В течение трех месяцев с культурным визитом в стране побывали Московский государственный академический театр танца "Гжель", Квартет имени Бородина, Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова… И вот финальный аккорд - в Нью-Дели, в зале Siri Fort Auditorium, в "Пахите" и "Баядерке" в качестве солиста выступил известный российский танцовщик Сергей Полунин, просто заворожив искушенную искусством танца индийскую публику. Корреспонденту "РГ" удалось встретиться с Сергеем во время фестиваля…
Сергей, как, по-вашему, индийская публика восприняла русский балет?
Сергей Полунин: Классический балет не может не понравиться. Это сложный мир, но качество исполнения всегда должно быть на высочайшем уровне.
Публика принимала вас необыкновенно тепло…
Сергей Полунин: На самом деле, это поразительный факт, ведь многие люди, пришедшие на этот концерт (мне потом рассказывали), видели классический балет впервые и даже не подозревали о существовании такого вида искусства.
А вы когда-нибудь интересовались традиционными индийскими танцами?
Сергей Полунин: Боюсь, что только на уровне Болливуда. Первый "индийский танец" я увидел в фильме "Танцор диско" в детстве и был потрясен!
Вы часто говорите, что сказанное вами неделю назад уже неактуально. Какие новости, перемены, идеи посетили вас за последнюю неделю?
Сергей Полунин: Что изменилось? Последние полтора месяца для меня были очень сложными. Неопределенность… хотел уходить в кино. Но все-таки решил продолжить балетную карьеру. Главное, - я смог осознать и понять, что хочу заниматься продвижением балетного искусства.
Жить балетом?..
Сергей Полунин: Я бы не сказал так прямо, что живу им. Одно время он мне был даже неинтересен. В данный момент горю идеей создания собственной балетной труппы и в этом направлении уже предпринял некоторые шаги.
Какой критерий будет главным при отборе танцовщиков?
Сергей Полунин: Это многие мои друзья, люди, которых я хорошо знаю.
А ваши друзья в курсе, что вы их хотите пригласить?
Сергей Полунин: На самом деле, это очень сложный процесс, во многом я еще не уверен. Когда такая уверенность появится, буду говорить с людьми более конкретно, ведь потом я за них в ответе. Когда за кем-то "присматриваешь", то должен отвечать до конца...
Прямо как в "Маленьком принце"…
Сергей Полунин: Да, и именно он сейчас в моей голове! Читал я мало, но то, что прочитано, очень впечатлило и осталось на всю жизнь. Сейчас вообще не читаю, потому что книги на меня сильно влияют. По этой же причине не слушаю музыку. А "Маленького принца" обязательно поставлю!
В роли Маленького Принца - Сергей Полунин?
Сергей Полунин: Да. И это как вариант создания собственной труппы - пригласить известных актеров, а я - единственный, кто будет танцевать.
Как будут воплощаться необычные герои книги Экзюпери?
Сергей Полунин: Я буду "разговаривать" танцем. Декораций в привычном понимании не будет. Каждую ночь придумываю что-то новое. Вот образ Розы… Недавно я увидел в Нью-Йорке в одном из бродвейских шоу Кейт Бланшет. Ее актерская работа страшно поразила меня: она, в принципе, не танцевала, а только двигалась, но как!.. Вот тогда-то и родилось желание поставить "Маленького Принца". В идеале, хочу, чтобы Розой стала Кейт Бланшет.
Вы придумываете новый проект. Как вы считаете, нужно ли балет переделывать в оперу и наоборот?
Сергей Полунин: Наверное, хорошо все попробовать, но чтобы постоянно… Создавать новые балеты нужно исходя из самой музыки. Например, Вагнер: музыка мощная интересная, а балетов пока мало.
Вы станцуете в Новосибирске 24 "Щелкунчика" в новогодние праздники. Как это можно выдержать?
Сергей Полунин: На самом деле 24 "Щелкунчика" - это не потолок (смеется). В предпраздничные дни бывает и по 40 спектаклей подряд. В новогодние каникулы есть большая заинтересованность людей, постоянные аншлаги, но для артиста интереснее (и веселее) танцевать спектакль, даже если выступаешь и утром, и вечером, чем репетировать.
Расскажите подробней о предстоящих выступлениях.
Сергей Полунин: Это идея Игоря Зеленского. Его "Щелкунчик" - воплощение многолетней мечты. Очень красивый спектакль, невероятные костюмы; все сделано в Италии: потрясающе мыши, куклы, игрушки и даже елка (художник по костюмам - Франка Скуарчапино). Если костюм сделан из того материала, который задуман, то образ воспринимается по-другому… Когда я танцевал в Лондоне, то там, например, если шляпа украшена пером, оно настоящее, причем редкой экзотической птицы.
