Эстонские корни
В горах есть небольшой поселок под названием Эсто-Садок, где живут всего-то 800 человек. Благодаря олимпийской стройке за 4 года он превратился мини-городок с отличными дорогами, отелями и горнолыжными трассами.
А ведь еще в XIX веке эти места были не заселены, первыми переселенцами стала группа эстонцев. Убегая от господского гнета на родине, в 1871 году 73 эстонские семьи отправились искать лучшей доли. Часть из них осела в Калмыкии и Ставрополье, а 36 семей дошли в долину реки Мзымта, и в 1886 году поселились рядом с Красной Поляной.
Занялись скотоводством, пчеловодством и земледелием. Высадили огромный яблоневый сад (Эсто-Садок - Эстонский сад). Распределяя же участки, оставили большой кусок земли со старым дубом в центре под общее пользование -это дерево считается символом Эстонии. Дуб сохранился и сегодня. Почти погибшее дерево покрыли лаком, на стволе написали важные даты поселка. Поляна рядом используется для схода жителей.
Недавно здесь дали названия местным улицам. Сами жители никогда не задумывались об этом и согласно документам жили на одной улице. Туристу же было сложно разобраться - из-за гористой местности дома построены довольно разбросанно.
О корнях не забывают. Есть в поселке дом-музей эстонского писателя Антона Хансена Таммсааре, который лечился здесь от туберкулеза. Свежий воздух, забота и спокойствие сельской жизни сделали свое дело - Таммсааре поправился. Он уехал на родину и всю жизнь вспоминал о сочинском поселке, упоминал его в своих рассказах.
Жители создали свою общину, собираются на праздники, поют хором народные песни. Здесь много эстонских фамилий, имена же все чаще русские. Есть и те, кому с легкой руки советской паспортистки пришлось носить не данное родителями имя. Так появилась Диана вместо запланированной Тианы. В семьях частично удалось сохранить эстонский язык.
- Правда, это скорее староэстонский. В Эстонии говорят немного иначе. Язык постоянно меняется, а уж за такой срок тем более, - улыбается заведующая музеем Таммсааре эстонка Диана (Тиана) Губарева. - Но терять даже эти крупицы мы не собираемся. Стараемся и детям привить любовь к корням.
Греческий налет
В 4 км от Эсто-Садка раскинулась основанная еще в 1869 году греками Красная Поляна. Бежавшие от турецкого ига на Ставрополье, но не прижившиеся там 36 греческих семей нашли новый дом в Сочи. Первое, что они сделали на пустующих склонах, - построили церковь и открыли школу. Кстати, они-то и назвали поселок. Осенью горы ярко краснели от растущего повсюду папоротника.
Несмотря на близость эстонского и греческого поселков, эти народы практически не смешивались. Две общины активно обменивались своими товарами, но браки между ними не приветствовались.
Греки также сохраняют память о своих корнях и по сей день - в Сочи существует большая греческая община. Да и в поселке их немало.
Долгое время Красная Поляна была маленьким, оторванным от прибрежной части Сочи поселком. Сейчас же ее не узнать. Подготовка к Играм-2014 изменила село до неузнаваемости. В горы теперь ведет новая дорога. В самой же Красной Поляне повсюду уличное освещение и ровные одинаковые заборы, за которыми чистенькие домики местных жителей. Нет проблем с электричеством и водоснабжением. Поставили и очистные сооружения, провели канализацию.
С адыгейским акцентом
Большинство же названий рек, гор, поселков в Сочи и его окрестностях принадлежат другому коренному народу - адыгам. Еще в Средние века на побережье Кавказа обосновались три племени горцев: абазины, убыхи и шапсуги (адыги). Уже позже в эти места также пришли турки и переселенцы со всех уголков огромной Российской империи.
Сейчас об истории и традициях Черноморского побережья Кавказа напоминает даже название главного олимпийского стадиона "Фишт". Именно так именуется высокая гора на Западном Кавказе. В переводе с адыгейского языка - Белая голова, ведь снега на ее вершине никогда не тают. Есть своя история и у названия биатлонного комплекса "Лаура", которое было дано по имени красивой местной горной реки. Происходит оно от имени князей Ларга из абазинского племени.
Пожалуй, в городе нет ни одного топонима без адыгского налета. Даже горный массив Ахун происходит от русифицированного имени адыгского божества Ахына (покровителя стад), а горная река Мзымта в переводе с языка адыгов значит Бешеная.
Сегодня в городе сохранилось несколько поселений адыгов. Одно из самых крупных - аул Большой Кичмай с населением 500 человек. Именно здесь несколько лет назад впервые задумались об этнографическом туризме. В итоге даже появился свой небольшой турмаршрут. Начинается он с домашней сыроварни, где можно попробовать настоящий адыгейский сыр. А мастер обязательно расскажет, как правильно его приготовить в домашних условиях.
Позже у домашнего очага за чаем, который подается на традиционный трехногий стол анэ, вам расскажут о традициях и обычаях адыгов. Зачастую такие посиделки заканчиваются зажигательными кавказскими танцами.
Алла Гусева директор Музея истории города-курорта Сочи
- Несмотря на такое разнообразие народностей в нашем городе, на курорте никогда не было конфликтов на национальной почве. Скорее наоборот, мы все дружим. В местные школы ходят дети адыгов, армян, греков, эстонцев. Сидят за одной партой и даже не задумываются об этом. Корни этой дружбы зародились еще в далеком прошлом, когда на территории нынешнего Сочи первым переселенцам было сложно выжить без взаимной выручки. Помимо малярии, которая унесла жизни многих, в этих местах были и другие сложности - многие переселенцы из черноземных областей не понимали специфики земледелия здесь. К примеру, пробовали культивировать знакомые им пшеницу, рожь и овес, которые в горных условиях не давали хороших урожаев. И тогда именно соседи помогали понять, какие культуры лучше выращивать.
Данные последней Всероссийской переписи населения (2010 год). Всего в Сочи проживают 420589 жителей, национальность указана у 403401 чел.