионально, готовых строить карьеру, перемещаются по стране в три субъекта РФ. Это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Поддерживать работодателей в этих регионах нет смысла, это лишняя трата государственных денег. Закон создан не для таких работников и работодателей.
При этом в тех регионах, где реализуются крупные инвестиционные проекты, рабочих рук часто не хватает. Желающих ехать туда значительно меньше. Есть возможность привлечь дополнительных сотрудников в эти регионы с помощью финансового стимулирования. Государство готово взять на себя часть расходов работодателей на привлечение трудовых ресурсов.
Почему сотрудники не хотят ехать туда, где есть рабочие места?
Это сложно. Представьте себе, вы - высококвалифицированный специалист. Где-то в 2-3 тысячах километров от вас есть интересное рабочее место. Конечно, это заманчиво и интересно. Но переезжать трудно, дорого, и нередко даже увеличение зарплаты в два раза не стимулирует человека к тому, чтобы сменить место жительства. С помощью стимулирования мобильности населения у нас есть возможность облегчить для сотрудника переезд. Ему будет предоставлено жилье, подъемные средства, возможность устроить детей в детский сад или школу. Размер и количество предоставляемых благ ограничено только фантазией работодателя.
Как компании получат возможность компенсировать свои расходы?
Работодатели заключат с региональными властями соглашения, суть которых состоит в том, что они готовы участвовать в программе повышения мобильности населения. Субъект РФ утверждает программу. Это право каждого региона. В случае его включения в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, программа также согласовывается в порядке, установленном правительством РФ. Скорее всего, это будет межведомственная комиссия. Принятие и одобрение региональной программы на федеральном уровне является основанием для софинансирования из федерального бюджета средств, выделяемых работодателю на привлечение рабочей силы.
Какую сумму сможет получить работодатель?
На переезд каждого работника планируется израсходовать 300 тыс. руб. Из них 150 тыс. руб. - это федеральные средства, 75 тыс. руб. - это региональные средства. Сам работодатель должен будет потратить на эти цели еще 75 тыс. руб.
Если какая-то из сторон будет готова предоставить другой объем средств, помощь работодателю будет оказана?
Такие вопросы могут быть урегулированы на уровне постановления правительства РФ. Мы постараемся сделать так, чтобы наш механизм софинансирования затрат работодателя был мобильным и подстраивался под разные ситуации.
В региональных программах работодатели будут уже прописаны?
Да, в программах будут указаны конкретные работодатели, инвестирующие в экономику региона и готовые работать на таких условиях. Софинансирование затрат на привлечение персонала должны получить работодатели, которые платят за сотрудников все необходимые взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, ведут бизнес только "вбелую", у них нет задолженности перед бюджетной системой. То есть это будут устойчивые компании, которые качественно взаимодействуют с государством и полезны ему.
Можете назвать регионы, которые готовы создать такие программы на своей территории?
Есть общее представление, кто бы это мог быть, и мы сейчас постоянно работаем с субъектами РФ. Уже высказывались предложения из самых разных округов: из Центрального, Сибирского и с Дальнего Востока. Мы знаем регионы, которым участие в такой программе будет интересно. Их список сейчас готовится. Итоговый перечень будет утвержден постановлением правительства.
Будет ли проводиться проверка эффективности предложенного механизма помощи работодателям?
Мы рассчитываем, что первые регионы, которые получат финансирование от государства на привлечение персонала, будут "пилотными". Поэтому компаниям, которые решат участвовать в региональных программах, следует учитывать тот факт, что первый опыт работы с этим механизмом поддержки работодателей выявит какие-то недостатки.
Когда первые работодатели получат средства на привлечение сотрудников?
Реальным сроком, когда система предоставления средств работодателям заработает, я бы назвал четвертый квартал 2015 года. Закон разрабатывался по поручению президента РФ, и скоро его примут. Но одного закона недостаточно, для того чтобы система заработала. Работы еще много. Должны быть приняты правительственные акты, приказы, которые установят конкретные правила. И мы планируем эту систему выстроить в начале следующего года.
Переезд каких специалистов будет стимулироваться?
Конечно, речь идет о высокооплачиваемых сотрудниках. В этом случае затраты на их поиск и привлечение будут оправданы.
Есть ли какой-то механизм ответственности за получение средств? Ведь сотруднику может не понравиться работать на новом месте, он уедет, а деньги на его привлечение уже не вернуть.
Есть ограничение, направленное на длительность работы. Сотрудник должен проработать не менее трех лет в компании, заплатившей за его привлечение и предоставление ему комфортных условий. Большого риска нецелевого расходования средств работником нет. Я бы хотел пояснить, что финансирование выделяется работодателю, он контролирует его расходование. Поэтому сотрудник скорее пользуется предоставленными условиями, всей суммы на руки он не получает.
Сейчас все думают о сокращении коллектива в связи со сложной экономической ситуацией, а этот закон направлен на привлечение. Вовремя ли он принимается?
Проекты по развитию бизнеса всегда находят свою аудиторию. Всегда кто-то увольняет, а кто-то нанимает сотрудников. Поэтому наша инициатива, безусловно, своевременна. Именно в сложные времена компании учатся быть эффективными и производительными, в том числе делая ставку на высококвалифицированных специалистов. Объем средств на следующий год составляет 2 млрд рублей, что позволит способствовать переезду к новому месту работы около 13 300 человек.