10.04.2015 19:08
Культура

Ирина Апексимова: В театре Виктюка я сделала все, что могла и хотела

Ирина Апексимова стала еще и худруком Театра на Таганке
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №77 (6648)
Ирина Апексимова перестала быть директором Театра Романа Виктюка и полностью сосредоточилась на руководстве Театром на Таганке. Актриса официально теперь занимает там две должности: не только директора, о чем было объявлено еще в марте, но и (сенсация!) художественного руководителя Театра на Таганке, что было озвучено сегодня на пресс-конференции в ТАСС.
Читать на сайте RG.RU

Отвечая на вопросы "Российской газеты", Ирина Апексимова прокомментировала перемены, которые ожидают Таганку в ближайшем будущем, и масштабы капитальной реконструкции здания театра. Итак, дословно.

Ирина Апексимова: Я рада, что сегодня оставила одну из своих важных должностей - я перестала быть директором театра Романа Виктюка. Я сделала все, что должна была, могла и хотела сделать в этом театре. Дальше я не видела для себя там дальнейших перспектив творческого развития. Поэтому большое спасибо Правительству городу Москвы за предоставленную мне возможность побыть директором замечательного театра. Теперь я являюсь исключительно директором Театра на Таганке.

Сергей Собянин объявил о завершении уникальных реставрационных работ в "Геликон- опере"

Означает ли это, что теперь и Театр на Таганке ждет масштабная реконструкция?

Ирина Апексимова: Театр находится в очень тяжелом состоянии - я имею в виду помещение. Еще с июля 2014 года театр по приказу Правительства Москвы остановился для ремонта. Но дело в том, что по проекту, который был изначально принят, не предусматривалась полная реконструкция театра, была запланирована только частичная реставрация. Но когда она началась, обнаружились скрытые дефекты, которые невозможно было предусмотреть, и ремонт был остановлен. Выяснилось, что у этого замечательного здания просто нет фундамента!

Сейчас остановлены все ремонтные работы для того, чтобы решить: будет осуществляться либо корректировка проекта, либо проект будет делаться заново по реконструкции и реставрации всего здания. Оно в таком состоянии, что может сложиться в любую секунду. Да, здание стоит, но никто не может предсказать, что случится в дальнейшем, когда нет фундамента, под театром проходят сточные воды, рядом метро и так далее.

В текущий театральный сезон никто в этом помещении не работал - театр играл спектакли на разных площадках города Москвы. Когда я в марте стала директором, репертуар на апрель и май не был сверстан, никакие залы не были арендованы. Но это вопрос не ко мне. Театр сейчас играть спектакли не может, потому что негде, и надо начинать реконструкцию. А дальше - я надеюсь на Департамент культуры, на Правительство Москвы, что мы переедем в какое-нибудь помещение и начнем потихонечку свою жизнь заново.

Успешный опыт работы директором театра у вас есть. Но обязанности художественного руководителя - это ведь другая история…

Ирина Апексимова: Ни для кого не секрет: с тех пор, как Юрий Петрович Любимов был вынужден уйти из Театра на Таганке, а потом театр возглавил Валерий Золотухин, а потом была группа юбилейного года, у этого театра сформировалась скандальная репутация. И она уже стала гораздо громче и чаще звучать, и выше обсуждаться, чем творческая слава того великого Театра на Таганке, который создавал Любимов.

На фестивале "Золотая маска" покажут спектакль Бутусова "Три сестры"

Я лично не вижу никого подходящего по харизме, по таланту, по каким-то лидерским качествам, хотя бы отдаленно напоминающего Юрия Петровича Любимова. Это наша привычка, что репертуарный театр обязательно должен быть с худруком, - я считаю, не обязательно. У нас так сложилось, худрук - значит лидер. Но худрук приходит со своей командой. В Театр на Таганке сейчас невозможно назначить лидера сверху. Не говоря уже о том, что лидером нужно родиться, его невозможно сверху просто спустить и сказать: это ваш худрук. Пока я такого человека не вижу. Поэтому, ребята, давайте работать, давайте прекратим забастовки, прекратим писать письма, давайте займемся непосредственно своей актерской профессией. И когда мы начнем выпускать премьеры, появятся режиссеры, возможно, будут победы, а возможно, и какие-то ошибки, от этого ведь никто не застрахован, но только таким образом можно определить творческого лидера театра.

