15.01.2015 16:23
Общество

Писатель Константинов: Подростки не воспринимают смерть как трагедию

Писатель Андрей Константинов считает, что подростки перестали воспринимать страдания и смерть как трагедию
Текст:  Евгения Цинклер (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №5 (6576)
Незадолго до Нового года в Петербурге произошло три ограбления, чудовищных по своей жестокости.
Читать на сайте RG.RU

В подъезде купчинской многоэтажки грабитель избил 75-летнюю блокадницу. Ногами по лицу. А когда та потеряла сознание, вынул из кармана 20 тысяч рублей, которые женщина получила на почте - собиралась оплатить операцию на глазах… Спустя несколько дней другой негодяй напал на пенсионерку в доме на Приморском проспекте. Несколько раз ударил по голове молотком и забрал все наличные - девять тысяч рублей… Третий случай - на улице Зины Портновой в Кировском районе. Схема та же: парень набрасывается на 77-летнюю старушку, жестоко избивает, стараясь, чтобы удары приходились по голове, и скрывается с добычей - 37 тысяч…

В Петербурге поймали грабителя, избивавшего пенсионеров

Три практически одинаковых нападения за полмесяца - уже система. И это - самое страшное. А ведь в памяти петербуржцев еще свежи циничные преступления января прошлого года. Двое подонков избивали и грабили стариков, а дверь в подъезд для них придерживал не вызывающий подозрений восьмилетний мальчуган.

Как же так выходит? Ведь никто не воспитывает сознательно жестокость в детях. В какой момент розовощекий карапуз с ангельской улыбкой превращается в сволочь, которая с видимым удовольствием избивает корчащуюся от боли старушку? Где именно был главный педагогический промах? Ведь тот же парень с Приморского проспекта в свое время читал в букваре про маму и Родину, учился разумному, доброму, вечному. А потом взял молоток и вышел "на охоту"…

Я пыталась поговорить об этом с психологами и педагогами. Одни скатываются в бессмысленное "вот в наше время", другие пожимают плечами и вспоминают Сократа, который тоже, как известно, был недоволен новым поколением. Лучше всех ответить на извечные вопросы "Кто виноват и что делать?" смог петербургский писатель и сценарист Андрей Константинов.

Андрей, а, может, мне кажется? Может, нет никакого обострения подростковой жестокости и повсеместного цинизма?

Андрей Константинов: Не кажется, Женя. Видите ли, в "ужасном" социалистическом государстве нас с октябрятского и пионерского возраста учили хорошим вещам. Сам погибай, а товарища выручай. Читать чужие письма и подсматривать в замочную скважину нельзя. Надо уважать старость, быть тимуровцами и переводить бабушек через дорогу.

А потом пришел 1991 год. Мы радостно отказались от коммунистической идеологии, но вместе с водой, как это нередко бывает, выплеснули и ребенка. Мол, нам вообще никакой идеологии не нужно. Фатальная ошибка. Идеология - или ладно, идея - это такой раствор, который скрепляет кирпичи в здании. Убери этот цемент - и здание развалится.

В то же время по телевизору пошли самые разнообразные реалити- и ток-шоу. Очень рыночные, очень рейтинговые. Но в них исподволь декларировались и ложились на подкорку подрастающему поколению совершенно иные постулаты. Нам говорили: "Сам погибай а товарища выручай", а программа "Слабое звено" настаивает: "Умри ты сегодня, а я завтра". Не надо думать о другом, укажи на него пальцем, пусть его выгонят - именно по этому принципу построены многие популярные программы. Главное - на зубах, на локтях дорваться до приза, получить квартиру, машину, бабу, стать первым! Нас учили, что подглядывать в замочную скважину нехорошо, а реалити-шоу говорят: да нет же, это увлекательно, интересно и круто. Все это незаметно переформатировало сознание людей.

Свято место пусто не бывает. Нет национальной идеи - это место в головах заполнит что-то другое, скорее всего, нехорошее

У матросов в средние века было такое несколько утилитарное развлечение - битва крысиных королей. Они ловили крыс и кидали их в бочку. Оставшись без еды, крысы начинали жрать друг друга, пока не оставалась одна крыса-король, которую они запускали обратно в нору, чтобы там она, привыкшая к крысиному мясу, убивала своих сородичей. Вот что-то подобное эти безобидные с виду шоу делали с нашим народом на протяжении 23 лет.

