Речь идет не о шерлокхолмсовских методах расследования, а о современных способах сбора информации.
Современные способы выявления, обнаружения и даже отслеживания маршрутов передвижения уже сильно отличаются от тех, которые использовались десять лет назад. Вычислить и проследить движение автомобиля практически не составляет проблем. Однако все это требует довольно высокой концентрации камер, которые способны не только сфотографировать, но еще и распознать номер автомобиля. И такая система уже эксплуатируется на дорогах России. В первую очередь в Москве и некоторых южных регионах. Пока она действует в тестовом режиме. Но, как показывает успешное ее применение при расследовании убийства на Большом Москворецком мосту, действует она весьма эффективно. В систему стекается информация со всех камер, установленных на дорогах и улицах. В том числе и с камер, которые фиксируют автомобильный поток, записывают и запоминают номера. Будучи объединенными в одну сеть, они дают потрясающий результат. Логика этого комплекса проста: "автомобиль не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда". Эта программа получает данные со всех камер, которые установлены МВД, но основной запас данных туда поставляют камеры фотовидеофиксации нарушений. Конечно, не во всех регионах покрытие камерами фотовидеофиксации обеспечивает 100 процентов дорог. Однако в некоторых из них камеры закрывают основные перекрестки.
То есть записывает все автомобили, которые попали в ее объектив. Просто сообщение об экстренных случаях она выдает при четко установленных условиях. Например, кто-то превысил скорость, кто-то выехал на встречную полосу. Или в объектив попала машина, которая находится в розыске. В таких случаях информация поступает на ближайший пост ДПС, и уже задача инспекторов остановить эту машину и проверить, кто за рулем и имеет ли он право управлять этой машиной.
Но это, так сказать, основные функции. Кроме того, система позволяет довольно легко установить основные маршруты передвижения тех или иных автомобилей. А еще она способна отследить машины, которые впервые появились в зоне видимости камер.
Это еще не значит, что за машиной, которая впервые въехала в зону камеры, будет установлено контрольное наблюдение. Но, в случае необходимости, записанные данные можно быстро поднять.
Например, в зоне действия видеокамер появилась машина без номеров. По дорогам Москвы, тем более в четко известное время проезжает не столь много автомобилей без регистрационных знаков. Значит, установить, откуда она приехала и куда отправилась потом, - дело техники. Причем техника гораздо быстрее вычисляет маршрут. Специальная программа укажет не только где автомобиль проезжал, но и где скрылся. Например, видели его последний раз под этой камерой, а под следующей он уже не показался. Значит, ушел в сторону.
Если автомобиль ехал с номерами, но вдруг их "потерял", это тоже может вызвать подозрение системы. Не может машина взяться из ниоткуда. Значит, будут отслеживаться все, которые кузовом похожи или по цвету совпадают. По кузовам система работает давно и плотно. А вот с различением цветов пока у нее не все хорошо. Но основные определяет.
Кроме того, эта система позволяет выявлять тех, кто ездит постоянно по определенному маршруту. И если маршрут изменился - это повод для остановки автомобиля и выяснения, что пошло не так. И не угонщик ли за рулем.
Данные в системе хранятся достаточно долго, поэтому появление любого "новичка" - повод выяснить, откуда он взялся. То есть комплекс позволяет отследить все перемещения автомобиля за довольно длительный срок. Причем любого автомобиля с более-менее установленной маркой и более-менее установленным цветом. И не важно, какие на нем висят номера.
Выследить криминальный след того или иного происшествия помогает и система видеокамер, установленных во дворах, подъездах, в метро. Сегодня 120 тысяч видеокамер в столице контролируют практически все пространство города - улицы, дворы, маршрутные автобусы, троллейбусы. Все это помогает фиксировать и раскрывать преступления по "горячим следам". В метро, например, установлены видеосистемы, запоминающие и узнающие частых, уже проверенных посетителей. Они идентифицируют такого пассажира как "своего" и, когда в их "поле зрения" появляются незнакомые люди, программа инициирует проверку "чужаков" по электронным базам данных - не числятся ли эти люди в розыске?
Более того, создан специальный отдел, который занимается изучением записей всех видеокамер в городе. Таким образом возможно увидеть каждый шаг интересующего полицию человека, полностью отследить путь преступника. Уже есть ряд раскрытий резонансных убийств, когда с помощью видеокамер проследили маршрут предполагаемого убийцы, в том числе по метро - на каких станциях он вошел и вышел, когда прошел в свой дом.
Развернуты в Москве и аппаратно-программные комплексы "Безопасный город". Это своеобразное накрытие города видеосетью с выведением мониторов в дежурные части полиции. То есть на улицах и перекрестках, в парках и на площадях, рынках и спортивно-развлекательных комплексах, других общественных местах, где возможны большие скопления людей, устанавливаются видеокамеры. А полицейские в режиме онлайн наблюдают "картинки" жизни города. Так можно не только раскрывать преступления по "горячим следам", но и предотвращать их, вовремя направляя группы немедленного реагирования в места возникших конфликтов или просто перенацеливая мобильные патрули.
Координируют их работу центры оперативного управления, размещенные в дежурных частях. Эти центры основаны на использовании технологий мониторинга подвижных объектов. Оператор в режиме реального времени может на электронной карте района отслеживать местонахождение конкретного наряда. У него всегда есть детализированный, поминутный отчет о патрулировании, стоянках, отклонении от заданных маршрутов. Что важно, все машины оборудованы системой ГЛОНАСС, и, если получен сигнал о совершенном преступлении, дежурный определяет, кто из патрульных экипажей ближе всех к месту преступления находится и направляет его туда. Но это был всего лишь первый этап реализации программы "Безопасный город".
Сегодня полиция уже переходит ко второму этапу и работает над оснащением патрульных экипажей мобильным приложением, которое фиксирует информацию о совершенном преступлении, о том, какой патруль и когда выдвинулся к месту его совершения.
В этой же карточке фиксируется и результат проделанной работы - полицейский отработал вызов, сообщил о том, что вызов отработан, он свободен и выезжает туда-то.
А службы контроля всегда видят, где находится экипаж. Если он стоит на одном месте час, два часа, начальство выясняет, в чем дело - может быть, возникла нештатная ситуация.
Кроме того, предусмотрены и так называемые "электронные городовые" - установки экстренной связи "гражданин - полиция". С такого пункта можно срочно вызвать помощь, обратиться с каким-либо вопросом, просто спросить дорогу. В целом аппаратно-программный комплекс предназначен для повышения уровня общественной и личной безопасности каждого человека, его защищенности от самых разных угроз - от уличных хулиганов, грабителей насильников до террористов.