Когда смотришь на обновленный фасад театра по Большой Никитской улице, кажется, что строительные работы уже завершены: свежая желтая краска на стенах, белая - на колоннах, окна сияют чистотой. Выглядит здание так же, как при прежних владельцах - князьях Шаховских-Глебовых-Стрешневых. Здесь была их усадьба, в которой приглашали на концерты знаменитостей, среди которых был и Федор Шаляпин. К слову, устраивал эти вечера предок нынешнего российского скульптора Алексей Церетели.
Внутри здания напротив, работа кипит: одновременно идут реставрация, строительство, монтаж оборудования.
- Этот объект станет уникальным для Москвы, - рассказывает "РГ" начальник управления проектирования и строительства объектов культуры департамента строительства Москвы Евгений Черняев. - Отреставрировали усадебные постройки XVIII-XIX веков, их площадь около 4 тысяч квадратных метров. Также присоединили ряд строений, расположенных по Калашному переулку, объединив их и главный усадебный дом одной крышей. В результате общая площадь театра составила 13 тысяч квадратных метров. Внутри двора сделали большой зрительный зал на 500 мест с натуральным декором в виде стен зданий. Впервые московские строители сделали замкнутый контур из бывшей дворовой территории!
Пришлось, правда, пожертвовать деревом во дворе. Зато фасады, выходящие в зрительный зал, отделаны в псевдорусском стиле, выложены из красного кирпича, в них оставлены исторические окна (их будут использовать как декорации), а парадное шатровое крыльцо, имеющее колонны, почти как в сказке, станет при открытии театра "VIP-зоной". Даже сейчас в недоделанном виде, без мягких бордовых кресел из бархата, без паркета, без кулис и светодиодного "звездного неба Москвы" на потолке, декор зала восхищает так, что кажется, ходить сюда будешь, чтобы полюбоваться интерьером. В разговоре с художественным руководителем театра Дмитрием Бертманом, который почти живет на строительной площадке, впечатления подтверждаются. По словам Бертмана, от зрительного зала и сцены в восторге знаменитости, такие как Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, испанский тенор Хосе Кура и многие-многие другие, повидавшие самые восхитительные оперные площадки мира!
В зрительном зале обещают обеспечить прекрасную акустику. Помогут воплотить это в жизнь технологии XIX века, новейшее звукотехническое оборудование, подвешенные к потолку геликоны-звукоотражатели. Руководит этой стороной дела ведущий российский специалист в области акустики Анатолий Лифшиц, который "реставрировал" акустику Большого зала Московской консерватории.
Сцену оснастят специальными подъемными платформами, которые позволят легко менять декорации, убирать оркестровую яму, делая зрительный зал похожим на греческий амфитеатр. Причем по свои размерам сцена сопоставима с той, что в Большом театре, и легко сможет вместить сотню исполнителей!
Для самих музыкантов впервые в театре появится репетиционная база, классы, нормальные гримерные, гардероб. До реконструкции ютиться приходилось в нескольких комнатах, а выступать в крохотном, правда, историческом зале, так называемом "колонном", где сцена вмещала рояль и исполнителя. В "колонном" зале восстановлены исторические лепнина и колонны, сохранен уникальный деревянный потолок.
- Деревянный потолок по технике безопасности в публичном месте устанавливать нельзя, его нужно было менять, - рассказывает Бертман. - Но тогда уникальное историческое место, где выступали ведущие оперные певцы начала XX века, навсегда было бы утрачено. Мы потеряли бы уникальную акустику, считавшуюся лучшей в Москве. Но искусство победило. Сейчас в этом зале осталось лишь постелить паркет, навесить двери, вернуть исторические бронзовые с хрусталем люстры, поставить кресла. Количество мест сократили с 250 до 225, зато зрителям будет комфортнее.
Как говорят строители, завершение всех работ планируется в мае. Впрочем, 10 апреля, в день 25-летия театра, для строителей будет организован праздничный вечер из оперных арий. А для зрителей обновленный театр распахнет свои двери в новом сезоне.