23.02.2015 18:18
Культура

Открылся фестиваль архивного кино Госфильмофонда "Белые столбы"

Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №37 (6608)
Увидеть последнюю из здравствующих звезд немого кино - Бэби Пегги. Содрогнуться при виде "искусственного человека" - точнее, целой серии франкенштейнов и гомункулусов разных мастей. Побывать на спектаклях советского театра 30-х годов. Пройти кинопробы к "Анне Карениной" вместе с Черкасовым, Смоктуновском, Евстигнеевым и Андреем Поповым, чтобы представить, каким бы мог получиться Каренин, не выбери Зархи на роль Николая Гриценко…
Читать на сайте RG.RU

Открывающийся сегодня XIX фестиваль архивного кино Госфильмофонда России "Белые столбы" приготовил более пятидесяти показов в тринадцати циклах кинематографических редкостей и множество уникальных тематических программ. О них - разговор с художественным руководителем кинофестиваля "Белые столбы" Петром Багровым.

В этом году "Белые столбы" лишились своей элитарной территориальной обособленности. Если раньше программа демонстрировалась для специалистов на территории самого архива, то сейчас большая ее часть дублируется в московском кинотеатре "Иллюзион" и в Доме кино. Фестиваль впервые будет открыт для широкой публики?

Петр Багров: "Эхо" фестиваля проходило в "Иллюзионе" уже несколько лет подряд. Но тут мы решили продублировать почти всю программу. Есть киноманская молодежь, и есть студенты, которые хотели бы поехать, но которых к нам аккредитовать нельзя, потому что есть лимит. Я же помню, как я сам когда-то про фестиваль только читал, а попасть не мог, потому что не имел к нему никакого отношения, он был очень закрытый. Сейчас есть тенденция: все архивные фестивали в мире проходят и для публики тоже, и на них можно купить билеты. А у нас, кстати, все показы бесплатные.

Большой тематический акцент сделан на юбилей Победы…

Петр Багров: Причем, поскольку про войну у нас - половина всей советской и, по идее, мировой кинематографии, то мы хотели показать очень определенный и четко заданный угол. Поэтому у нас именно Победа, возвращение с войны в разных аспектах и трактовках в наших и зарубежных фильмах. У нас есть и советские, достаточно бравурные послевоенные картины и, скажем, первый фильм, который получил "Золотую пальмовую ветвь" после войны в Каннах, - швейцарский "Последний шанс" Леопольда Линдтберга, который у нас совершенно не знают. Фильм о том, как люди, разбросанные после войны по всему миру, пытаются себя найти. Звучит французская, английская, немецкая, итальянская, польская речь и идиш… А Швейцария выступает символом свободной Европы.

В числе прочих вы приготовили большую подборку по театру 30-х годов на экране. Выбор из записей фрагментов неизвестные спектаклей был? Материала еще достаточно на будущие программы?

Петр Багров: Театральную серию я хочу продолжать. Первым у нас был представлен Шекспир в прошлом году - мы тогда думали, что по неизвестному Шекспиру минут десять найдется, оказалось - на полтора часа. Шекспир вполне удачно прошел, это было любопытно, и в этом году мы решили показать советскую драматургию. Театр 30-х годов, чуть захватывая конец 20-х, - современные пьесы тех лет. Мы не даем постановки Островского и Чехова, - это будут Симонов, Погодин, Горький, причем Горький послереволюционный, не "На дне", а "Егор Булычев"… Как ни странно, есть огромное количество фрагментов спектаклей, которые никогда не показывали, никто их не видел. Хотя они есть в кинохронике, лежат в Красногорске, общедоступны.

Олег Янковский: от Мюнхгаузена до Горчакова

Фрагменты большие? Целиком ведь спектакли не снимали.

Петр Багров: Это счастье, когда, бывает, минут на десять обнаруживается. Но как правило, - это 2-3 минуты. Скажем, "Егор Булычев" с Борисом Щукиным, у которого две главные роли - Ленин в кино и Булычев в театре, - первая постановка, там есть целых три сюжета, разные сцены из спектакля.

