24.03.2015 09:40
Экономика

Эксперты: В России вырос объем производства органик-продуктов

Спрос на органик-продукцию доказывает, что у малых хозяйств на селе есть большое будущее
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №60 (6631)
Как спрос на натуральные продукты породил фермеров нового типа и чего им не хватает для полного счастья, выясняли на межрегиональном эко-форуме "Черноземье-21" в Воронеже.
Читать на сайте RG.RU

Накорми себя сам

Небольшие агропроекты, тем более в глубинке, обычно разбиваются о сбыт. Не выгодно ни подвозить товар к прилавкам, ни сдавать перекупщикам. В "тучные" нулевые решение пришло откуда не ждали. "Идейные" горожане стали делать коллективные закупки, забирая продукты прямо в хозяйствах. За дешевизной не гнались - соображали в экономике и верили в качество "деревенской" еды. Десяток яиц от фермера в столице Черноземья стоит 100 рублей при отпускной цене 80.

В Воронежской области узаконили органическую еду

Из таких объединений выросли интернет-магазины. У первопроходцев - в московском кооперативе LavkaLavka - учились коллеги, например воронежцы из "Клуба гурманов" и "Папиной лавки". Часть продукции они берут в родном регионе, часть - возят из Карелии и Сибири, с Кавказа и Камчатки. Копченая форель, варенье из сосновых шишек, домашняя колбаса - заказы собирают загодя и выдают в день очередной поставки.

- Сотрудничаем как с ЛПХ, так и с фермерами, - рассказала владелица одного из этих бизнесов Наталья Папина. - Знакомимся с производством, дегустируем образцы, покупаем немного на пробу и узнаем мнение потребителей. Понравилось - ведем речь о долгосрочных договорах и больших партиях. Как правило, производители имеют ветсвидетельства и документы, подтверждающие качество продукции.

Новинки можем отправить на собственные исследования. С некоторыми, в основном мелкими хозяйствами, работаем на доверии. Ведь большинство поставщиков - наши давние знакомые, представители традиционных конфессий (есть даже две семьи православных священников).

Постепенно воронежцы освоили разные форматы торговли - продвижение через соцсети, розничные точки на массовых мероприятиях и однодневных ярмарках.

- За опт не беремся, ставим на прямые продажи. Затраты невелики (листовки с ассортиментом напечатать), оборот быстрый. Но есть и масса ограничений. Людям надо объяснять, почему их заказ выполнят не сию минуту. Лучший аргумент - личный опыт продавца. Первыми торгпредами стали наши друзья, - отметил основатель "Клуба гурманов" Антон Богатырев. - Чтобы охватить предприятия, офисные центры и крупные жилые массивы, привлекаем профлидеров, секретарей, уличкомов, сотрудников на ресепшн… Увы, они могут устать от ответственности или сменить работу, столкнуться с запретом от начальства. Случаются и жалобы покупателей - один-два раза за поставку - типа "У курицы на коже пятно" или "Белевская пастила снизу коричневая". Деньги возвращаем, продукты меняем, фермеры дают разъяснения: мол, у птицы синяк от ушиба, у пастилы - пригар, некого было в ночную смену поставить у печи…

Пасека на паях

Благодаря таким закупщикам мелкие производители порой продают все, что вырастили, и наращивают объемы. Когда студенты из столичного кооператива "Народное здоровье" делали первые вылазки за творогом, маслом и овощами, селяне признавались: "Забракуете продукцию - наверняка перестанем этим заниматься. А возьмете - через год в пять раз больше предложим!"

- Производитель иван-чая из Вятки, когда мы познакомились, не мог пристроить треть урожая. А теперь увеличил его в десять раз! Несколько пасек спасла от закрытия девушка из нашей среды, наладив производство ягодно-медовых смесей через краудфандинг. Был проект "Народная пасека" - мы сагитировали людей выкупить паи (за скидки на мед), и пчеловод "развернулся", - сообщил глава кооператива Артур Рыкалин. - Мы объединяем людей, готовых помогать экопроизводству. Поэтому участвуем в фестивалях и выставках: кооперативу они невыгодны, зато "подопечные" заводят новые контакты. Когда была выставка на Манежной площади в Москве, фермеры с мясной и молочной продукцией заработали по несколько миллионов за день. На Коренской ярмарке под Курском на ура шел иван-чай, в Минске - мед и зеленая гречка. Кредитов не берем, с поставщиками расплачиваемся вовремя и иногда формируем дебиторскую задолженность - чтобы они могли вложиться в развитие.

