Культурное сокращение
Самый частый эпитет, который применяют депутаты и чиновники к бюджету Волгоградской области 2015 года, - реалистичный. На самом деле, это такой эвфемизм, призванный замаскировать определение "скудный" или даже "бедный". Доходная часть бюджета запланирована в сумме 71 миллиард рублей, расходная - 79 миллиардов, дефицит - 14 процентов без учета безвозмездных поступлений. В целом бюджет следующего года будет на десять миллиардов меньше прошлогоднего.
Экономить придется практически на всем. Нет ни одной отрасли, которую не коснулось бы сокращение финансирования. На прежнем уровне сохранилось только финансирование АПК (2,4 миллиарда рублей) и расходы на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года (3,6 миллиарда).
Сильнее всего, почти в три раза, сократили расходы на культуру: вместо полутора миллиардов рублей, как в прошлом году, отрасль получит 600 миллионов рублей. Узнав о такой цифре, деятели культуры в буквальном смысле взвыли, но никакие протесты не помогли увеличить эту цифру. На 55 процентов уменьшилось финансирование по статье "физкультура и спорт", на 47 процентов - ЖКХ, на 22 процента - образование. Как существовать в таких условиях профильным учреждениям? Чиновники видят выход только в оптимизации: расходы на зарплаты, скорее всего, будут урезать, учреждения друг с другом "сливать", "лишние" должности сокращать.
Что касается культуры, то этот вопрос сейчас вынесен на обсуждение Общественной палаты. Но в целом подобные тенденции наблюдаются в течение последних нескольких лет. Например, расходы на молодежные учреждения за последние два года сократились со 120 до 33 миллионов рублей. Замдиректора Волгоградпатриотцентра Павел Сивко заявил, что если раньше основной деятельностью центра была поисковая работа и проведение исторических реконструкций, то в новых условиях придется переключаться на пропаганду сдачи норм ГТО и здорового образа жизни.
Увеличатся в 2015 году только расходы на национальную безопасность и обслуживание госдолга. Министр финансов Волгоградской области Александр Дорждеев не раз заявлял, что одна из приоритетных задач в таких условиях - повысить качество управления финансами. Выплаты процентов по кредитам и облигациям в 2015 году составят 3,5 миллиарда рублей. Это 4,6 процента всех расходов бюджета (в 2014 году доля составляла 3,7 процента), но, несмотря на рост расходов по обслуживанию госдолга, они укладываются в норматив: в соответствии с региональным законодательством эта статья расходов не может быть больше десяти процентов бюджета.
Аппаратная оптимизация
В Астраханской области перед окончательным утверждением бюджета несколько принципиально важных поправок в проект внесли депутаты регионального парламента.
К примеру, предложили увеличить расходы на здравоохранение, направив дополнительно 15 миллионов рублей на вакцинацию населения, еще 45 миллионов - медицинским учреждениям для проведения профилактических мероприятий. Еще 25 миллионов рублей по инициативе депутатов направят в инвестиционный фонд, который создали в Астраханской области в этом году.
Однако в наступившем году значительно сократится финансирование дорожного фонда, на 668 миллионов рублей. Как объяснил министр финансов Астраханской области Виталий Шведов, эта мера вынужденная, так как на федеральном уровне принято решение о поэтапном снижении ставок акцизов на нефтепродукты. А именно за счет этих поступлений формируется дорожный фонд.
Пополнять доходы бюджета в регионе планируют за счет увеличения налогов. В частности, налога на прибыль. К окончательному утверждению бюджета первоначально заложенная по этой статье сумма выросла до 532 миллионов рублей. Связано это с тем, что в последующие годы истекает срок действия инвестиционных льгот, предоставляемых нескольким предприятиям по действующему законодательству. Они и принесут казне полумиллиардную добавку.
Более 70 миллионов рублей намерены сэкономить в Астраханской области за счет сокращения расходов. Как поясняют в пресс-службе правительства региона, в соответствии с приказом Минфина РФ "О нормативах формирования расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Астраханская область получит для обеспечения деятельности правительства 3,9 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. В 2014 году норматив составлял 4,9 процента. По приблизительным подсчетам, чтобы уложиться в норматив, потребуется сэкономить около 72 миллионов рублей. Подготовка к оптимизации уже началась.
Дефицит стал меньше
В Ростовской области проект областного бюджета между первым и вторым чтениями пришлось серьезно корректировать. В первом чтении документ был принят с дефицитом более 13 миллиардов рублей. И к окончательному принятию бюджета рабочей группе предстояло, с одной стороны, увеличить параметры казны, а с другой - снизить ее дефицит до десяти процентов от доходной части, чтобы обеспечить региону возможность брать федеральные бюджетные кредиты под 0,1 процента.