Вы часто говорите, что Игорь - ваш друг…
Сергей Полунин: Три года назад мы встретились в Париже. Когда я уходил из Королевского балета, то, в первую очередь, позвонил ему, но он не ответил (был на гастролях в Китае). Иногда души удивительно совпадают, и ты чувствуешь человека нутром. Тут не имеет значения расстояние: созвонились позже, и он пригласил меня в Москву. Мы оба - сложные люди, ругаемся часто, но и чувствуем друг друга.
Что сейчас с вашими близкими, которые остались на Украине?
Сергей Полунин: В Херсоне - бабушка, там тихо. А мама - в Киеве. Это тяжело.
Война на вашей родине… У вас есть свое оружие?
Сергей Полунин: Оружие? У меня есть идея: хочу купить военные автобусы, разрисовать их и отправиться со своим "Маленьким принцем" по разным странам. На протяжении всей поездки (так уже задумано) будет сниматься документальный фильм. Думаю, ответил на ваш вопрос.
Учеба и жизнь в Англии усилили ваш патриотизм?
Сергей Полунин: Когда учился в Англии, мой педагог всегда говорил: сложно русского забрать из России, но Россию из русского человека вообще не заберешь. Я очень люблю свою родину, но нельзя забывать, что мы живем на планете Земля.
Нуреев и Фонтейн занесены в книгу рекордов Гиннеса: публика под занавес вызывала их на бис 89 раз! Вы стремитесь найти гениальную партнершу?
Сергей Полунин: Никогда не было такой цели; интересно танцевать с разными балеринами. Во времена славы Нуреева люди больше верили прекрасному. Когда Рудольф дарил Марго цветок, зрители в обморок падали. Сейчас балет так не ценят, и такого, чтобы вызывали 80 раз, в принципе не может быть. Раньше выдающийся балетный танцор был супер-мега-звездой, был известен даже больше, чем рок-звезды…
Может ли артист танцевать в состоянии душевного разлада?
Сергей Полунин: Может. Это интересно для публики. Я считаю, нужно показывать свое настроение, когда танцуешь, потому что тогда ты не повторяешься и не повторяется созданный тобою образ.
То есть добрый Принц в "Спящей красавице" может быть и сердитым, и капризным?
Сергей Полунин: Да. Выходишь на сцену и танцуешь под настроение. В действительности, публике интересно смотреть на тебя как на живого человека, переживающего эмоции, а ведь так Принц - совершенно неинтересный персонаж.
"В России балет - огромная сила", - ваши слова. Какие слабые стороны у российского искусства танца?
Сергей Полунин: В русском балете совершенно не развивается собственная хореография. Новые русские балеты - это повторение того, что ставили на западе сорок лет назад. В России необходимо начать преподавать искусство балетмейстера в школах, и, если есть талант, предлагать ставить уже в раннем возрасте, а также развивать творческих людей в театрах.
Всероссийский конкурс хореографов, теперь проводящийся раз в четыре года, может этому способствовать?
Сергей Полунин: Может, но для этого его нужно чаще проводить и выстроить саму структуру. В Лондоне дети ставят уже в школе, и сразу видно, когда есть потенциал. Сначала ставят на себя, потом на трех человек и т.д.
Вы это делали во время учебы?
Сергей Полунин: В школе я ставил "на себя". Не считаю, что у меня есть талант хореографа, но могу развивать идеи. Классический балет - это сложный вид искусства, и я не считаю, что нужно вновь переделывать "Лебединое озеро", это совершенно неинтересно, когда чуть-чуть меняют и выдают за новое, - это называется зарабатыванием денег.
Вам "тесно" в классическом балете как танцору?
Сергей Полунин: Танцевать интересно, но классический балет подразумевает строгую форму и дисциплину движения. Когда танцую, чувствую, что могу сделать намного больше!
Танцуете во сне?
Сергей Полунин: Нет. Но был такой период в моей жизни, когда хотел, но не мог - тогда я танцевал во сне…
Какое название будет у вашей будущей балетной труппы?
Сергей Полунин: Еще не знаю, хотелось бы что-то типа "Imaginary Ballet" - "Придуманный балет".
Сергея Полунина?
Сергей Полунин: Не очень хочу, чтобы в названии фигурировало мое имя.