Надо сказать, собрался большой материал, хотя сначала я был уверен, что мы найдем минут 15 всего. Ведь ничего же не показывают, всегда один и тот же набор, когда говорят про довоенный театр: кусочки из Мейерхольда.

От мейерхольдовского "Маскарада" ничего каким-нибудь чудом не сохранилось?

Петр Багров: Нет. Никто не снимал. Когда-то была радиозапись "Маскарада" целиком, но потом ее смыли, остались два-три монолога… Не сохранили, к сожалению.

Среди излюбленного ежегодного жанра архивных редкостей - кинопробы. Кто на этот раз "приглашен" на кастинг?

Премию за вклад в кинематограф вручили обезьяне

Петр Багров: В этом году у нас будет всего одна кинопроба, зато ударная - к "Анне Карениной" Александра Зархи. На мой взгляд, это даже интересней, чем сам фильм. Видимо, этих кинопроб были километры, но у нас сохранились всего три части, 20 минут. На Анну Каренину - только Самойлова, никто больше не рассматривался. Кстати, на пробах, по-моему, она играет лучше, чем в фильме, потому что партнеры были другие. А на роль Каренина - четыре актера. Буквально на несколько секунд мелькает Евгений Евстигнеев. Пробуется замечательный Андрей Попов, который был бы прекрасным Карениным, - там такое сдержанное благородство и презрение ко всему случившемуся, которое он при этом не высказывает… Далее - Смоктуновский и Николай Черкасов. Если бы Каренина сыграл Черкасов, возможно, это был бы великий фильм. Мне очень нравится Гриценко, но, когда я посмотрел пробы Черкасова, понял, что близко не стояло! Гриценко идеально играет советского Каренина из учебников, такого деспота и ходячую инструкцию. Это он бесподобно делает. Но встает законный вопрос: почему она с ним жила-то тогда все эти годы? Что ее, собственно, в нем привлекало?

А Черкасов был невероятно хорош. Возможно, его бы и утвердили. Но он умер в разгар этих съемок. Причем, Зархи в мемуарах пишет, что он уже был стар, и пробы это доказали... Ничего не доказали! Он там очень несчастный, он плачет, и это совершенно другой уровень "Анны Карениной".

Для него это была бы трагедия уже не социальная, а личная.

Андрей Малюков: Архивное кино должно войти в программы кинотеатров

Петр Багров: Да, и для него это в принципе трагедия, и он вызывает уважение, а не отторжение. У Черкасова внутреннее благородство вырывается наружу, он был бы замечательным Карениным на экране. Кстати, это самые последние съемки Черкасова в кино. И все это время они лежали у нас.

Отдельная, смешная программа фестиваля посвящается актрисе немого кино Бэби Пегги.

Петр Багров: Николай Михайлович Бородачев (гендиректор Госфильмофонда - прим. Ред.) придумал название "Бэби Пегги - друг "Госфильмофонда". Еще совсем маленькой девочкой она снималась в 20-е годы, а недавно в Госфильмофонде нашли несколько картин с ее участием. Поскольку мы активно занимаемся атрибуцией неатрибутированных картин, и вот среди них и обнаружилась комедия с этой Бэби Пегги. Самое интересное, что сама Бэби Пегги оказалась жива - последняя из звезд немого кино! Есть люди, которые играли третьестепенные эпизоды, а она действительно тогда была звездой. Сниматься она начала в возрасте трех лет. Сейчас ей 96 лет, и она абсолютно в здравом уме. Мы ее пригласили, но вот уже года три как она никуда не ездит; она прислала нам в ответ очень трогательное большое письмо по e-mail, - всем она пользуется. Помогла атрибутировать картину, написала все, что про нее помнит. В 1926-м году про нее вышла у нас в стране книга, где писали, что нам нужна советская Бэби Пегги. Не буржуазная, а своя "инфант террибль". У нас очень ее любили. И в 96 лет в России ее может ждать вторая волна популярности.

Наше кино Москва Столица