По словам министра финансов Ростовской области Лилии Федотовой, бюджет на 2015 - 2017 годы содержит необходимый запас прочности и абсолютно адекватен сложившейся ситуации. При этом, обращаясь к депутатам накануне утверждения казны, она заметила, что от непервоочередных расходов в бюджете стоит отказаться, отложив их до "лучших времен".
- Мы переживаем сложные времена. Сейчас даже при обсуждении федерального бюджета на 2015 - 2017 годы отмечается, что он сформирован на достаточно оптимистичных прогнозах и, возможно, будет уточняться исходя из фактического темпа экономического роста и изменений внешнеполитических факторов, - добавила министр.
В итоге ко второму чтению доходы удалось увеличить до 122,4 миллиарда рублей (в основном за счет дотаций из федерального бюджета), а расходы выросли до 132 миллиардов. Дефицит был снижен до 9,7 миллиарда рублей и составил 9,94 процента от доходной части.
По словам председателя Законодательного собрания Ростовской области Виктора Дерябкина, несмотря на сложную экономическую ситуацию, более 70 процентов всех расходов имеют социальную направленность. При этом на развитие региональной экономики запланированы средства в объеме 22 миллиардов рублей.
Кстати, пересматривать штатное расписание в правительстве области пока не планируют, поясняя, что оптимизация аппарата и без этого ведется уже не первый год. Региональное правительство организовало научно-исследовательскую работу для комплексного анализа организационных структур областных органов власти. В целом проводимые с 2011 года мероприятия по оптимизации численности чиновников позволили отклонить как необоснованные предложения о введении порядка 60 единиц госслужащих
В итоге на сегодня общий коэффициент гражданских и муниципальных служащих Ростовской области составляет 33,7. В ЮФО этот показатель меньше только в Краснодарском крае - 32,7 и Астраханской области - 26. Если говорить об общей численности госслужащих, то на первое декабря 2014 года она составляла всего 15 319 единиц (3 517 - государственные должности и должности гражданской службы, 11 802 - муниципальные должности и должности муниципальной службы).
Поставили на инвестора
Власти Кубани полагают, что основной ресурс для решения финансовых проблем - это высокая диверсификация экономики, которая обеспечит стабильные налоговые поступления. Кстати, в уходящем году Краснодарский край поднялся с шестого на пятое место среди регионов по уровню собственных налоговых и неналоговых доходов.
Рост доходов специалисты прогнозируют и в новом году. Сценарий социально-экономического развития края предусматривает, что внутренний валовой продукт вырастет в 2015-м на один процент, прибыль предприятий - на 5,1, а фонд оплаты труда - на 9,4 процентов.
- Влияние экономических и политических процессов, происходящих в стране и в мире, безусловно, скажется и на нашем регионе, - говорит вице-губернатор, министр финансов Краснодарского края Иван Перонко. - Чтобы удержать положительные темпы экономического развития, потребуется поддержка бизнеса, привлечение инвестиций. Помимо мер экономического характера необходимо добиться повышения качества администрирования доходов. Льготы по региональным налогам должны носить стимулирующий характер, а приоритет отдаваться инвестиционным проектам в производственной сфере.
В ноябре прошлого года принят краевой закон, который снизил налоговую нагрузку по большинству видов деятельности, в более значительной степени - в муниципальных образованиях с малой численностью населения. Власти полагают, что этот закон станет инструментом налогового стимулирования развития малого предпринимательства, а также увеличит заинтересованность муниципальных образований в вопросах легализации и развития предпринимательской деятельности.
Доходы краевого бюджета в 2015 году предусмотрены в размере 157,8 миллиарда. Основной акцент на несколько источников: налоги на прибыль и имущество организаций, на доходы физлиц, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и акцизы.
Краевой бюджет-2015 принят с дефицитом пять миллиардов рублей (расходы составят 186,4 миллиарда рублей). А в последующие два года планируется сверстать основной финансовый документ без дефицита.
Значительную часть расходов региональной казны направят на развитие инфраструктуры (капвложения в объекты госсобственности) и ассигнования дорожного фонда. Продолжится поддержка ключевой отрасли региона - АПК. В новом году в отрасль планируется вложить более 4,5 миллиарда рублей. Кроме того, будут реализовываться сразу несколько программ поддержки сельских территорий и содействия малым формам хозяйствования.
- Чтобы обеспечить приоритетные расходы краевого бюджета и его сбалансированность, были оптимизированы отдельные расходные обязательства, - поясняет Иван Перонко. - Расходы госучреждений и органов власти по сравнению с прошлым годом сокращаются на 10 - 15 процентов. С первого января нового года штатная численность работников исполнительных органов власти сокращается на пять процентов. На 20 процентов уменьшатся расходы на приобретение движимого имущества и капитальный ремонт.