Но две должности: художественного руководителя и директора - вы официально сейчас занимаете? Или это вынужденная позиция, когда как директор вы на себе берете функции худрука? И что касается строительства, все более-менее понятно: есть успешный пример - завершенное под вашим руководством реконструированное роскошное здание Театра Виктюка. А что касается творческой части - это большая проблема Таганки. Как вы ее будете решать? И главное, кого вы планируете приглашать на постановки?

Ирина Апексимова: В театре я официально и директор, и художественный руководитель. Но ни как директор, ни как актриса я никогда не ставила спектакли, и не собираюсь это делать. У меня достаточно опыта и ума, чтобы не начинать заниматься этим. Есть определенное количество молодых, талантливых режиссеров. Я не буду сейчас называть фамилии, потому что пока это преждевременно. Есть замечательные опытные, состоявшиеся режиссеры. Есть режиссеры, которые уже доказали всем, что они имеют право на существование, - как российские, так и западные. Мне бы хотелось сделать театр, который работал бы в разных творческих направлениях. Я имею в виду театр, который ставит и классический материал, и занимается поисками современной драматургии. Мне нравится, что сейчас стало востребованным и литературное творчество. И со вчерашнего дня я начала встречаться с режиссерами, вести переговоры.

В каком статусе сейчас находится труппа? Она в творческом отпуске, она готовится к старту, что сейчас происходит с актерами Таганки?

Андрей Максимов: Может ли государство вмешиваться в творческий процесс?

Ирина Апексимова: Люди не в творческом отпуске, люди в состоянии ожидания. Это не сиюсекундное решение. В течение нескольких дней правительство города Москвы должно принять конкретное решение относительно театра, - в каком состоянии мы будем существовать, будем ли мы работать и выполнять государственные задания, как это происходило до того.

Пауза, по вашему ощущению, может растянуться на несколько дней, неделю, полгода?

Ирина Апексимова: Пауза не длительная. Но она возникла, потому что произошла смена руководства и в Департаменте культуры. Все принимают дела, и я принимаю дела, и Александр Владимирович Кибовский принимает дела. Сейчас проходит экспертиза состояния здания Театра на Таганке.

Какие вы планируете кадровые перестановки в театре? Будете приглашать новых актеров?

Ирина Апексимова: На нынешнем этапе никаких кадровых перестановок, кроме смены административного состава, не произошло и происходить не будет. Это нормальная ситуация: я, как директор, отвечаю за каждую копейку, которую в театре расходуют, поскольку это бюджетные деньги. Естественно, я привожу в свою команду людей, которым я доверяю. То же самое сейчас происходит и в Театре Романа Виктюка - новый директор приведет свою новую команду, на которую он будет опираться. Что касается творческого состава труппы Театра на Таганке, я думаю, это долгий процесс, мы должны со всеми познакомиться. Кого-то я знаю, с кем-то я когда-то снималась в кино, кто-то из актеров играл в моем собственном продюсерском центре, кого-то я не знаю совсем. Этот процесс требует подробного и аккуратного отношения к людям.

Вам в наследство досталась масса проблем Таганки - и организационных, и творческих. Как вы в принципе на такое решились - взвалить их все на свои плечи?

Ирина Апексимова: Мне это интересно, и это приносит мне большое удовольствие и огромный заряд энергии. Я не прекращаю своей актерской деятельности. И я счастлива, что благодаря директорской работе я перестала нервничать из-за моей актерской профессии - как актриса я теперь не беспокоюсь по поводу того, есть ли для меня предложения или нет, когда мне позвонят или не позвонят… Это перешло в разряд удовольствия и разряд счастья. А что касается конкретно директорской должности, мне интересен выбор, это сложная и безумно интересная профессия, потому что в ней есть все: и менеджерская, и творческая составляющая. И я вспоминаю Николая Лукьяновича Дупака - помимо того, что он был прекрасным менеджером, легендарным директором Театра на Таганке, он как актер снимался в замечательных фильмах. Так что мне есть на кого равняться.

Драматический театр