По данным экспертов, за последнее время "путинское большинство", которое начинало формироваться еще во время первого срока президентства Владимира Путина, стало существенно больше - примерно на 20 процентов. Этот рост связан с событиями вокруг присоединения Крыма, но не только. "Крымский консенсус актуализировал те ценности, которые были изначально и вокруг которого путинское большинство и сформировалось", - говорит Константин Костин.
Один из ключевых ценностных ориентиров путинского большинства, по мнению экспертов, это субъектность России как государства, самостоятельно определяющего направления своего развития, свободного от навязывания чужой политической воли. Тесно связан с первым и второй ориентир - это патриотизм как основополагающий элемент системы ценностей граждан и государства в целом. Путинское большинство рассматривает демократию как способ обеспечения народного представительства во власти, а рыночную экономику - как систему, создающую наиболее благоприятные условия для повышения качества жизни людей. Еще одна объединяющая ценность - социальная справедливость и социальные гарантии для всех россиян. И, безусловно, сторонники Владимира Путина ценят стабильность, поскольку без нее невозможно поступательное движение вперед.
"Идеология Путина позволила объединить самые разные социальные группы", - считает Андрей Кочетков, руководитель центра политических исследований ФоРГО. В путинском большинстве, продолжает он, равномерно представлены все возрастные группы (например, 27 процентов в нем составляют люди от 18 до 30 лет, 24 процента - старше 60 лет). Из результатов проведенного в апреле 2015 года исследования Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) следует, что структура путинского большинства фактически воспроизводит в виде модели структуру населения страны. Так, 15 процентов сторонников Владимира Путина живут в городах-миллионниках, 19 процентов в городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек, 14 процентов в городах с населением от 50 тысяч человек до 250 тысяч, 17 процентов в маленьких городах, и еще 29 процентов - это сельские жители. Само же путинское большинство эксперты характеризуют как надпартийную общественную коалицию, объединяющую сторонников различных политических взглядов вокруг стратегической программы развития страны, предлагаемой действующим президентом. В результате путинское большинство становится значимой силой, с которой вынуждены считаться в том числе и органы власти, подчеркивают авторы доклада.
"На сегодняшний день 66 процентов граждан заявляют, что хотели бы, чтобы в 2018 году Путин участвовал бы (в выборах. - "РГ") и победил, - говорит Константин Костин, ссылаясь на данные ФОМ. - Таким образом, для такого числа наших граждан - это картина желаемого будущего". Он признается, что сам так же входит в это число. При этом видеть Владимира Путина на посту президента хотят не только сторонники "Единой России", но и других партий, у которых есть свои лидеры, которые теоретически могли бы претендовать на кресло главы государства. Уровень доверия Владимиру Путину в конце апреля составил 85 процентов, и столь высокие показатели - "это большой ресурс для развития страны", подчеркивает политолог.
При этом путинское большинство не только устойчиво, но и обладает потенциалом для роста, полагают авторы исследования. Эксперты планируют и дальше изучать этот феномен, "в том числе пытаться понять, какие общественные инициативы вызывают наибольший резонанс у граждан".
ФоРГО было проведено и исследование изменения политических настроений в российской части Интернета. Противопоставление "партии телевизора" как провластной аудитории и "партии Интернета" как оппозиционного пространства закончено, полагают эксперты. За последние годы Рунет превратился в значительно более лояльную среду, в которой теперь превалирует патриотическая общественно-политическая повестка. Авторы исследования связывают это с существенным расширением интернет-аудитории за счет жителей малых и средних городов, а также людей среднего и старшего возраста. Еще одна причина - резкое вовлечение патриотически настроенной аудитории социальных сетей в политические дискуссии в начале 2014 года вокруг Украины и возвращения Крыма. Появившаяся привычка вести в сети политические дискуссии затем перешла и на внутрироссийские темы.