Компонентный клубок
У каждой особой экономической зоны, согласно действующему федеральному законодательству, должно быть свое направление. В Петербурге, например, зона технико-внедренческая. В Псковской области - промышленная, в Мурманской - портовая.
Соответственно, резидентами зоны в Северной столице могут быть только предприятия, которые специализируются именно на разработке и внедрении инноваций.
Производители автокомпонентов размещаться в ОЭЗ и получать льготы в Петербурге пока не могут. Но именно от заводов, выпускающих комплектующие, напрямую зависит выживаемость автомобилестроения в стране.
Сейчас получается замкнутый круг. С одной стороны, есть представительства иностранных автоконцернов. Они собирают машины из готовых деталей, и доля их импорта велика. На Северо-Западе самый большой процент локализации у Hyundai - 47 процентов. У остальных он держится на уровне 35-42 процентов. Из-за границы зачастую везут даже бамперы. Естественно, в условиях колебания курса рубля цена комплектующих увеличивается в разы, и автоконцернам выгоднее было бы работать с местными поставщиками.
Но автокомпоненты для иностранных автоконцернов производят собственные аккредитованные поставщики. Соответственно, в России может быть открыт завод по производству комплектующих только в качестве филиала. И его деятельность будет полностью завязана на автоконцерне. Причем, учитывая, что представительства иностранных автозаводов работают преимущественно на местный рынок, снижение продаж в России автоматически сказывается и на производителях комплектующих.
Как заявил на форуме Autoinvest-2015 руководитель проектов аналитической компании "БиСиДжи" Юрий Трощенко, в нынешних условиях автопроизводители могли бы и не допустить снижения объемов производства, если бы работали на внешний рынок. Но сейчас главным препятствием для развития экспорта является та самая высокая доля импортной составляющей в автокомпонентах.
Таким образом, производителей деталей можно привлекать одним способом - предоставлять им максимальные льготы и гарантии. Автопроизводители возлагают надежды на расширение возможностей особых экономических зон.
Беспошлинная деталь
Примечательно, что сами автозаводы в ОЭЗ входить не хотят. Дело в том, что по существующему законодательству, если на территории особых экономических зон производится продукция с использованием импортных комплектующих, то по всем документам она считается иностранной.
И, следовательно, когда такие товары попадают на рынок стран Таможенного союза, производитель оплачивает все пошлины в таком же количестве, как если бы ввозил автомобили напрямую из-за рубежа.
Заместитель руководителя филиала ОЭЗ Петербурга Виталий Семилетко отметил, что поправки, направленные в минэкономразвития, подразумевают появление в каждой экономической зоне площадок для разных видов деятельности. И, соответственно, в ОЭЗ в Петербурге смогут базироваться как промышленные, так и внедренческие предприятия.
Также администрация петербургской особой экономической зоны активно продвигает идею о том, чтобы ее границы распространялись не на один регион, а на несколько.
Для города эта проблема актуальна особенно, потому что предприятия так называемого петербургского автокластера по факту находятся как на территории Петербурга, так и в Ленобласти. Но в Ленинградской области особой экономической зоны нет.
По мнению руководства ОЭЗ Петербурга, если компаниям разрешат дислоцироваться в соседних регионах, то это потребует значительного увеличения количества площадок. Сейчас по федеральному законодательству у каждой ОЭЗ их может быть максимум три. Поправки предполагают снятие этого ограничения.
- Сейчас закон об экономических зонах пересматривается в сторону большей инициативы от регионов. И для нас это принципиально важно, поскольку в 2018 году перестанет действовать постановление правительства N 166, касающееся беспошлинного ввоза автокомпонентов. Его действие будет отменено правилами ВТО. И сейчас ставится вопрос о том, насколько особые экономические зоны могут стать альтернативой доставки комплектующих, - полагает генеральный директор "Ниссан Мэнуфэкчуринг" Дмитрий Михайлов.
Когда все - особые
Налоговые льготы, режим ручного управления, государственные гарантии, сопровождение проекта под ключ, подключение инженерной инфраструктуры и прочие блага предлагаются инвесторам не только в особых экономических зонах. Подобные преференции предусмотрены для резидентов разного рода бизнес-, техно- и индустриальных парков. Такие объекты есть во всех регионах России, и инвесторов там не просто ждут, субъекты готовы бороться за производителей, предлагая им самое лучшее. И инициативу о расширении полномочий ОЭЗ некоторые представители индустриальных парков воспринимают как перетягивание одеяла.
Заполняемость особых экономических зон и индустриальных парков отличается в каждом регионе. В Петербурге, например, в ОЭЗ практически нет свободных мест. И объясняется это просто. Резидент особой экономической зоны после реализации своего проекта по закону имеет право выкупить земельный участок, на котором построил производство, за 25 процентов от его кадастровой стоимости. В Петербурге один гектар земли в промзоне продается за 29 миллионов рублей. Экономия более чем существенная.
На отсутствие резидентов не жалуются и в Ленобласти. В регионе, по данным агентства экономического развития, в разной степени готовности находится 14 парков. Все они, даже те, где строительство еще не завершено, уже готовы принимать инвесторов.
В каждом субъекте перечень льгот, которые получает инвестор, определяет региональная власть. Обычно "скидку" дают на налоги, которые поступают в местные бюджеты.
Если полномочия ОЭЗ будут расширены, то конкуренция между особыми экономическими зонами и индустриальными парками значительно усилится.
В то же время эксперты уверены, что увеличение возможностей ОЭЗ не оставит достойные индустриальные парки без резидентов. По словам Алексея Ушакова, руководителя научных программ в России и СНГ ООО "Джи Эм СНГ", в России есть множество незанятых ниш, связанных с автокомпонентами. В частности, отсутствуют лаборатории для тестирования комплектующих, нет предприятий, которые производят субкомпоненты.
Таким образом, если перед автомобильной промышленностью ставится задача не только выжить, но и выйти на определенный уровень, то для полноценного развития отрасли требуется создание огромного количества предприятий, причем речь не идет только о гигантских заводах, часть задач могут решить и компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу. И обеспечение производственными площадками и пакетом льгот станет для них определенным стимулом.