Гениальность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого как хирурга поражала и больных, и коллег: очевидцы рассказывают, что его руки, даже когда архиепископу Луке исполнилось 60, были "необыкновенно точны, соразмерны и виртуозны". "Тончайшее чувство осязания, очевидно, было врожденным у отца, - вспоминал сын Михаил. - Он как-то, беседуя с нами, его детьми, на эту тему, решил доказать нам это "на деле". Сложил десять листков тонкой белой бумаги, а затем попросил давать задания: одним взмахом острого (это было обязательным условием!) скальпеля разрезать любое количество листков. Опыт оказался удачным. Мы были поражены!" Оперировал он до 68 лет!
Редкостным было и отношение доктора к больным. "Приступая к операции, - учил он будущих хирургов, - надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представлять, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется "случаем". Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле".
Жизнь не баловала гениального хирурга и великого ученого. "Был изобретен так называемый допрос конвейером, который дважды пришлось испытать и мне, - рассказывал святитель Лука о своем аресте в 1937-м. - Этот страшный конвейер продолжался непрерывно день и ночь. Допрашивавшие чекисты сменяли друг друга, а допрашиваемому не давали спать ни днем, ни ночью. Я опять начал голодовку протеста и голодал много дней. Несмотря на это, меня заставляли стоять в углу, но я скоро падал на пол от истощения. У меня начались ярко выраженные зрительные и тактильные галлюцинации, сменявшие одна другую. То мне казалось, что по комнате бегают желтые цыплята, и я ловил их. То я ясно чувствовал, что под рубахой на моей спине извиваются змеи. От меня неуклонно требовали признания в шпионаже, но в ответ я только просил указать, в пользу какого государства я шпионил. На это ответить, конечно, не могли. Допрос конвейером продолжался 13 суток".
"Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? - спросил святителя Луку чекист Петерс (диалог произошел на слушании так называемого Дела врачей, сфабрикованного властями). - Разве вы его видели, своего Бога?". "Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель, - отвечал отец Валентин. - Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил". (Колокольчик председателя потонул в долго не смолкавшем хохоте зала.
Екатерина Гусева, исполнительница роли жены хирурга Войно-Ясенецкого
- Моя героиня Анна Ланская, сестра милосердия, в 18 лет дала обет безбрачия. Но, встретив и полюбив этого яркого человека, решилась выйти замуж. Думаю, ее любовь к мужу оказалась сильнее, чем любовь к Богу. Выйдя замуж, родив четверых детей, она заболела и рано ушла из жизни. Анна была простой, земной женщиной, с великой любовью к мужу. Работая над ролью, я много размышляла над тем, что же заставило совсем юную девушку дать обет безбрачия? Почему, нарушив из любви к мужчине свой обет Богу, она так рано и трагически ушла из жизни?
В фильме много вопросов. Я не пыталась на них ответить, я постаралась сделать их острее и передала все эти тайны и загадки зрителям.
Виталий Безруков, исполнитель роли героя уже в зрелом возрасте, после принятия им монашества
- В истории жизни святителя было много бед и испытаний, но мне хочется добавить немного юмора: жизнь устроена так, что рядом с трагическим всегда есть место чему-то веселому. И у моего героя тоже было чувство юмора - и зрители, и читатели биографии святителя Луки Войно-Ясенецкого могут убедиться в этом. Так вот, рядом со мной на съемочной площадке работала Катя Гусева, которую я всегда считал драматической актрисой, каких мало. Мы с ней знакомы давно, вместе снимались в сериалах "Бригада", "Есенин", и я всегда завидовал сыну, потому что Катя была его партнершей. Наконец-то повезло и мне, обрадовался я, получив сценарий. Ан нет! И в этот раз мимо! Да, Катя играет супругу моего героя, но она его жена в том возрасте, когда меня еще нет в кадре, я играю уже вдовца и монаха!
А если говорить о роли, то надо обязательно упомянуть книгу священника Василия Марущака, написавшего биографию святителя Луки, потому что именно благодаря ей я впервые узнал о святом. Однажды, в больнице, среди развала книг, лежавших, как это бывает, в холле, я нашел книгу "Святитель-хирург" и был потрясен историей жизни архиепископа и гениального хирурга. Эта встреча со святителем и повлияла на мою жизнь.
Патриарх Кирилл
- С большим интересом я посмотрел картину "Излечить страх", посвященную жизни и служению святителя Луки Войно-Ясенецкого, и я сердечно благодарю режиссера, продюсера, весь творческий коллектив фильма за замечательную работу.
Размышляя о святости как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке. Святой - это не сверхчеловек и не герой в обычном понимании этого слова. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую Волю и премудрый Промысел Божий.
Отрадно свидетельствовать, что режиссеру и творческому коллективу удалось раскрыть тему подлинной христианской святости, не впадая в крайности, избегая чрезмерной эпичности или излишней сентиментальности.
Из досье "РГ"
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в семье провизора в 1877 г. в Керчи. Гимназистом увлекся живописью и готовил себя к поступлению в Академию художеств. Но потом выбрал "путь служения народу". На решение повлияла книга Нового Завета, подаренная Валентину в честь окончания гимназии. На медицинском факультете Киевского университета он активно занимается научной работой, но после окончания просит отправить его туда, где он "сможет лечить больных". В 1904 г. молодой врач получает направление в госпиталь под Читой, где сразу начинает делать операции на черепе, костях и суставах. Оперировал он больше 40 лет, число больных, спасенных им, исчисляется десятками тысяч. В 1904 г. женится на сестре милосердия Анне Ланской, в семье рождается четверо детей. В 1919 г. от туберкулеза умирает жена, через два года Войно-Ясенецкий принимает священнический сан, в 1923 г. постригается в монахи с именем Лука (в честь евангелиста Луки, тоже врача) и становится епископом. Через 10 дней епископ Лука впервые арестован. Всего в лагерях и ссылках святитель провел 11 лет. Но ни ссылки, ни лагеря, ни Великая Отечественная война не остановили его научную деятельность и его служение хирургом. В 1923 г., в тюрьме, заканчивает книгу "Очерки гнойной хирургии", за которую в 1946 г. Войно-Ясенецкому присуждают Сталинскую премию. Кроме этого труда святитель написал книги "Дух, душа, тело", автобиографическую "Я полюбил страдания" и "Наука и религия". В 1958 г. архиепископ Лука ослеп, в 1961 г. скончался.