Вы же помните "лихие девяностые". Для многих взрослых людей, особенно бюджетников, это были по-настоящему страшные годы, которые буквально разрушали личности. Кошмарная иллюстрация: проститутки, стоявшие вдоль трасс в Ленобласти - это были не какие-то наркоманки, а потерявшие работу бухгалтеры, медики, учителя. На полном серьезе! Потому что им просто нечем было кормить своих детей. Неужели это могло не отразиться на их сыновьях и дочерях? Детям передавались не гордость за Родину, а отчаяние, боль, страх, агрессия. Давайте уж будем до конца честными. И чего ж тогда нам хотеть от молодых людей, которые как личности формировались фактически в условиях полугражданской криминальной войны? А из телевизора в это время твердили: "Умри ты сегодня, а я завтра! Укажи на слабое звено! Загляни в замочную скважину!.."

Но ведь все эти шоу - калька с западных. Там они благополучно идут даже дольше, чем у нас.

Андрей Константинов: А в других странах они, может, и не приносили такого вреда. Потому что там есть прививка - национальная идея. Это то, о чем я говорил. Однако свято место не бывает пусто. Нет идеи - это место в головах заполнит что-то другое, скорее всего, нехорошее. Вот у нас с вами прививка была - мы смотрим телевизор и понимаем что к чему. А у нынешней молодежи - нет. Они беззащитны перед этим вирусом.

Ученые: Мозг подростков не реагирует на критику родителей

Поймите правильно, я не коммунистическую идею защищаю, я не ратую за возврат туда. Но все хорошее из прошлого надо брать с собой, все плохое оставлять позади. Мы же попытались сбросить с себя все, чтобы голыми и счастливыми выйти в новый мир.

Кроме того, на неокрепшие мозги обрушились фильмы и сериалы, которые во многом несли негатив А поскольку российских было мало, потребляли западные. Кто там плохие? Русские.

Но если говорить о патриотическом воспитании, то вроде бы в этом сейчас недостатка нет - фильмы во всяком случае снимаются.

Андрей Константинов: Нет, патриотическое воспитание - это когда фильмы талантливые. От которых ты плачешь и смеешься. Как "А зори здесь тихие". А если человек со знаменем наперевес изрекает: "Спецназ пройдет везде", - и гордо идет в атаку с лицом дебила, то это не патриотическое кино, а лицемерное и вредное!

У нас мало, очень мало хороших современных патриотических фильмов. Даже не знаю, что привести в пример. Может, "Легенда №17". На него ходили семьями, моим детям этот фильм страшно понравился. Хотя со сценарной точки зрения он слабенький. По советским меркам - не больше, чем на троечку с двумя плюсами. Очень много было тогда патриотических спортивных фильмов. Помните "Ход белой королевы" про лыжниц? Так в кинотеатре зал дружно вставал и начинал кричать: "Давай-давай!". Вот это качество.

В России ежегодно выпускается, по разным данным, от 150 до 200 художественных фильмов. Вы можете назвать больше пяти? И никто не может. На артхаусном и фестивальном кино молодежь не воспитаешь.

Если раньше считалось, что подростков портит улица, то теперь такой проблемы нет: дети все больше сидят дома, у компьютеров….

Андрей Константинов: И это еще она причина того, о чем мы говорим. Компьютерные игры - половина жизни любого современного подростка. А там что? Выстрелил, врезал, взорвал, убил… Уходя в виртуальный мир, дети перестают воспринимать страдания и смерть как большую человеческую трагедию. И потом в реальной жизни для них окружающие становятся уже не людьми, а персонажами. Которым не может быть больно по-настоящему. А если что пойдет не так, можно перезагрузиться и начать заново.

У вас самого есть сын и дочь, которые приближаются к сложному возрасту. Вы уверены, что они всегда будут вести себя достойно?