Когда есть адресный запрос, фермеры фасуют продукты, делают смеси или полуфабрикаты. Поскольку товар не надо хранить и перетаривать, издержки сокращаются, и клиентам удается даже экономить. По словам Артура Рыкалина, кооператив созрел и для крупных поставок: от него отпочковались магазины и кафе.

К дополнительной сертификации товара здесь не стремятся - рынок Москвы "всеяден". Китайский или заводской мед разбирают так лихо, что платить за органик-экспертизу настоящего алтайского продукта бессмысленно. Кстати, и пройти ее вряд ли удастся, добавил эксперт Давид Явруян:

Цены на продукты в ЦФО "собьют" ярмарками

- Однажды я как инспектор ездил к пчеловодам на Алтай: все оказалось чисто, но в районе, где они ставили ульи, падали ступени ракет с Байконура. Это не исправить… Низка вероятность что-то сертифицировать как органическое в Калужской области - там много земель, пострадавших от Чернобыльской аварии.

Не простое - золотое

Владелец холдинга "Аривера" Илья Калеткин пришел в сельское хозяйство именно ради органики. Он продавал в столице импортные продукты с экомаркировкой ЕС, но хотел расширить ассортимент, и в 2008-м вложил почти все свободные деньги в скудную мордовскую почву. В его хозяйстве "Биосфера" на 2,5 тысячи гектаров выращивают зерновые и крупяные культуры, пасут полтысячи коров (200 - дойные). На 60 гектарах в тульском "Болотове" разводят мелкий скот, птицу и сажают овощи.

- Чтобы быстрее получить европейский органик-сертификат, мы приобрели залежные земли. Возделывать их по стандартам, без гербицидов и пестицидов, очень затратно. То засуха, то ливни во время уборочной страды… Плюс в России не найдешь не протравленные и не генномодифицированные семена, у немцев их покупаем, - подчеркнул Илья Калеткин. - Органическое хозяйство не вправе применять искусственные удобрения и корма и должно быть, по сути, самодостаточно: навоз внес на поля, траву и зерно отвез животным. При этом растительная продукция может по себестоимости не отличаться от "простой", если поддерживать плодородие почв. КФХ "Пугачевское" в Пензенской области лет 30 практикует такое земледелие и на нечерноземах имеет до 40 центнеров с гектара. Со скотом и особенно птицей сложнее. Нельзя обрезать курам клювы, держать их в клетках при искусственном свете, без петухов… Короче, органик-яйца в стране нет. С учетом логистики и наценки магазина в Москве оно бы стоило 200-250 рублей за десяток. Тогда как консенсусная цена на фермерское яйцо - сотня.

В органик-производстве главное доверие. Если людям удобно покупать продукты у знакомого фермера, маркировка не нужна

Продать мордовский урожай дороже себестоимости некуда. Приходится возить гречиху (половина груза - шелуха) на переработку в Курскую область. За тысячу километров. Ближе нет предприятия, согласного пройти органик-сертификацию и мыть оборудование после "постороннего" сырья. Молоко сдают на завод как обыкновенное, а единственное в России органик-мясо - поставляют в калужское хозяйство, где делают сосиски, ветчину, паштеты и прочие лакомства.

- Кооперация с фермерами идет туго, - признался Илья Калеткин, - каждый себе на уме. Не готовы люди к разделению затрат и рисков, норовят что-то "подсыпать" на поля в надежде, что инспектор не заметит! В России море тех, кто мимикрирует под органику, украшает упаковку "евролистком" (значок органик-продукции - "РГ") без необходимого буквенного и цифрового кода. Но рано или поздно потребители научатся разбираться в маркировках. Сегодня предлагают создать госреестр производителей органической продукции. Это чушь, лазейка для коррупционеров. На сайтах сертификационных органов с международной аккредитацией (коих мало) четко указано, кто прошел их экспертизу.

