22.01.2015 19:07
Культура

Реконструкция театра "Геликон-опера" вступила в завершающую стадию

Московский театр "Геликон-опера" откроется для зрителей в новом сезоне
Текст:  Сергей Михеев Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №15 (6586)
Реконструкция Московского музыкального театра "Геликон-опера" перешла в завершающую стадию. Свои двери для публики обновленный театр откроет в сентябре: зрители услышат оперу Николая Римского-Корсакова "Садко". Как реставрируется театр, увидела корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU
Реконструкция театра "Геликон-опера" вступила в завершающую стадию

Когда смотришь на обновленный фасад театра по Большой Никитской улице, кажется, что строительные работы уже завершены: свежая желтая краска на стенах, белая - на колоннах, окна сияют чистотой. Выглядит здание так же, как при прежних владельцах - князьях Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Здесь была их усадьба, в которой приглашали на концерты знаменитостей, среди которых был и Федор Шаляпин. К слову, устраивал эти вечера предок нынешнего российского скульптора Алексей Церетели.

Внутри здания напротив, работа кипит: одновременно идут реставрация, строительство, монтаж оборудования.

В новом здании театра Олега Табакова появится сцена-трансформер

- Этот объект станет уникальным для Москвы, - рассказывает "РГ" начальник управления проектирования и строительства объектов культуры департамента строительства Москвы Евгений Черняев. - Отреставрировали усадебные постройки XVIII-XIX веков, их площадь около 4 тысяч квадратных метров. Также присоединили ряд строений, расположенных по Калашному переулку, объединив их и главный усадебный дом одной крышей. В результате общая площадь театра составила 13 тысяч квадратных метров. Внутри двора сделали большой зрительный зал на 500 мест с натуральным декором в виде стен зданий. Впервые московские строители сделали замкнутый контур из бывшей дворовой территории!

Пришлось, правда, пожертвовать деревом во дворе. Зато фасады, выходящие в зрительный зал, отделаны в псевдорусском стиле, выложены из красного кирпича, в них оставлены исторические окна (их будут использовать как декорации), а парадное шатровое крыльцо, имеющее колонны, почти как в сказке, станет при открытии театра "VIP-зоной". Даже сейчас в недоделанном виде, без мягких бордовых кресел из бархата, без паркета, без кулис и светодиодного "звездного неба Москвы" на потолке, декор зала восхищает так, что кажется, ходить сюда будешь, чтобы полюбоваться интерьером. В разговоре с художественным руководителем театра Дмитрием Бертманом, который почти живет на строительной площадке, впечатления подтверждаются. По словам Бертмана, от зрительного зала и сцены в восторге знаменитости, такие как Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, испанский тенор Хосе Кура и многие-многие другие, повидавшие самые восхитительные оперные площадки мира!

В зрительном зале обещают обеспечить прекрасную акустику. Помогут воплотить это в жизнь технологии XIX века, новейшее звукотехническое оборудование, подвешенные к потолку геликоны-звукоотражатели. Руководит этой стороной дела ведущий российский специалист в области акустики Анатолий Лифшиц, который "реставрировал" акустику Большого зала Московской консерватории.

В "Геликон-опере" прошел традиционный сбор труппы

Сцену оснастят специальными подъемными платформами, которые позволят легко менять декорации, убирать оркестровую яму, делая зрительный зал похожим на греческий амфитеатр. Причем по свои размерам сцена сопоставима с той, что в Большом театре, и легко сможет вместить сотню исполнителей!

Для самих музыкантов впервые в театре появится репетиционная база, классы, нормальные гримерные, гардероб. До реконструкции ютиться приходилось в нескольких комнатах, а выступать в крохотном, правда, историческом зале, так называемом "колонном", где сцена вмещала рояль и исполнителя. В "колонном" зале восстановлены исторические лепнина и колонны, сохранен уникальный деревянный потолок.

В Москве завершена реставрация главного дома усадьбы Суворовых

- Деревянный потолок по технике безопасности в публичном месте устанавливать нельзя, его нужно было менять, - рассказывает Бертман. - Но тогда уникальное историческое место, где выступали ведущие оперные певцы начала XX века, навсегда было бы утрачено. Мы потеряли бы уникальную акустику, считавшуюся лучшей в Москве. Но искусство победило. Сейчас в этом зале осталось лишь постелить паркет, навесить двери, вернуть исторические бронзовые с хрусталем люстры, поставить кресла. Количество мест сократили с 250 до 225, зато зрителям будет комфортнее.

Как говорят строители, завершение всех работ планируется в мае. Впрочем, 10 апреля, в день 25-летия театра, для строителей будет организован праздничный вечер из оперных арий. А для зрителей обновленный театр распахнет свои двери в новом сезоне.

Музыкальный театр Москва Правительство Москвы Столица