24.03.2015 15:34
Авто

Автопром получил шанс на работу в ОЭЗ Северо-Запада

Производителей автокомпонентов будут привлекать в ОЭЗ
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №60 (6631)
В министерстве экономического развития России рассматриваются поправки к закону об особых экономических зонах. Инициаторы изменений - предприятия автопрома и управляющие компании экономических зон. Участники рынка просят расширить возможности ОЭЗ, по их мнению, это позволит увеличить приток инвесторов.
Читать на сайте RG.RU
"Автотор" заморозит часть производства после ухода GM

Компонентный клубок

У каждой особой экономической зоны, согласно действующему федеральному законодательству, должно быть свое направление. В Петербурге, например, зона технико-внедренческая. В Псковской области - промышленная, в Мурманской - портовая.

Соответственно, резидентами зоны в Северной столице могут быть только предприятия, которые специализируются именно на разработке и внедрении инноваций.

Производители автокомпонентов размещаться в ОЭЗ и получать льготы в Петербурге пока не могут. Но именно от заводов, выпускающих комплектующие, напрямую зависит выживаемость автомобилестроения в стране.

Сейчас получается замкнутый круг. С одной стороны, есть представительства иностранных автоконцернов. Они собирают машины из готовых деталей, и доля их импорта велика. На Северо-Западе самый большой процент локализации у Hyundai - 47 процентов. У остальных он держится на уровне 35-42 процентов. Из-за границы зачастую везут даже бамперы. Естественно, в условиях колебания курса рубля цена комплектующих увеличивается в разы, и автоконцернам выгоднее было бы работать с местными поставщиками.

Но автокомпоненты для иностранных автоконцернов производят собственные аккредитованные поставщики. Соответственно, в России может быть открыт завод по производству комплектующих только в качестве филиала. И его деятельность будет полностью завязана на автоконцерне. Причем, учитывая, что представительства иностранных автозаводов работают преимущественно на местный рынок, снижение продаж в России автоматически сказывается и на производителях комплектующих.

Автопроизводители могли бы и не допустить снижения объемов производства, если бы работали на внешний рынок

Как заявил на форуме Autoinvest-2015 руководитель проектов аналитической компании "БиСиДжи" Юрий Трощенко, в нынешних условиях автопроизводители могли бы и не допустить снижения объемов производства, если бы работали на внешний рынок. Но сейчас главным препятствием для развития экспорта является та самая высокая доля импортной составляющей в автокомпонентах.

Таким образом, производителей деталей можно привлекать одним способом - предоставлять им максимальные льготы и гарантии. Автопроизводители возлагают надежды на расширение возможностей особых экономических зон.

Стабилизировать ситуацию на авторынке будут за счет локализации

Беспошлинная деталь

Примечательно, что сами автозаводы в ОЭЗ входить не хотят. Дело в том, что по существующему законодательству, если на территории особых экономических зон производится продукция с использованием импортных комплектующих, то по всем документам она считается иностранной.

И, следовательно, когда такие товары попадают на рынок стран Таможенного союза, производитель оплачивает все пошлины в таком же количестве, как если бы ввозил автомобили напрямую из-за рубежа.

Заместитель руководителя филиала ОЭЗ Петербурга Виталий Семилетко отметил, что поправки, направленные в минэкономразвития, подразумевают появление в каждой экономической зоне площадок для разных видов деятельности. И, соответственно, в ОЭЗ в Петербурге смогут базироваться как промышленные, так и внедренческие предприятия.

Также администрация петербургской особой экономической зоны активно продвигает идею о том, чтобы ее границы распространялись не на один регион, а на несколько.

Для города эта проблема актуальна особенно, потому что предприятия так называемого петербургского автокластера по факту находятся как на территории Петербурга, так и в Ленобласти. Но в Ленинградской области особой экономической зоны нет.

По мнению руководства ОЭЗ Петербурга, если компаниям разрешат дислоцироваться в соседних регионах, то это потребует значительного увеличения количества площадок. Сейчас по федеральному законодательству у каждой ОЭЗ их может быть максимум три. Поправки предполагают снятие этого ограничения.

- Сейчас закон об экономических зонах пересматривается в сторону большей инициативы от регионов. И для нас это принципиально важно, поскольку в 2018 году перестанет действовать постановление правительства N 166, касающееся беспошлинного ввоза автокомпонентов. Его действие будет отменено правилами ВТО. И сейчас ставится вопрос о том, насколько особые экономические зоны могут стать альтернативой доставки комплектующих, - полагает генеральный директор "Ниссан Мэнуфэкчуринг" Дмитрий Михайлов.

Минэкономразвития: Российский авторынок снова начнет расти в 2016 году

Когда все - особые

Налоговые льготы, режим ручного управления, государственные гарантии, сопровождение проекта под ключ, подключение инженерной инфраструктуры и прочие блага предлагаются инвесторам не только в особых экономических зонах. Подобные преференции предусмотрены для резидентов разного рода бизнес-, техно- и индустриальных парков. Такие объекты есть во всех регионах России, и инвесторов там не просто ждут, субъекты готовы бороться за производителей, предлагая им самое лучшее. И инициативу о расширении полномочий ОЭЗ некоторые представители индустриальных парков воспринимают как перетягивание одеяла.

Заполняемость особых экономических зон и индустриальных парков отличается в каждом регионе. В Петербурге, например, в ОЭЗ практически нет свободных мест. И объясняется это просто. Резидент особой экономической зоны после реализации своего проекта по закону имеет право выкупить земельный участок, на котором построил производство, за 25 процентов от его кадастровой стоимости. В Петербурге один гектар земли в промзоне продается за 29 миллионов рублей. Экономия более чем существенная.

На отсутствие резидентов не жалуются и в Ленобласти. В регионе, по данным агентства экономического развития, в разной степени готовности находится 14 парков. Все они, даже те, где строительство еще не завершено, уже готовы принимать инвесторов.

В каждом субъекте перечень льгот, которые получает инвестор, определяет региональная власть. Обычно "скидку" дают на налоги, которые поступают в местные бюджеты.

Если полномочия ОЭЗ будут расширены, то конкуренция между особыми экономическими зонами и индустриальными парками значительно усилится.

В то же время эксперты уверены, что увеличение возможностей ОЭЗ не оставит достойные индустриальные парки без резидентов. По словам Алексея Ушакова, руководителя научных программ в России и СНГ ООО "Джи Эм СНГ", в России есть множество незанятых ниш, связанных с автокомпонентами. В частности, отсутствуют лаборатории для тестирования комплектующих, нет предприятий, которые производят субкомпоненты.

Таким образом, если перед автомобильной промышленностью ставится задача не только выжить, но и выйти на определенный уровень, то для полноценного развития отрасли требуется создание огромного количества предприятий, причем речь не идет только о гигантских заводах, часть задач могут решить и компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу. И обеспечение производственными площадками и пакетом льгот станет для них определенным стимулом.

Легковые авто СЗФО