В последние годы музеи во всем мире двигались в своем развитии "в сторону Диснейленда и парка культуры". Сейчас пришла пора поворачивать назад. Сейчас драма этого поворота, а точнее его запаздывания, коснулась крымских музеев - особенно Херсонеса, который местные власти вдруг возмечтали превратить в туристическо-развлекательный кластер. Между тем хоть в Херсонесе, хоть в Рязанском Кремле, напомнил глава Союза музеев России Михаил Пиотровский, открывая разговор в Общественной палате, не музей для туризма, а туризм - для музея и его развития.
Член Общественной палаты протоиерей Александр Пелин, вернувшийся из поездки в Крым, очень жестко оценил ситуацию с музеем в Херсонесе: пока поручения президента там выполняются с точностью до наоборот. Безоглядно реформируемый местной властью музей может потерять статус памятника, охраняемого ЮНЕСКО, под вопрос станет возвращение из Голландии в музей с пониженным статусом так называемого "скифского золота" - крымских археологических сокровищ. Наконец, это невероятные репутационные потери для страны, уверен отец Александр.
Некоторым утешением для сидевшей рядом с ним Ларисы Седиковой, заместителя директора заповедника "Херсонес Таврический", прозвучали слова Анны Колупаевой, главного советника Владимира Толстого, - поручение президента на контроле, оно будет выполнено вне зависимости от каких-либо решений, музей ждет федеральный статус, а неудачные местные решения - не от культурного вредительства, а от непонимания, как правильно оформить свои кипящие фантазией идеи.
Хотя в том же Крыму есть и хорошие примеры - под патронатом Союза музеев создан Восточно-Крымский заповедник, позволяющий защитить до этого не защищенные культурные памятники полуострова в этой его части.
Большинство музейных проблем сегодня, в условиях кризиса перекочевали, по словам Михаила Пиотровского, в сферу "юридического фетишизма". И сейчас внимание музейного сообщества сосредоточено на том, чтобы не появились неудобоваримые законы о тендерах, о музейных фондах, о ввозе и вывозе культурных ценностей. Из самых благих побуждений испекутся законы, которые замучишься исполнять.
Хотя сегодня жизнь музеев, по общему признанию, прикрыта, защищена и обогрета "замечательным документом" - Основами государственной культурной политики , в разработке которого сказался безусловный музейный опыт и талант советника президента по культуре Владимира Толстого. Именно основы, по словам Пиотровского, позволяют сегодня настаивать на том, что "музей это не только услуга, музей - миссия. И символ нации".
Несмотря на изобилие разговоров о доступности музеев чуть ли не как о главном критерии, Михаил Пиотровский посоветовал смотреть на "доступность" так, как подсказывает само это слово. Музей мне доступен - это не означает права ногой открывать в него дверь, нет, это означает, что я достаточно образован, воспитан и могу понять все, что показывает мне музей.