Это достижение может стать переломным в признании роботов. Ведь он совершил самый длинный на сегодняшний день пробег полностью в автоматическом режиме. Конечно, на случай всяческих неурядиц рядом постоянно находился водитель. А испытаний на долю автомата выпало немало. На пути встречалось множество забитых транспортом дорог, сложные дорожные развязки, мосты, туннели, агрессивные водители и неблагоприятные погодные условия, в частности плохая видимость. И хотя куратор, который постоянно сидел на месте водителя и был готов в случае любого ЧП взять управление на себя, работы для него практически не нашлось. Около 99 процентов всего проделанного пути машиной управлял автомат. .
Результат, прямо скажем, поразительный. Для этого робот буквально напичкали самой разной техникой: это различные системы слежения и локации, оптические камеры, множество сенсоров, различные программные алгоритмы и т.д. Они помогали просчитывать безопасные траектории движения, обнаруживать находящиеся на дороге объекты, предупреждали об опасности столкновения, следили, чтобы автомобиль постоянно соблюдал свои полосы. Кроме того, робот был оснащен интеллектуальной программой, которое позволяет принимать сложные решения, на уровне тех, которые принимает человек. Станет ли этот автопробег тем прорывом, который, наконец, откроет роботам дорогу на автострады? Ведь уже сегодня оценки показывают, что самоходные машины кардинально изменят ситуацию на дорогах. В разы снизится число аварий, а также нагрузка на водителей. Роботы позволят если не решить, то намного смягчить проблему пробок. Ведь ралли беспилотников демонстрируют, что расстояние между ними можно значительно уменьшить без ущерба для безопасности движения. Таким образом, увеличится пропускная способность дорог.
И здесь возникает вполне естественный вопрос. Если робот такой "умный и вооруженный" практически на все случаи жизни, если уже управляет авто лучше и безопасней человека, то почему он еще не на дорогах? Кто тормозит его продвижение? Правда, кое-где он уже пробил тропинку к признанию. В штате Невада с 2012 года действует закон, который разрешает беспилотникам езду по автомагистралям без активного вмешательства человека. Правда, рядом с роботом должен сидеть оператор. Затем к Неваде присоединились Флорида и Калифорния. Пока речь идет только о трассах, которые не являются федеральными. Там роботом появляться запрещено. Опыт 3 лет показал, что беспилотники оправдывают свою репутацию, с ними произошла всего одна авария, причем по вине какого-то неосторожного водителя, который просто-напросто врезался в механического "конкурента". А, к примеру, в Германии уже намерены продать несколько беспилотников, чтобы ездить по автобанам. Речь не идет о его полной автономии. Если водитель захочет отдохнуть, то может передать управление роботу. И взяться за руль, только в каких-то сложных ситуациях.
По мнению специалистов, признание беспилотников - это вопрос времени. Нужно накопить статистику, доказать с цифрами в руках явное преимущество робота над человеком. Но остается главный вопрос: сможет ли беспилотник "ужиться" на дороге с человеком? Ведь он обязан, как и робот, строго следовать букве правил движения. Не проскакивать на красный свет, не подрезать партнеров по движению, не превышать скорость и т.д.
А вот это же из области фантастики, скажут многие. Скорее, Луна упадет на Землю, чем человек строго впишется в рамки правил. А сколько за рулем просто неумелых водителей, которым вообще противопоказано выезжать на трассу. Своими выкрутасами и маневрами они любого робота с "ума" сведут. Никакой электронный мозг не сможет предусмотреть все варианты дорожных ситуаций. А значит, попав в дорожный поток с реальными водителями, робот довольно быстро выйдет из игры - навсегда остановится. Словом, человек и беспилотник на дороге вряд ли совместимы. Аргумент очень серьезный. Но, может, появление на дороге идеального механического "джентльмена" станет стимулом для всех водителей не ударить в грязь лицом перед "железом", вспомнить, что они все же homo sapience.