Железнодорожники заявляют, что на данный момент убытки по Вологодчине составляют более 728 миллионов рублей, при этом компенсацию понесенных в результате тарифного регулирования потерь региональный бюджет не предусматривал начиная с 2012 года. Поэтому пригородные поезда в Череповец, Буй, Вожегу, Коношу и в обратном направлении передвигаться не будут.
В июле 2014 года перестали ходить электрички Вологда - Череповец и Череповец - Бабаево. Тогда были приняты оперативные меры по организации альтернативного перемещения пассажиров комфортабельными автобусами, расписание которых составлено с учетом движения отмененных пригородных поездов.
Кроме того, Региональная энергетическая комиссия провела натурные исследования пассажиропотока в пригородных поездах для расчета экономически обоснованного тарифа на оказываемые услуги в 2014 году. Он составил 5 рублей 20 копеек за 1 километр (52 рубля за десятикилометровую зону), что в два с половиной раза выше, чем сейчас. И эта сумма ощутимо скажется на затратах потенциальных пассажиров. Но данные предложения компанию-перевозчика не устроили.
Как поясняют эксперты, вся проблема в выпадающих доходах. Начальник службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре компании-перевозчика Сергей Пастернак заявил, что причина отмены электричек кроется в убытках, понесенных организацией. По его мнению, компания затрачивает на перевозку пассажиров на убыточных рейсах значительно больше средств, чем получает взамен от регионального правительства. С 2011 по 2013 годы предприятие перечислило в бюджет Вологодской области более 3 миллиардов рублей налогов. Однако в бюджете деньги на компенсацию убытков не закладывались, в связи с чем потери компании от перевозок по территории региона без учета 2014-го составили более 650 миллионов рублей.
В областном же правительстве считают, что железнодорожный тариф слишком завышен. И тем не менее, чтобы простимулировать прибыль перевозчика на нынешний год, повысили стоимость проезда за каждую 10-километровую зону. Теперь она равняется 22 рублям. Но это проблему в целом не решило, так как основные расходы по результатам деятельности компании - это услуги инфраструктуры и аренда подвижного состава, которые составляют более 70 процентов.
Постоянный спор между железнодорожниками и властями ведется уже четыре года. До этого за все отвечала сама компания. Если доходы от продажи пассажирских билетов падали, то их компенсировали за счет доставки грузов. В 2010 году провели реформу и перераспределили обязанности. Теперь железнодорожники предоставляют подвижной состав и инфраструктуру, региональные органы власти определяют, сколько электричек должно курсировать и с какой периодичностью, а компания-перевозчик обеспечивает передвижение поездов.
- Мы готовы компенсировать межтарифную разницу в объеме 22 миллионов рублей, но железнодорожники не соглашаются, - прокомментировал губернатор региона Олег Кувшинников.
Правительство региона обратилось в Арбитражный суд Ярославской области и второй апелляционный суд. Власти пытаются обязать железную дорогу заключить контракт на организацию пригородных перевозок. А департамент дорожного хозяйства и транспорта пока разрабатывает концепцию обслуживания жителей Вологодской области. Документ предполагает замену пригородных электричек автобусными маршрутами. При этом расписание их движения будет приближено ко времени отправления электропоездов, а учащимся высших и средних учебных заведений за счет областного бюджета предоставят 30-процентную скидку.
Три года назад в Вологодской области ходило 28 электричек. Но с 2012 года началась отмена пригородных поездов. Плюс стоимость проезда подняли с 14 до 20 рублей за одну зону (10 километров). Региональные власти посчитали этот тариф безубыточным для пригородной компании и возмещать выпадающие доходы не стали. В 2013 году перевозчик продолжал возить в долг, констатировали в РЖД. В этом году власти решили компенсировать убытки тоже по своим расчетам, которые посчитали некорректными в Федеральной службы по тарифам.
Суд уже подтвердил, что перевозчик имеет право прекратить движение до того как долг не будет погашен. Вопрос этот неоднократно рассматривался правительством. Субъектам было указано на недопустимость наличия обоснованной задолженности перед пригородными компаниями и поручено компенсировать выпадающие доходы. В итоге по графику движения на 2014-2015 годы в Вологодской области будет остановлено движение 20 электричек.
Подготовила Татьяна Шадрина