Андрей Константинов: Я очень надеюсь. Потому что в конечном итоге воспитывает не школа, не спортсекция и не религия, а родители. Своим примером.

Как-то раз мне в одном из университетов предложили докторскую диссертацию, якобы уже написанную "мной". Буквально преподнесли. Говорят: "Вы не волнуйтесь, это никакой не плагиат, написано по вашему же учебнику, просто над ней специалисты поработали"… А я мгновенно вспомнил, как мой папа писал докторскую, которую, к слову, потом блестяще защитил. Я маленький еще был, в школе учился, он работал в моей комнате. Я засыпал - папа сидит, пишет, чертит, лампа настольная горит. Просыпался - он спит сидя, уронив голову на руки… И я сказал: "Вы что, с ума сошли?". Мне было бы нестерпимо стыдно.

Так и мои дети. Я же вижу, что они, даже если ведут себя не так, как нам с женой хочется, все равно все подмечают и незаметно для себя копируют нас в своем поведении. Мне кажется, базовые моменты они понимают. Ну, например, что старенькой консьержке надо принести воды для чая, угостить плюшкой или просто сказать добрые слова.

Институт социологии исследовал толерантность российских подростков

Ну хорошо, а что делать в глобальном плане? Как не упустить новые поколения?

Андрей Константинов: В мире происходит глобальная конкуренция не только технологий, но и смыслов. В первую очередь смыслов! И нам обязательно надо участвовать в этой конкуренции. А это значит, что огромное внимание необходимо обращать на сферу художественного - не искусства, потому что искусство это несколько элитарная вещь, а производства - для массового потребления. Потому что с западными сериалами наши дети будут вбирать западные смыслы. И когнитивный диссонанс неизбежен, ведь живем-то мы не на Западе, действительность у нас иная. Но, увы, пока система приоритетов в России устроена иначе. На культуру принято смотреть сверху вниз. Кино, сериалы, книги… Ну что вы, делу время - потехе час. При этом как-то забывается, что, например, "Булаву" запускают живые люди. На исходном рубеже у кнопочки стоит служивый человек, и что у него в мозгах творится, никому неведомо. Какие он читал книжки, какие фильмы смотрел, плакала ли его мама по ночам от безысходности?...

Все это действует медленно, как ржавчина. И вылечивается тоже не мгновенно. Ситуацию можно изменить. Но для этого нужно осознать глубину проблемы и подойти к ее решению не формально. Работать прокламациями, бубнежом и запретами не получится. Школьными линейками и приглашением гостей на уроки мужества - не обойтись. Нужно понимать, что и как давать нашему народу. Что полезно, а что неполезно.

Пока все движения в эту сторону неумные, неумелые и непрофессиональные. Будем бороться за нравственность - запретим мат в эфире, и дети сразу начнут расти хорошими. Вроде бы добра хотят. Но как большевики - железной рукой приведем к счастью, оставляя после себя выжженные поля. Сажусь смотреть чудесный советский фильм "Батальоны просят огня" (снятый, замечу, во времена, когда цензура была ого-го какая), а там слово, звучащее в ходе драки Жорки со снайпером, вырезают нынешние борцы за нравственность… Не понимая, что ханжество, лицемерие и "как бы чего не вышло" - это намного хуже, чем грубое слово.

В этом вопросе не хватает осмысленной политической воли. И пока мы будем относиться к массовой культуре, как к "потехе - час", ничего не изменится. Национальная идея, воспитание поколений - это никакая вам не потеха!

О патриотизме

Помню, когда праздновали 90-летие военной разведки, встал старенький такой генерал, поднял рюмку и сказал: "Хочу выпить за нашу Родину и ее удивительное чувство юмора. Я сегодня включил телевизор - думал, вдруг что про военную разведку покажут, юбилей все-таки. Да, сюжет в новостях был, но пятым или шестым. А первым - по всем федеральным каналам шла новость о премьере нового фильма про Джеймса Бонда. Который, в принципе, больше всех русских разведчиков и убил"…

P. S.

Когда этот номер готовился к печати, стало известно, что преступника, избившего и ограбившего блокадницу в Купчино, поймали.

Соцсфера Санкт-Петербург Северо-Запад