Предъявите документы

Единой системы критериев "органичности" в России нет. А значит, невозможна и целевая господдержка таких хозяйств. Часть из них предпочитает сертификацию в европейских институтах - те сами проходят проверки со стороны вышестоящих инстанций и используют маркировку, к которой привык западный потребитель. Для наших граждан это хоть какой-то ориентир в неизведанном мире эко-, био-, органик- и натурпродуктов. Но визит международного инспектора стоит порядка 1600 евро в сутки (плюс ежегодный контроль). Такие затраты целесообразны для тех, кто планирует контракты с иностранцами или продажи в премиум-сегменте.

Часть фермеров обращается в местные лаборатории и центры, чьи услуги дешевле. Однако достоверность их выводов порой не подтверждена. Международным сообществом признана одна российская система сертификации - "Листок жизни" петербургского НП "Экологический союз". К ней прибегают хозяйства, которые не замахиваются на экспорт. Средняя стоимость экспертизы - 150 тысяч рублей (не считая командировочных, лабораторных анализов и проверок в последующие годы). Параллельно НП работает по органик-стандартам "для третьих стран" итальянского ICEA - одного из крупнейших сертификаторов в Европе.

В Курской области составили рейтинг низких цен на продукты

- В органик-производстве главное - доверие. Если людям удобно закупаться у знакомого фермера, маркировка не нужна. Но для торговли через магазины требуются четкие стандарты, их контролеры и контролеры контролеров, - эту точку зрения Илья Калеткин отстаивает в рабочей группе по подготовке ФЗ об органик-производстве. - Надо найти главного арбитра. Ростест? Минсельхоз? Институт питания РАМН, Росстандарт, Россельхозакадемия?.. Или некий коллегиальный орган с участием представителей государства, производителей и потребителей, которые будут определять, какие сертификаторы профессиональны и независимы? Увы, проект ФЗ переделывали более десяти раз: одно ведомство добавило, другое вычеркнуло - суть ушла.

По мнению экспертов, оптимально сразу прописать стандарты, эквивалентные европейским. Чтобы фермер с "внутренним" сертификатом мог выйти на внешний рынок. Но согласовать нормы РФ и ЕС затруднительно.

Между тем "органический" закон приняли в Воронежской области. Чиновники не отрицают - его нужно править. В "Папиной лавке" предлагают предусмотреть прямые формы господдержки (вместо субсидий по кредитам) и способы защиты эко-производителей от соседей. Так, кочевые пасеки страдают от того, что в разгар медосбора поля поливают химикатами.

- Надо учредить в регионе орган по сертификации с приемлемым прейскурантом и задать понятные критерии оценки: более низкое (в сравнении с обычными стандартами) содержание вредных веществ и более высокая полезность, - добавила Наталья Папина. - Необходим также реестр экологически безопасных земель. Сертификация земель и производства сложна, затратна и немногим будет под силу.

Теоретически региональный сертификатор даже при отсутствии ФЗ будет вправе работать по всей стране и за границей - если пройдет международный аудит.

Прямая речь

Давид Явруян, эксперт по международной органик-сертификации:

- Органик-продукты на 25-30 процентов (а то и в два-три раза) дороже обычных. И если на местном уровне спрос невелик, выручит западный потребитель. А чтобы отрасль развивалась, надо законодательно ломать имидж "экологически чистой" продукции. Обыватель считает, что самые безопасные овощи - у бабушки на огороде. Хотя она способна по наивности вылить на грядки вредный препарат в дикой концентрации. А ветром на участок могло занести соединения тяжелых металлов с завода, о котором старушка и не подозревает.

Василий Мельниченко, председатель Федерального сельсовета:

- Фермерам нужны свои кредитные кооперативы и кассы взаимопомощи, а заодно и каналы сбыта: частные торговые сети не обязаны нам содействовать. Мешает отсутствие нормальных прогнозов - минсельхоз собирает кучу отчетов, а потребность населения в продукции просчитать не может, и мы выращиваем то, что потом нереально продать. Не худо было бы и повысить заинтересованность местной власти в развитии экономики.

АПК Воронеж Центральная Россия