Планируется ликвидировать или преобразовать непосредственно госучреждения, которые сами не оказывают услуг. Средства будут сконцентрированы на финансировании объектов социально значимого капстроительства с высокой степенью готовности.
Имущество на торги
Власти соседней Адыгеи с учетом введенных санкций и ослаблением курса рубля планируют особое внимание уделить импортозамещению. Кроме того, в условиях падения курса рубля открываются новые возможности для развития внутреннего въездного туризма.
- Сложившаяся внешнеполитическая ситуация требует от нас оперативно реагировать на новые вызовы и более эффективно использовать внутренние ресурсы, - полагает министр экономического развития и торговли Адыгеи Махмуд Тлехас. - Для нашей республики первоочередным направлением является замещение импортных товаров.
В Адыгее уже определен план содействия импортозамещению. Сегодня, по данным проведенного мониторинга, доля продукции местных товаропроизводителей в общем объеме постепенно увеличивается. Например, в четвертом квартале 2014 года этот показатель при реализации растительного масла составил 56 процентов, хлеба - 79, сыра - 33, а птицы - 38 процентов.
Расчеты экспертов показывают, что в ближайшие три года не будет наблюдаться значительного увеличения доходных параметров бюджета, отмечает министр финансов РА Довлетбий Долев. Поэтому новые расходные обязательства будут приниматься только с учетом реальных возможностей республиканской казны.
Объем доходов в бюджете Адыгеи на 2015 год составил около 12,3 миллиарда рублей, расходов - 13,3 миллиарда, соответственно, дефицит - в пределах одного миллиарда.
По словам Долева, для увеличения поступлений в бюджет Адыгеи в новом году предполагается принять несколько законов. Они позволят проводить расчет налогооблагаемой базы для налога на имущество организаций и на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости.
Кроме того, планируется пересчитать коэффициент для налогообложения иностранцев. По мнению разработчиков, такой шаг позволит увеличить объем поступлений налога на доходы физлиц именно этой категории налогоплательщиков.
Также на 2015 год запланировано подготовить к приватизации 100 процентов акций семи акционерных обществ и двух имущественных комплексов в республике. При успешной реализации бюджет Адыгеи дополнительно получит 322 миллиона рублей.
Алексей Орлов, глава Республики Калмыкия:
- Главный финансовый документ на 2015 год будет бездефицитным. Его доходная и расходная части составляют восемь миллиардов 129 миллионов рублей. Бюджет на 96,5 процента сформирован по программно-целевым расходам. На развитие социальной сферы в 2015 году предусмотрено 6,2 миллиарда рублей, что составляет почти 77 процентов от общего объема. Расходы на развитие экономики и охрану окружающей среды - 1,2 миллиарда, или 14,7 процента. Непрограммные же расходы составят 288 миллионов рублей. Очевидно, что грядущий год пройдет в условиях ограниченности финансовых ресурсов республиканского бюджета. При этом социальная нагрузка на казну не только не уменьшится, но и возрастет - майские указы президента по-прежнему остаются основным приоритетом бюджетной, налоговой и долговой политики. Поэтому основными задачами для финансово-экономического блока правительства на ближайшие три года являются повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование дополнительных резервов, повышение налогового потенциала и обеспечение роста собственных доходов бюджета.
Вадим Артемов, заместитель губернатора, руководитель аппарата правительства Ростовской области:
- В нынешних экономических условиях принято решение приостановить действие положений областного законодательства, предусматривающего индексацию должностных окладов гражданских служащих в 2015 году. Но прогноза сокращения их численности сейчас нет. Добавлю, что норматив расходов на содержание органов госвласти региона устанавливается правительством РФ. На сегодняшний день это 2,2 процента от собственных доходов консолидированного бюджета области. Но министерство финансов при формировании бюджета этот показатель закладывает в меньших объемах, в размере двух процентов. Начиная с 2008 года, когда такой норматив был установлен впервые, Ростовская область его ни разу не превышала.
Николай Семисотов, председатель Волгоградской облдумы:
- Бюджет действительно очень сложный. Когда мы его принимали, было много споров. В частности, на сегодняшний день есть вопросы по ТОСовскому движению, высокотехнологической помощи населению, образованию, спорту, молодежной политике. Что касается промышленности, осталась профильная программа, но финансирование пока там минимальное. В течение следующего года мы будем работать над доходной частью бюджета, и, я надеюсь, что у нас появится возможность для дополнительного распределения бюджетных средств по различным направлениям, что будет прибавка и там, где статьи расходов не закрыты "полным рублем", и к концу финансового года обязательства, таким образом, будут полностью исполнены.